<<
>>

§12 Персонализм и материализм: бессмертие личности и безличного

Уже при первом приближении к основаниям персонализма и материализма очевидно, что оба onit основываются на идее бессмертия. IIo если первый делает бессмертие атрибутом персоны, то второй отдает его безличному началу.

Только персона можетобладатьстихией бессмер­тия и переживать бессмертие. Когда бессмертие отдается только Материи, она странным образом персонифицируется, обретая в сознании материа­листа почти мистический смысл. Ee круговороты и отношения трактуются чуть ли не как идеальное, Мировая Душа. IIo это очень жестокая и странная Душа, которая отталкивает от себя душу челове­ка и принимает в свои бесконечные круговороты лишь его тело...

Конечно, можно возразить, что материалист все же принимает бессмертие личности как память о ней, которая вызывается поступками и произве- дениями'ушедшего. Ho нельзя ли предположить, что это бессмертие медленно, но неуклонно разру­шается, ибо земная память о человеке не бессмер­тна - хотя бы потому, что поток истории уносит B сумерки забвения целые страны и культуры?

Память о личности, живущая в других личнос­тях, может быть бсссмертна лишь тогда, когда бес­смертны сами эти личности. B противном случае память о личности есть не бессмертие личности, а некое растянувшееся и достаточно призрачное су­ществование - существование образа, который может стать идолом или идеалом, но лишь на вре­мя, ибо, с точки зрения до конца последовательно­го материалиста, и весь человеческий род не бес­смертен.

Здесь уместно дать более глубокое понятие лич­ности, которое будет развиваться в ходе нашего курса лекций. Личность естъ единство духовпо- го и душевного начал человека - единство способ­ности к творческому порыву, к выходу за свои пределы и способности к любви и состраданию. Личность - ото единство уникального и неповто­римого в человеке, то, что отделяет его от других людей и глубинно-нравственно соединяет с ними.

Для персонализма личность не может быть вы­ражена как предмет, вещь, тело или сведена к ок­ружающим общественным отношениям. Личность отчуждает себя в предметы, тела и общественные отношения, но стоит выше их. Нельзя не согла­ситься с французским персоналистом Эмманюэлем Мунье, который пишет: «Личность - это то в каж­дом человеке, что нс может рассматриваться как объект»[6].

Идеалист как персоналист приходит к глубин­ному переживанию идеи личного бессмертия. Веч­ная и многообразная Вселенная принимает в себя его вечное Я. Личность для последовательного пер­соналиста существует до и после биологического тела человека и окружающих его социальных от­ношений, более того, она нссотворима и неуничто- жима. Именно поэтому она находится в глубинном единстве с Божественным Принципом как Абсо­лютной Личностыо.

Материалист в конце концов вынужден при­знать конечность существования собственной лич­ности. Он лишь может прикрыться от бездны ко­нечности символическим бессмертием в родовой жизни, в произведениях и поступках. Ho это бес­смертие только символично, ибо для материалис­та личность за гранью смерти человека утрачивает свои главные атрибуты - саморазвитие, самосозна­ние, способность к любви и состраданию.

Материализм трактует личность как нечто вто­ричное телесному, жизненно-биологическому, коллективному. Всвоих развитых формах он пони­мает ее как совокупность общественных отноше­ний. Согласно такому пониманию, биологическая смерть прячет жизнь личности в прошлое - выхо­дя за пределы тела, личность ускользает от обще­ственных отношений и недостунна обыденному восприятию. A значит, не может существовать так, как прежде. Личность растворяется в бессмер­тной Материи и сохраняется для материалиста лишь в памяти тех, кто пожелает помнить... IIo благородство н глубина этоіі памяти немеют перед

бездной бесконечности.

/

§ 13

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме §12 Персонализм и материализм: бессмертие личности и безличного:

  1. §17 Идеализм и персонализм как абсолютизм, материализм как релятивизм?
  2. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА KAK БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ
  3. ЛЕКЦИЯ 7 ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ И БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ[82]
  4. Персонализм и абсолютизм: противоречие и гармония. Абсолютный персонализм
  5. Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
  6. Феномен персонализма. Персонализм и идеализм
  7. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФА. ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛИЗМА
  8. Идеализм и материализм какреиіение проблемы пределов личности
  9. 06 одинаковой невозможности логического доказательства или опровержения бессмертия личности
  10. Тема 22. Проблема смерти и бессмертия, свободы и ответственности личности в русской философии
  11. Углубление понятия персонализма
  12. Столкновение с безличной агрессией
  13. Персонализм как философия свободы
  14. Персонализм
  15. Раздел второй ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава девятая ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  16. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава первая ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА