<<
>>

Платон и Аристотель - творческие систематизаторы древнегреческой философии

В результате философских исканий древних греков возник­ли два разных образа мира. С одной стороны, вечно изменяю­щийся, текучий Космос Гераклита, а с другой - неподвижно­замкнутое бытие элеатов.

Душа бессмертна, - утверждали одни (пифагорейцы), а другие (Демокрит) заявляли о гибели души, распадающейся после смерти на атомы. Есть великая истина, за которую можно умереть (Сократ) и существует только мнение (софисты). Кто же из них прав? Или правы и те, и другие, но лишь отчасти?

Пытаясь ответить на эти вопросы, Платон (427-347 до н.э.) выделяет два мира: подлинный (первичный) - мир идей, непод­линный (вторичный) - мир вещей. Физический мир текуч, он возникает и исчезает, следовательно, в его основе должно лежать нечто постоянное. Этим вечным, неизменным и является идея. В античном понимании идея (эйдос) образована от корня «вид». Идея - сущность вещей, общее определенного класса вещей, по­стигаемое умом. Идеи лежат в основе мира и являются: причи­ной возникновения вещей; образцом, в соответствии с которым вещь формируется; целью, к которой вещь стремится в своем развитии.

Идея, таким образом, является своеобразной смысло­вой моделью вещи. Совокупность идей представляет, по Плато­ну, особый мир, существующий независимо от человека. Этот мир иерархичен. Лестницу в этой иерархии замыкает идея Блага. В силу своей предельной абстрактности Благо не может быть определено. Смысл его улавливается опосредованно с помощью сопредельных ему идей: истины, красоты, соразмерности.

Философия Платона представляет собой синтез раннего кос- мологизма с антропологизмом. Космологизм исходил из красоты, гармонии космоса, антропологизм - из красоты человеческого со­знания, гармонии разума, души. Платон представил человеческое сознание, разум с его идеями, душу с ее стремлениями как объек­тивную реальность, как достояние космоса.

Таким образом, фило­софия Платона является объективным идеализмом.

Характерной особенностью античного мировоззрения явля­ется его антиисторизм. Движение рассматривается как круго­вращение. Проявление этой черты отчетливо прослеживается в концепции Платона. Души, сообразно своему поведению, либо отягощаются, покидают звезду и попадают в темницу тела, либо же, освобождаясь от оков телесного, снова возвращаются в оби­тель «соименной звезды». Вечное и закономерное вращение кос­моса в самом себе, вечное и закономерное вращение в нем душ - в этом смысл платоновской космологии.

В то же время античная философская мысль, чуждая идее творения мира из ничего, не могла отказаться от понятия перво- материи. Так же как и мир идей, первоматерия существует веч­но. Первоматерия не обладает у Платона никакими качествами и свойствами, она есть чистое небытие в том смысле, что являет­ся непрерывной изменчивостью и неустойчивостью. Первомате- рия - чистая возможность. Вечно существует и демиург - бог, со­творивший мир из первоматерии соответственно идеям. Демиург создал низших божеств (богов античного мира) и человеческие души по количеству неподвижных звезд.

В концепции Платона идея судьбы (рока), мирового закона, стоящего, в том числе и над богами, особенно отчетливо прояв­ляется при рассмотрении акта творения. Демиург не произволен в реализации своих творческих функций: он творит мир, подчиня­ясь смысловому содержанию идей. Смысл же изначально присущ идеям. Космос преобразовывается согласно гармоническим ма­тематическим соотношениям, которые также вечны. В филосо­фии Платона ярко проявилось и стремление античной философии к рациональному, логико-понятийному освоению мира. Его кос­мология конструируется не на основании эмпирических фактов, опирающихся на чувственный опыт, а на основе взаимоотноше­ния понятий, логически вырастающих из единого центра.

Гносеология, опирающаяся на представление о вечном мире идей, рассматривает знание как изначально существующее. Пер­воначально пребывая в мире идей, на звезде, душа поглощает всю совокупность знаний.

Но, в соответствии с судьбой, нисходя в тело, душа постепенно забывает все то, что когда-то знала. «За­снувшую душу» можно разбудить под руководством наставника, упражняясь в философских размышлениях, и восходя от менее общих к более общим понятиям. Процесс познания у Платона трактуется как «анамнесис», что в буквальном переводе означает припоминание. Платон приводит пример с мальчиком-рабом, ни­когда не обучавшимся математике, но под воздействием наводя­щих вопросов сумевшим восстановить доказательство математи­ческих теорем. Большую роль в познании играет любовь-эрос. От любви к прекрасным мальчикам мы переходим к постижению прекрасного в теории, и, наконец, к постижению прекрасного са­мого по себе (т.е. идеи прекрасного).

Учение Платона о человеке и обществе отражает его идеа­листические установки: приоритет общего (идеи, бытия) над частным (вещами, явлениями).

Человек по природе своей дуалистичен. Но дуализм души и тела, в отличие от Сократа, считавшего тело «служанкой души» Платон понимал иначе. Нисхождение души с принадлежащей ей звезды в тело представляет собой изнуряющий и мучительный процесс. Тело - тюрьма души, из которой она может освободить­ся, лишь приложив значительные усилия.

Освобождение души от тела предполагает ее очищение («катарсис»): разрыв с чувственным миром и соединение с ду­ховно-рациональным миром идей. Важное место в этом процессе занимают занятия логикой, философией, постижение прекрасно­го через любовь (эрос).

Важным для Платона является обоснование бессмертия ду­ши. Поскольку душа способна познавать вечное и неизменное (идеи), постольку для адекватного познания ей необходимо иметь адекватную природу, т.е. сама душа должна быть вечной. Однако вечность понимается лишь в одном измерении: по отношению к будущему. Отдельные души, так же как и душа мира сотворены Демиургом из первоматерии и идей, и в силу своего божествен­ного статуса являются бессмертными. Божественность души не может быть нарушена при нахождении ее в теле.

Душа изначаль­но совершенна и такой останется навсегда. Несовершенство че­ловека объясняется тем, что его образ жизни может способство­вать «засыпанию» души, забвению всего того, что она созерцала в мире идей.

Важное место в учении Платона занимает концепция ме­темпсихоза (переход души из одного тела живого существа в другое). Платон считал, что души, вошедшие в тесную связь с те­лом, в том случае, если человек жил исключительно подчиняясь инстинктам, вынуждены будут после смерти снова связать свое существование с тем или иным телом. Платон выстраивает свое­образную иерархию падения души в зависимости от качества те­ла. По нисходящей - тела мужчин, женщин, птиц, животных и рыб. Очищенные же души поднимаются в мир бытия, становясь Богами. В среднем наказание для душ через пребывание в теле длится 100 лет, вознаграждение же через пребывание в мире бы­тия - 1000 лет. После данного срока душа должна вновь вопло­титься в теле. Нисхождение душ в тело строго обязательно, но выбор собственного пути свободен. В мифе об Эре Платон особо подчеркивает, что мойрой (богиней судьбы) Лахесис определяет­ся лишь количественный порядок выбора душой своей участи. То, какое тело она изберет, зависит от нее самой. Здесь Платон порывает с античными представлениями о вездесущности рока. Он считает, что в зависимости от степени «очищенности» души, она способна с той или иной степенью адекватности понимать отличие благой жизни от порочной, и тем самым избирать свою дальнейшую судьбу. Данные идеи оказали существенное влияние на учение о «свободе воли» в возникшем в первом веке нашей эры христианстве.

Для душ, отягощенных тяжкими преступлениями, наказание беспредельно, такая душа не может вырваться из плена тела.

Душа, попавшая в тело, по структуре своей неоднородна. Платон сравнивает ее с колесницей, управляемой возницей - Ра­зумом. Кони же олицетворяют три составляющих души: разум­ную, аффективную (чувствующую) и вожделеющую (чувствен­ную). Сущность человека определяется в зависимости от соот­ношения и преобладания определенной части.

Соответственно способность к рациональной деятельности рассматривается как высшая. Поэтому лучшими правителями становятся философы, т.к. в их душе преобладает рациональное начало. Те же, в чьих душах преобладает волевое (аффективное) начало, предрасполо­жены к военной деятельности. Если же большая часть души че­ловека - вожделеющее (чувственное) начало, то из него может получиться хороший ремесленник или земледелец.

Исходя из этого, строится и платоновская концепция госу­дарства. Соответственно общие государственные интересы выше личных. Частная собственность, брак, семья мешают человеку всего себя отдать служению общему благу. Высшие слои обще­ства - правители и военные должны от них отказаться. Платон формулирует концепцию «идеального государства», в которой провозглашает необходимость общественной собственности на имущество, коллективный брак, общественное воспитание детей.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) попытался преодолеть противоречия концепции Платона, связанные, в первую очередь, с разделением космоса на мир идей и мир ве­щей. Эти противоречия Аристотель видит в следующем:

1. Любая вещь сопричастна идее. Все негативные проявле­ния мира (например, грязь, уродство) должны иметь соответ­ствующую идею. В то же время существует иерархия идей, кото­рую замыкает идея Блага, отражаемая истиной, гармонией и кра­сотой. Все идеи непосредственно или опосредованно связаны с идеей Блага. Становится непонятным, каким образом, «уродство» обусловлено «красотой».

2. Каждая вещь сопричастна идее, т.е. между ней (вещь 1) и ее идеей (идея 1) должно быть нечто общее. Любое общее выра­жается отдельной идеей. Должна существовать идея (идея 2) для этого общего. Но между «идеей 2» и сопричастной ей вещью также есть сходство для которого должна существовать своя идея (идея 3). Продолжив данное рассуждение, получаем «дурную бесконечность».

Причиной противоречий в философии Платона, с точки зре­ния Аристотеля, является удвоение, преодолеть которые возмож­но, приняв принцип единства формы и материи. Приняв этот принцип, удается достаточно последовательно объяснить возник­новение и развитие мира.

Проблема генезиса мира занимает важное место в филосо­фии Аристотеля. Он выделяются четыре вида первопричин: фор­мальная, материальная, действующая и финальная (целевая). Для статистического рассмотрения действительности достаточно пер­вых двух причин: формы и материи.

По Аристотелю, форма первична и является активным нача­лом. Но форма не может существовать без материи, в рамках ко­торой только и возможно проявление ее активности. Материя, как и форма, вечна, но пассивна. Активность заключена в форме. В форме содержится причина движения или, как ее называет Аристотель, энтелехия.

<< | >>
Источник: Баранников В.П., Матронина Л.Ф., Мещерякова И.Н. Исто­рико-философское введение. 2006

Еще по теме Платон и Аристотель - творческие систематизаторы древнегреческой философии:

  1. Платон и Аристотель
  2. Аристотель о парадоксах платоновского креационизма. Критика Платона с позиций метафизики и физики
  3. Пожалуй, первым оппонентом Платона был именно его ученик Аристотель из Стагира.
  4. Проблемы интерпретации «третьего вида» («хора» Платона и «материя» Аристотеля)
  5. 4. развитие представлений о сущности человека в древнегреческой философии
  6. Понятие меры в философии Аристотеля
  7. Понятия времени и вечности в философии Платона
  8. глава 4. этиЧесКая мысль ДревнегреЧесКиХ филОсОфОв в ПОисКаХ иДеалОв гуманнОгО ЧелОвеКа
  9. 2 Творческий характер философии марксизма, её гуманистическая направленность
  10. Европейская философия, по замечанию А. Н.Уайтхеда, представляет собой не что иное, как подстрочные примечания к Платону.
  11. Предметом «Ионийской философии»2 явились первые европейские философские учения таких древнегреческих философов, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (Ми­летская школа), во-первых, и Гераклит, во-вторых.
  12. Есть и другой Платон — все тот же Платон,
  13. Графические систематизаторы
  14. • Имена. Аристотель