ПЛЕМЯ
Первая форма собственности, это — племенная собственность. Она соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством или, самое большее, земледелием.
B последнем случае она предполагает огромную массу еще неосвоенных земель. Ha этой стадии разделение труда развито еще очень слабо и ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчиненные им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения — как в виде войны, так и в виде меновой торговли.Маркс K., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 25
Как несколько родов образуют фратршо, так несколько фратрий, если брать классическую форму, образуют племя...
Что же характеризует отдельное индейское племя в Америке?
1. Собственная территория и собственное имя. Каждое племя владело, кроме места своего действительного поселения, еще значительной областью для охоты и рыбной ловли. За пределами этой области лежала обширная нейтральная полоса, простиравшаяся вплоть до владений ближайшего племени...
2. Особый, лишь этому племени свойственный диалект...
3. Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей.
4. Право смещать их, даже против желания их рода...
5. Общие религиозные представления (мифология) и культовые обряды...
6. Совет племени для обсуждения общих дел. Он состоял из всех сахемов и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что они в любое время могли бьггь смещены; он заседал публично, окруженный прочими членами племени, которые имели право вступать в обсуждение и высказывать свое мнение; решение выносил совет...
7.
У некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочия которого, однако, весьма невелики. Это один из сахемовя который в случаях, требующих немедленного действия, должен принимать временные меры до того, как совет сможет собраться и принять окончательное решение.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—
Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 92—95
Ha примере североамериканских индейцев мы видим, как первоначально единое племя постепенно распространяется по огромному материку; как племена, расчленяясь, превращаются в народы, в целые группы племен, как изменяются языки, становясь не только взаимно непонятными, но и утрачивая почти всякий след первоначального единства; как наряду с этим внутри племен отдельные роды расчленяются на несколько родов, а старые материнские роды сохраняются в виде фратрий, причем, однако, названия этих старейших родов остаются все же одинаковыми у отдаленных друг от друга территориально и давно отделившихся племен — «Волк» и «Медведь» являются еще родовыми названиями у большинства всех индейских племен.
...Коль скоро основной общественной ячейкой является род, из него с почти непреодолимой необходимостью,— ибо это вполне естественно,— развивается вся система родов, фратрий и племени. Bce три группы представляют различные степени кровного родства, причем каждая из них замкнута в себе и сама управляет своими делами, но служит также дополнением для другой. Круг дел, подлежащих их ведению, охватывает всю совокупность общественных дел человека* стоящего на низшей ступени варварства.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—
Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97
4.
Еще по теме ПЛЕМЯ:
- ПЛЕМЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ
- Часть первая Греция становится Грецией, или До закона было предание
- Как называлась общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство?
- Хеттское царство в Малой Азии
- Государства Шан и Чжоу.
- Команда «Выжить»
- Теория насилия
- Расовые, этнические отношения
- ИНДЕЙЦЫ ПАМПЫ
- Общественное устройство