<<
>>

O ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ B СЕМЬЕ

Вместе с разделением труда... покоящимся, в свою очередь, на естественно возникшем разделении труда в семье и на распаде­нии общества на отдельные, противостоящие друг другу семьи,— вместе с этим разделением труда дано в то же время и распределе­ние, являющееся притом — как количественно, так и качествен­но — неравным распределением труда и его продуктов; следова­тельно, дана и собственность, зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети — рабы мужчины.

Рабство в семье — правда, еще очень примитивное и скрытое — есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой фор­ме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой ра­бочей силой.

Маркс H., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 42

B старом коммунистическом домашнем хозяйстве, охватывав­шем много брачных пар с их детьми, вверенное женщинам ведение этого хозяйства было столь же общественным, необходимым для общества родом деятельности, как и добывание мужчинами средств пропитания.

C возникновением патриархальной семьи и еще бо­лее — моногамной индивидуальной семьи положение измени­лось. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием; жена сделалась главной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промыш­ленность нашего времени вновь открыла ей — да и то лишь проле­тарке — путь к общественному производству.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 76

Господство мужчины в браке есть простое следствие его эко­номического господства и само собой исчезает вместе с последним.

...Своеобразный характер господства мужа над женой в сов­ременной семье и необходимость установления действительного общественного равенства для обоих, а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юриди­чески станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что пер­вой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, B свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества.

Энгельс Ф. Происхождение семъи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 77

Ho как ни ужасно и ни отвратительно разложение старой семьи при капиталистической системе, тем не менее крупная промышлен­ность, отводя решающую роль в общественно организованном про­цессе производства вне сферы домашнего очага женщинам, под­росткам и детям обоего пола, создает новую экономическую осно­ву для высшей формы семьи и отношения между полами.

Маркс К. Капитал, т. 1.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., т. 23, с. 500

Новая форма семьи, новые условия в положении женщины и в воспитании подрастающих поколений подготовляются высшими формами современного капитализма: женский и детский труд, разложение патриархальной семьи капитализмом неизбежно при­обретают в современном обществе самые ужасные, бедственные и отвратительные формы. Ho тем не менее «крупная промышленность, отводя решающую роль в общественно-организованном процессе производства, вне сферы домашнего очага, женщинам, подрост­кам и детям обоего пола, создает экономическую основу для выс­шей формы семьи и отношения между полами...»

Ленин В. И. Карл Маркс.— Полн. собр. соч., т. 26, с. 74

Отход в города ослабляет старую патриархальную семью, ставит женщину в более самостоятельное положение, равноправ­ное с мужчиной.

Ленип В. И. Развитие капитализма в России.—

Полн. собр. соч., т. 3, с. 578

He может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия.

Bo всех цивилизованных странах, даже самых передовых, поло­жение женщин таково* что недаром их называют домашними рабы­нями. Hp в одном капиталистическом государстве, даже самой свободной республике, нет полного равноправия женщин.

Задача Советской республики — в первую голову уничтожить все ограничения прав женщин. Источник буржуазной грязп, подавленности, приниженности — бракоразводный процесс — Со­ветская власть уничтожила полностью.

Скоро год, как существует совершенно свободное законода­тельство о разводе. Мы издали декрет, который уничтожил раз­ницу в положении брачного и внебрачного ребенка и целый ряд политических стеснений; нигде так полно не осуществлены равен­ство и свобода трудящихся женщин...

Положение женщины до сих пор оставалось таковым, что его называют рабским; женщина задавлена своим домашним хозяй­ством, и от этого положения ее может спасти только социализм. Только тогда, когда мы от мелких хозяйств перейдем к общему и к общей обработке земли, только тогда будет полное освобождение и раскрепощение женщин.

Ленин В. И■ Речь на 1 Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.—

Полн. собр. соч., т. 37, с. 185—186

Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо ее давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводитель­ною, мелочною, изыервливающею, отупляющею, забивающею. Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнет­ся только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (ру­ководимая владеющим государственной властыо пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство.

Ленин В. И. Великий почин.— Полн. собр. соч., т. 39, с. 24

Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие при­вилегии мужчине, например, в области брачного права или в об­ласти отношений к детям.

Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собст­венностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках...

Ho этого мало.

Равенство по закону не есть ещѳ равенство в жизни.

Нам надо, чтобы женщина-работница добилась не только по закону, но и в жизни равенства с мужчиной-работником. Для этого надо, чтобы женщины-работницы все больше и больше уча­стия принимали в управлении общественными предприятиями и в управлении государством.

Ленин В. И. Кжеѵлцинам-работницам.—

Полн. собр. соч., т. 40, с. 157—158

Болыпевистская, советская революция подрезывает корни угнетения и неравенства женщин так глубоко, как не дерзала под­резать их ни одна партия и ни одна революция в мире. От нера­венства женщины с мужчиной по закону у нас, в Советской России, не осталось и следа. Особенно гнусное, подлое, лицемерное нера­венство в брачпом и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку унпчтожеио Советской властью полностью.

Это — первый только шаг к освобождению женщины. Ho ни одна из буржуазных, хотя бы и наиболее демократических, рес­публик не осмелилась сделать и этого первого шага. He осмелилась из страха перед «священной частной собственностью».

Второй и главный шаг — отмена частной собственности на землю, фабрики, заводы. Этим и только этим открывается до­рога для полного и действительного освобождения женщины, освобождения ее от «домашнего рабства» путем перехода от мел­кого одиночного домашнего хозяйства к крупному обобществ­ленному.

Ленин В. И. Международный день работниц.—

Полн. собр. соч., т. 42, с. 369

...В области законодательства мы сделали все, что от нас требовалось для уравнения положения женщины с положением мужчины, и мы по праву можем этим гордиться. Положение жен­щины в Советской России теперь таково, что оно является идеаль­ным с точки зрения самых передовых государств. Ho мы говорим себе, что, конечно, это только еще начало.

Положение женщины, при ее занятии домашним хозяйством, все еще остается стесненным. Для полного освобождения женщи­ны и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина.

Конечно, здесь речь идет не о том, чтобы уравнять женщину в производительности труда, размере труда, длительности его, в условиях труда и т. д., а речь идет о том, чтобы женщина не была угнетена ее хозяйственным положением в отличие от мужчины.

Вы все знаете, что даже при полном равноправии остается все же эта фактическая придавленность женщины, потому что на нее сва­ливают все домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство в боль­шинстве случаев является самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляет женщина. Это труд чрезвычайно мелкий, не заключающий в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию женщины.

Преследуя социалистический идеал, мы хотим бороться за полное осуществление социализма, и здесь для женщины откры­вается очень большое поприще работы. Мы теперь серьезно гото­вимся к расчистке почвы для социалистической постройки, а самая постройка социалистического общества начнется только тогда, когда мы, добившись полного равенства женщины, примемся за новую работу вместе с женщиной, освобожденной от этой мел­кой, отупляющей, непроизводительной работы. Этой работы хва­тит нам на многие, многие годы.

Работа эта не может дать быстрых результатов и не произво­дит блестящего эффекта.

Мы создаем образцовые учреждения, столовые, ясли, которые освободили бы женщину от домашнего хозяйства, й здесь именно на женщин более всего и ложится эта работа по устройству всех этих учреждений. Нужно признать, что сейчас в России таких учреждений, которые бы помогли женщине выбраться из состоя­ния домашней рабыни, очень мало. Их имеется ничтожное коли­чество, и те условия, в которые поставлена сейчас Советская рес­публика,— условия и военные, и продовольственные, о которых говорили здесь вам товарищи подробно,— препятствуют нам в этой работе. Ho все же надо сказать, что учреждения эти, избав­ляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность.

Мы говорим, что освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих, и точно так же и освобождение женщин-работниц должно быть делом самих женщин-работниц. Сами женщины- работницы должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее ста­рого положения при капиталистическом обществе.

Чтобы заниматься политикой, при старом капиталистическом обществе требовалась особая подготовка, и потому участие жен­щин в политике, даже в самых передовых и свободных капитали­стических странах, было ничтожное. Наша задача состоит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины.

...To, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами после предстоящего уничтожения капиталистиче­ского производства, носит по преимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Ho что придет на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не при­дется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое об­щественное мнение о поступках каждого в отдельности*— и точка.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 85

Так как, однако, моногамия обязана своим происхождением экономическим причинам, то не исчезнет ли она, когда исчезнут эти причины?

Можно было бы не без основания ответить, что она не только не исчезнет, но, напротив, только тогда полностью осуществится. Потому что вместе с превращением средств производства в обще­ственную собственность исчезнет также и наемный труд, пролетари­ат, а следовательно, и необходимость для известного, поддающего­ся статистическому подсчету числа женщин отдаваться за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия, вместо того чтобы прекра­тить свое существование, станет, наконец, действительностью так­же и для мужчин.

Положение мужчин, таким образом, во всяком случае сильно изменится. Ho и в положении женщин, всех женщин, произойдет значительная перемена. C переходом средств производства в об­щественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачны­ми. Благодаря этому отпадет беспокойство о «последствиях», которое в настоящее время составляет самый существенный об­щественный момент,— моральный и экономический,— мешаю-

щий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине. He будет ли это достаточной причиной для постепенного возникнове­ния более свободных половых отношений, а вместе с тем и более снисходительного подхода общественного мнения к девичьей чести и к женской стыдливости?

Энгельс Ф. Происхождение ссмъи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 78—70

Отношения полов станут исключительно частным делом, кото­рое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое об­ществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устра­нению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью,— зависимость жены от мужа и детеіі от родителей. B этом и заключается ответ на вопли высоко­нравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляетсобою явление, целиком принадлежа­щее буржуазному обществу и в полном объеме существующее B настоящее время в виде проституции. Ho проституция основана па частпой собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того* чтобы вводить общ­ность жен, наоборот, уничтожит ее.

Энгельс Ф. Принципы коммунизма.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 336—337

Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущают­ся этим гнусным намерением коммунистов.

Ha чем основана современная, буржуазная семья? Ha капитале, на частной наживе. B совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынуж­денной бессемейности пролетариев и в публичной проституции.

Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капи­тала.

Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуа­тацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении.

Ho вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общест­венным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отно­шения.

A разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешатель­ством общества через школу и т. д.? Коммунисты ие выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют харак­тер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о неж­ных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и ра­бочие инструменты.

Ho вы, коммунисты, хотите ввести общность жен,— кричит нам хором вся буржуазия.

Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие произ­водства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешить­ся от мысли, что и женщин постигнет та же участь.

Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.

Впрочем, нет ничего смешнее высокоморалыюго ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунис­тов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она су­ществовала почти всегда.

Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официаль­ной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблаз­нять жен друг у друга.

Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Ho ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из иих общность жен, т. e. официальная и неофи­циальная проституция.

Маркс K., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.— Соч., т. 4, с, 443—444

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме O ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ B СЕМЬЕ:

  1. Правовые категории лиц в зависимости от положения в семье
  2. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
  3. Сатана выбрал женщину вначале, чтоб привести мужчину к падению; Бог женщину выбрал наконец, чтобы всех нас возродить.
  4. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте трех лет (ст. 145 УК РФ)
  5. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте трех лет (ст. 145 УК РФ)
  6. 4.3. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
  7. Нравственность проявляется в семье, гражданском обще­стве и государстве.
  8. Женщины на войне
  9. § 2. Избирательные права женщин
  10. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  11. Женщины на войне
  12. Жизненный кризис у женщин
  13. 2. Личность женщины-преступницы
  14. Иоанн IV, женщина из Англии
  15. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •
  16. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  17. Женщины среди мужчин
  18. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  19. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций
  20. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций