<<
>>

Понятие индивидуальной объективной реальности

Итак, анализ сильных и слабых сторон теоретико­информационной и компьютерной метафор побуждает искать средства исследования естественного интеллекта, которые были бы в первую очередь более личностно ори­ентированными.

A именно от безукоризненно-всеобщего, лишенного индивидуальных черт интеллекта (который и в самом деле больше напоминает машинный, чем естест­венный) позволяли продвинуться к изучению индивиду­ального разума живой личности. Перспективным в этом плане представляется использование понятий «паттерн организации как ключевая характеристика всего живо­го», «идея как паттерн организации внутреннего мира человека, ее продуцировавшего».

B качестве второго шага, ведущего в этом же направле­нии (в направлении усиления содержательной, «жизнен­ной» компоненты в исследованиях естественно-интеллек­туальных процессов), я предлагаю следующий: дополнить существующее в современной картине мира представле­ние об объективной реальности как данной раз и навсегда, одной на всех, понятием индивидуальной объективной реальности. B этом случае в нашем распоряжении ока­жется понятие, которое позволит говорить об объектив­ном не только как имеющем отношение к тому, что свой­ственно человеку как виду, но и об индивидуальном, о том, что непосредственно соотнесено с отдельным чело­веком, не безразлично к параметрам его личности.

Ha мой взгляд, когда мы говорим об объективной реаль­ности в привычном ключе, мы, сами того не замечая, совершаем подмену одного смысла концепта «быть объек­тивным* (в значении «существовать вне u независимо от субъекта*) другим: быть нечувствительным, безразлич ным. к индивидуальным качествам отдельного человека. Отсюда и рождается неоправданное ожидание, по сути, иллюзия, что объективная реальность для всех одинако­ва. Это побуждает к тому, чтобы ссылку на параметры реальности, в которой действует (мыслит, воспринимает, ощущает и переживает) субъект, убирать из анализа его интеллектуальной деятельности: зачем, ведь реальность одна на всех?

Попробую пояснить свою позицию.

Объективный мир предстает любому существу таким, каким оно способно его видеть. Последнее обусловлено перцептивными и когни­тивными характеристикам самого существа, поэтому тот срез реальности, с которым устанавливается контакт, в точности соответствует сущностным параметрам воспри­нимающего. Психика человека содержит такие составляю­щие, как сознание и бессознательное, поэтому ему будут открыты, доступны не только те пласты реальности, взаи­модействие с которыми осознается им, но и те, взаимодей­ствие с которыми не осознается, не отслеживается.

Например, человек, отдыхающий тихим летним вече­ром в месте, где обитают летучие мыши, в какой-то момент может испытать странное чувство напряжения и тревоги, хотя если он этих существ непосредственно не видит, TO не будет даже иметь представления о том, почему оно возни­кло. Тем не менее чувство напряженности может быть настолько отчетливым, что заставит эго начать огляды­ваться в поисках источника неприятных неясных ощуще­ний. Это значит, что на уровне сознания соответствующее воздействие не представлено (считается, что сигналы в уль­тразвуковом диапазоне человек не распознает), тем не менее бессознательно им зафиксированы некие компонен­ты причиняющего дискомфорт воздействия.

Или же классический эксперимент с засветкой ладо­ни[196]. Проводились исследования, в которых испытуемым предлагалась ситуация, где на их ладонь сначала воздей­ствовали обычным светом (при этом сами они не видели этого), а затем следовал не слишком сильный, но доста­точно неприятный удар током. Испытуемые могли избе­жать его, если им удавалось зафиксировать момент засвет­ки. Так вот, оказалось, что, если их предупреждали, что существует некий предварительный сигнал о приближаю­щемся ударе током, они научались распознавать момент засветки. Иначе говоря, под угрозой неприятного физиче­ского воздействия и при условии информированности о том, что его можно избежать, если проявить достаточное внимание, самые обычные люди оказались в состоянии ладонью воспринимать свет.

Ha уровне сознания такое воздействие не было представлено вообще (сами испытуе­мые, даже научившись избегать удара, не могли опреде­лить ни свои ощущения, ни свои мысли по поводу этих ощущений: они «просто* убирали ладонь после ее засвет­ки и перед ударом током). Ha бессознательном же уровне они были способны зафиксировать воздействие, которое, как считается, человек не распознает.

Таким образом, среди e принципе доступных восприя­тию человека воздействий окружающей среды есть такие, которые он способен на сознательном уровне отследить и зафиксировать, и такие, которые он не способен осозна­вать в обычных условиях. Тем не менее на бессознатель­ном уровне многие из них распознаются и фиксируются, влияя и на поведение человека, и на его настроение, и на принимаемые им решения, и на общие оценки происходя­щего. Так вот, по моему убеждению, в основе общеприня­того представления о наличии единой для всех объектив­ной реальности лежит именно спектр воздействий, которые человек не просто воспринимает, но способен осознать, что воспринимает (способен осознать, что соответствующие воздействия имеют место). Я же считаю необходимым расширить репертуар методологических средств анализа вопросов, связанных с исследованием природы человека, за счет введения понятия «индивиду­альной объективной реальности*, в которое предлагаю включить такие аспекты среды (внутренней и внешней), которые вообще воспринимаются человеком, включая и те, взаимодействие с которыми хотя и имеет место, HO в обычных условиях оказывается недоступным осознава­нию. Тогда получается, что индивидуальные объективные реальности всех людей различны и существуют наряду с неким усредненным представлением о единой для всех общей объективной реальности.

Почему же люди убеждены, что объективная реаль­ность для всех одна и та же?

Параметры сознания у всех современных, живущих в данный момент, в данной культуре людей в значитель­ной степени совпадают, поэтому осознаваемая составляю­щая индивидуальной объективной реальности каждого конкретного члена сообщества будет практически иден­тичной (или, по крайней мере, весьма сходной). Так рож­дается стихийная убежденность в том, что объективная реальность на всех одна.

Ha самом же деле это не так. Объективная реальность (причем именно объективная, а не субъективная, что и так понятно) для каждого - своя, просто осознаваемая ее составляющая - да еще в той своей части, относительно которой человек может сформулиро­вать свои впечатления, - практически одинакова для людей, принадлежащих к одной культуре. B том числе и потому, что язык, задающий и категориальные возмож­ности выражения впечатлений, и сами границы осознава­ния таких впечатлений, являются для них общим.

Поэтому можно сказать, что индивидуальная объектив­ная реальность для каждого - своя, но совершенно оправ­данно (с достаточным на то основанием) она воспринимает­ся членами сообщества как одна и та же, общая для всех (и именно на этот аспект переносится стихийное убежде- ниевее «объективности*). Происходить этобудет потому, что из объективно данного субъекту в собственных непо­средственных ощущениях отдавать себе отчет относи­тельно наличия соответствующего опыта он будет лйшь в той его части, которая преодолела барьер сознания. Иначе говоря, сам он будет иметь представление только об осознаваемых компонентах собственного опытаи, следова­тельно, только о тех аспектах реальности, которые и обусловили формирование таких компонентов, Te же составляющие собственных восприятий, впечатлений, состояний, которые остаются за порогом его сознания (хотя их источником послужили не менее объективные аспекты реальности, чем те, что лежали в основе осозна­ваемых впечатлений[197]), хотя и не войдут в осознаваемую им самим картину мира, тем не менее на подсознательном и бессознательном уровне будут зафиксированы его репре­зентативными системами. A это значит, что компоненты окружающего, лежавшие в основе соответствующих впе­чатлений, хотя и не будут субъектом отслеживаться как реально существующие и воздействующие на него (потому что он даже не отдает себе отчета в существовании собст­венных впечатлений от взаимодействия с ними, а значит, не осознает и то, что лежало в основе получения таких впечатлений), тем не менее составят важную часть его индивидуальной объективной реальности. По объему наверняка даже большую, чем те аспекты объективной реальности, в воздействии которых на себя человек не сом­невается. Выражено же для передачи другим (допустим, чтобы сопоставить свои впечатления с опытом других людей и убедиться, что они одни и те же или же, напротив, различаются) может быть еще меньшая часть действи­тельно воспринятого человеком. Потому что язык, как мы знаем, отстроен в соответствии с параметрами восприятия, общими для всех членов данной культуры, являющихся носителями сходного генетического материала.

Таким образом, нет оснований для того, чтобы говорить, что объективная реальность для всех одна и та же, не толь­ко потому, что мы не знаем, какова она для других, но и прежде всего потому, что мы на уровне сознания не знаем, какова она для нас самих. Мы знаем ее только в той части, восприятие аспектов которой зафиксировано нашим созна­нием, но мы не зваем, какова она в той части, которая оста­ется вне этого поля. (И уж тем более относительно этой ее части не можем сообщить другим о том, что реальность, по нашему внутреннему ощущению, такова.)

Итак, индивидуальная объективная реальность - это действительно объективная реальность, которая суще­ствует вне и независимо от нас и дана нам в непосредст­венных ощущениях. Ho она индивидуальна, т.к. ее пара­метры обусловлены параметрами восприятия данного

конкретного индивида. B том числе генетическими, куль­турными, языковыми аспектами, а также всеми теми, которые задаются личностной историей его формирова­ния и развития. И прежде всего, телесностью. Потому что именно телесность самым существенным образом обу­словливает параметры восприятия.

По большому счету телесность живого существа и есть тот инструмент, посредством которого внешний мир обре­тает представленность во внутреннем, становится явлен­ным, Реальность пчелы, реальность летучей мыши и реальность человека различаются, потому что к ней обращены различные инструменты восприятия и репре­зентации (в форме различной телесности). Как справедли­во отмечает Тинберген, все животные - от низших на эво­люционной лестнице до высших, - хотя и живут B одном мире, «можно сказать, живутвразных мирах, т.к. каждое животное лучше воспринимает ту часть окружения, кото­рая помогает ему процветать... Мир выглядит для нас таким, каким позволяют увидеть его наши органы чувств».1 Так, летучая мышь, в отличие от человека, спо­собна воспринимать в ультразвуковом диапазоне, а пчела видит в ультрафиолетовом спектре. Реальности пчелы, человека и летучей мыши будут различаться.

Что же практически ценного дает введение понятия индивидуальной объективной реальности в плане возмож­ностей и перспектив анализа естественного интеллекта?

Прежде всего, при таком подходе ум больше не может рассматриваться как нечто достаточно адекватно анализи­руемое вне связи с телесностью, поскольку интеллектуаль­ные предиспозиции субъекта, а значит, и разворачиваю­щаяся перед ним индивидуальная объективная реальность принципиальным образом обусловлены его телесностью, задающей все особенности функционирования систем вос­приятия, репрезентации, обработки и хранения информа­ции. Во-вторых, субъект, состояние сознания которого ана­лизируется, больше не выступает как некий усредненный представитель человеческого рода, лишенный личностных качеств, потому что такая реальность хотя и объективна, но индивидуальна. И наконец, картина мира, формирующая-

ся в сознании человека, больше не может восприниматься в отрыве от всего объема поступившей информации, в том числе и той, которая осталась вне сферы осознания, но представлена в его репрезентативных системах, опреде­ляя все параметры его функционирования (принятие реше­ний, действия, эмоции, оценки, мысли) — не важно, осоз­нает он это или нет,

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010

Еще по теме Понятие индивидуальной объективной реальности:

  1. Понятие индивидуальной объективной реальности
  2. Индивидуальная объективная реальность
  3. Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная
  4. ГЛАВА 5. СВЯЗЬ СНОВИДНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  5. Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная
  6. §221. Определение реальность и определение объективность очень близки друг другу, но тем не менее наш язык не случайно полагает их различными.
  7. а) ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ
  8. § 2. Понятие права в объективном и субъективном смысле
  9. § 1. Понятие объективной стороны
  10. 27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
  11. Образ - понятие более или менее объективное.
  12. 79. Понятие и виды индивидуального правового регулирования
  13. § 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
  14. 37. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  15. Глава 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ