<<
>>

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять свя­занную с данным способом производства и порожденную им форму общения — т.

e. гражданское общество на его различных ступе­нях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т. д. и т. д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будёт изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе ту или иную категорию, а остается все время на почве действительной истории, объясняет не практи­ку из идей, а идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому выводу, что все формы и про­дукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в «самосознании» или превращением их в «при­видения», «призраки», «причуды» и т.
д., а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор,— что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и прочей теории. Эта концепция показывает, что исто­рия не растворяется в «самосознании», как «дух от духа», но что каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, истори­чески создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению пред­шествующим ему поколением массу производительных сил, капи­талов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизме­няются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определен­ное развитие, особый характер.
Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Маркс K., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 51—52

Вообще для многих молодых писателей в Германии слово «материалистический» является простой фразой, которой называют все, что угодно, не давая себе труда заняться дальнейшим изуче­нием, то есть приклеивают этот ярлычок и считают, что этим вопрос решен. Однако наше понимание истории есть прежде всего руко­водство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства. Всю историю надо изучать заново, надо исследовать в деталях условиясуществования различныхобщественныхформа- ций, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частноправовые, эстетические, философские, рели­гиозные и т. п. воззрения. Сделано в этом отношении до сих пор немного, потому что очень немногие люди серьезно этим занима­лись. B этом отношении нам нужна большая помощь, область бес­конечно велика, и тот, кто хочет работать серьезно, может многое сделать и отличиться.

Энгельс Ф. Писъмо H. Шмидту, 5 августа 1S90 г.—

Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 371

...Диалектический материализм Маркса и Энгельса идет даль­ше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук.

Ленин В. И. 06 отношении рабочей партии к религии.— Поли. собр. соч., т. 17, с. 418

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Xaoc и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сме­нились поразительно цельной и стройной научной теорией, по­казывающей, как из одного уклада общественной жизни развивает­ся, вследствие роста производительных сил, другой, более высо­кий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм.

Jlenuu В. II. Tpu источника и три составных части марксизма.— Полн. собр. соч., т. 23, с. 44

Теперь — со времени появления «Капитала» — материалисти­ческое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение, и пока мы не будем иметь другой попытки научно объ­яснить функционирование и развитие какой-нибудь общественной формации — именно общественной формации, а не быта какой-ни­будь страны или народа, или даже класса и т. п.— другой попыт­ки, которая бы точно так же сумела внести порядок в «соответству­ющие факты», как это сумел сделать материализм, точно так же сумела дать живую картину известной формации при строго науч­ном объяснении ее,— до тех пор материалистическое понимание истории будет синонимом общественной науки.

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?—

Полн. собр. соч., т. 1, с. 139—140

...Материализм в истории никогда не претендовал на то, чтобы все объяснить, а только на то, чтобы указать «единственно науч­ный», по выражению Маркса («Капитал»)* прием объяснения истории.

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? ^

Полн. собр. соч., т. 1, с. 144

1.

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА:

  1. Раздел второй ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава девятая ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  2. Принцип исторического материализма
  3. СВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА C ПРАКТИКОЙ
  4. Принцип исторического материализма - основной закон бытия и развития общества.
  5. ОТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА K ПРЕДШЕСТВУЮЩИМ ЕМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ
  6. шептулин .А.П. K.MAPKG Ф. ЭНГЕЛЬС В.И.ЛЕНИН. 0 диалектическом и историческом материализме., 1984
  7. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава первая ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  8. Понятие «исторического типа государства и права»
  9. § 1. Понятие исторического типа государства
  10. Понятие великой (исторической) личности
  11. Особенности философского исследования человека. Гуманизм: понятие и исторические формы
  12. МАТЕРИАЛИЗМ
  13. Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС § 1. Понятие общества
  14. Глава 8. Исторические типы государства: понятие и подходы к выделению типологических признаков
  15. Австралийский материализм
  16. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ДОМАРКСОВСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  17. Материализм и идеализм
  18. Ошибка отождествления мира и материи (материализм)