<<
>>

Понятия времени и вечности в философии Платона

Из всех древнегреческих философов наиболее сильное влияние на духовное развитие человечества оказал Платон (427-347 гг. до н.э.). Его учение о вечности и времени составляет основу христианского учения о мироздании.

Фактически от Платона берет свое начало и аристотелевская концепция времени, сыгравшая огромную роль в формировании и развитии естественнонаучных представлений о времени.

Что касается взглядов самого Платона на время и вечность, то они, при всей их эволюции в рамках объективно идеалистических и религиозных мировоззрений, оказались законсервированными в виде абстрактных, оторванных от объективной реальности учений и, как следствие, малопригодными с точки зрения познания материального мира. Тем не менее в эволюции платоновских представлений о времени и вечности, в философских учениях неоплатоников, во взглядах основоположников христианского учения о мироздании, хотя и в недостаточно адекватной форме, проявилась человеческая интуиция в восприятии и познании временных свойств реальной действительности.

В космологии Платона получили дальнейшее развитие и конкретизацию парменидовские представления о вечности и неизменности постигаемого мышлением истинного бытия идеальных сущностей и о временности, т.е. непрерывной изменчивости и бренности, чувственно воспринимаемого иллюзорного "мира мнений".

Приступая к характеристике мироздания, Тимей, в уста которого философ вкладывает изложение своей космологии, говорит, что “для начала должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и объяснения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле” /Тим,27d-28a/ (Выделено нами.

И.Х.).

Что же является поистине вечным, неизменным, истинно сущим? Таковым является мир эйдосов, идей или образцов, глядя на которые Демиург творит мироздание, космос. Судя по логике вещей, этот умопостигаемый мир эйдосов, образцов находится в Уме. И действительно, хотя Платон и не останавливается на соотношении эйдосов и Ума, Ум, тем не менее, пожалуй, представляет собой единственное, что Демиург не создает, а использует как нечто изначально существующее. Исходя из предположения, что сотворенное богом должно быть прекраснейшим, и учитывая, что “ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом...”, “... а ум не может обитать ни в чем, кроме души”, бог “устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную...” /Тим.,30,b/. Поэтому космос, или Вселенная, есть живое существо, наделенное душой и умом.

Описав, каким образом бог сотворил мировую душу, или душу космоса, и сам космос, Платон пишет, что Отец решил еще больше уподобить сотворенный космос исходному образцу, но, поскольку природа этого исходного образца вечна, “а этого нельзя полностью передать ничему рожденному”, то бог “замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности”, и, создавая небо, он вместе с ним создал “для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем” /Тим.,37с-d/. При этом Платон подчеркивает, что говорить "была", "есть" и "будет" можно только о сотворенном космосе и что до сотворения неба не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов. Время сотворено вместе с космосом и приложимо только к становящемуся, постоянно изменяющемуся и исчезающему. А к тому, что "вечно пребывает тождественным и неподвижным", подобает только "есть".

В отличие от Парменида, у которого только зарождается противопоставление временности, т.е. постоянной изменчивости, нестабильности чувственно воспринимаемого мира мнений, и вечности истинно сущего умопостигаемого мира и само понятие "время" еще не вычленяется из потока ощущений, Платон делает значительный шаг в сторону абстрагирования времени и вычленения его в качестве некоторой бегущей по кругу, согласно закону числа, характеристики или свойства Вселенной.

Однако и у Платона еще сохраняются некоторые черты мифологического уровня осознания времени. В частности, у него ясно просматривается отождествление времени с самим движением небесных тел. Так, разъясняя тезис о том, что время создано Демиургом вместе с небом, философ пишет: “... Чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени” /Тим.,38с/. И затем, описывая возникновение месяца и года в результате круговоротов Луны и Солнца, продолжает: “Что касается круговоротов прочих светил, то люди, за вычетом меньшинства, не замечают их, не дают им имен и не измеряют их взаимных числовых отношений, так что, можно сказать, они и не догадываются, что эти необозримо многочисленные и несказанно многообразные блуждания также суть время” /Тим.,39с-д/. /Выделено нами. - И.Х./.

Рассмотрим теперь, что, согласно Платону, представляет собой "вечность".

Вселенная (космос) - это обладающее душой и умом живое существо. Демиург создает Вселенную, как и все им создаваемое, в соответствии с идеальным умопостигаемым образцом, с идеей живого существа. Отвечая на вопрос о том, “что же это за живое существо, по образцу которого устроитель устроил космос” /Тим.,30с/, философ пишет: “Мы не должны унижать космос, полагая, что дело идет о существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным. Но помыслим такое [живое существо], которое объемлет все остальное живое по особям и родам как свои части, и решим, что оно-то и было тем образцом, которому более всего уподобляется космос: ведь как оно вмещает в себе все умопостигаемые живые существа, так космос дает в себе место нам и всем прочим видимым существам. Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом” /Тим.,30с-31а/.

Итак, образец, которому следовал Демиург, создавая Вселенную как живое существо, - это, с одной стороны, самое абстрактное понятие живого существа, охватывающее в себе все умопостигаемые живые существа, а с другой - самое конкретное и богатое по содержанию живое существо, поскольку оно “объемлет все остальное живое по особям и родам как свои части”.

Подобное понимание идеальной сущности умопостигаемого мира не случайно и относится не только к идеальному образцу Вселенной, но и вообще ко всем идеям или эйдосам умопостигаемого мира. Дело в том, что, согласно Платону, вечности не присуще "было" и "будет" - она целиком "есть". Поэтому идея, или образ, любого предмета включает в себя "единовременно" (если только можно так сказать о вечносущем) все многообразие его свойств, состояний, этапов развития и т.д., т.е. всего того, что в чувственно воспринимаемом мире развертывается последовательно во времени и оказывается в каждый данный момент отнесенным к разным временам, т.е. к прошлому, настоящему и будущему. Более того, само время оказывается подвижным образом вечности, а временное бытие чувственно воспринимаемого предмета - это "развертывание" во времени всего того, что как бы спрессовано в неподвижной, неизменной и вечносущей идее данного предмета.

Здесь у Платона в еще более развитом и абстрактном виде, чем у Парменида, продолжает существовать раннемифологическое представление о безвременном бытии мироздания.

Подводя итоги, можно сказать, что время и вечность у Платона - это характеристики двух качественно различных миров, а именно: время характеризует созданную Демиургом чувственно воспринимаемую Вселенную (космос), а вечность - не подверженный никаким изменениям умопостигаемый мир идеальных образов (эйдосов) всего того, что сотворено Демиургом. Противопоставляя время и вечность, Платон еще не осознает того, что бытие, и тем более "истинное бытие" умопостигаемого мира, представляет собой некоего рода пребывание, дление и, соответственно, некоторую длительность.

К осознанию этого факта философы, как мы увидим ниже, придут значительно позже.

Итак, в становлении раннефилософских представлений о времени можно выделить следующие этапы: а) этап раннемифологического безвременного восприятия реальной действительности; б) формирования временных представлений в рамках мифологического мышления; в) ассимиляции и развития философским мышлением отдельных элементов мифологических представлений о времени; г) формирования и развития представлений о времени и вечности в философских учениях Парменида и Зенона Элейского; д) развития понятий времени и вечности в философском учении Платона;

Раннемифологические представления человечества о мироздании были безвременными. По мере осознания человеком временных свойств реальной действительности начинает формироваться представление о времени, которое в процессе своего развития приобретает все новые черты. К периоду формирования первых философских учений мифологические представления о времени получили значительное развитие и определенную детализацию и на протяжении многих веков сохраняли сильное влияние на сознание людей даже после возникновения философского мышления. Некоторые особенности мифологических представлений о времени были унаследованы первыми древнегреческими философами.

Парменид одним первых осознал, что существует реальное различие между тем, что дано человеку в его чувствах, и тем, что постигает он в мышлении. Чувственно воспринимаемый мир, - считал он, - временен и для него имеет место "было", "есть" и "будет", тогда как умопостигаемый мир пребывает вне времени и он весь целиком актуально наличен. Такая характеристика умопостигаемого мира представляет собой философскую интерпретацию сохранившегося в рамках мифологического мировоззрения и воспринятого Парменидом раннемифологического представления о безвременном бытии реальной действительности.

Более четко понятие времени вычленяется и анализируется учеником Парменида Зеноном Элейским, который, обосновывая противоречивость времени и временного бытия, в конечном итоге доказывает истинность безвременного бытия Единого, т.е. не дифференцированного и не структурированного во времени умопостигаемого мира.

Дальнейшее развитие понятий времени и вечности связано с именем Платона. Его учение о вечности и времени составляет основу христианского учения о мироздании. Фактически от Платона берет свое начало и аристотелевская концепция времени, сыгравшая огромную роль в формировании и развитии естественнонаучных представлений о времени.

<< | >>
Источник: И.А. Хасанов. Время: Природа, равномерность, измерение. 2001

Еще по теме Понятия времени и вечности в философии Платона:

  1. Учение Платона о творении мира и создании времени как «подвижного образа вечности»
  2. Понятия времени и вечности в философском учении Парменида.
  3. Учение Плотина о времени и вечности
  4. Мифологические истоки представлений человечества о времени и вечности
  5. § 1. Основные этапы и специфика становления раннефилософских представлений о времени и вечности.
  6. Платон и Аристотель - творческие систематизаторы древнегреческой философии
  7. Европейская философия, по замечанию А. Н.Уайтхеда, представляет собой не что иное, как подстрочные примечания к Платону.
  8. Есть и другой Платон — все тот же Платон,
  9. Бородай Т.Ю.. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. 2008, 2008
  10. Черты философии Нового времени:
  11. 7.1. Родоначальники философии нового времени
  12. Философия Нового времени и современности
  13. Философия Нового времени
  14. Философия Нового времени
  15. 5 Философия нового времени
  16. 7. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  17. Тема № 5. Выделение сознания в качестве критерия психики в философии Нового времени
  18. 1 Ф. Бэкон – родоначальник опытной науки и материалистической философии Нового времени. Индуктивный метод