<<
>>

Последовательная смена качественных состояний свиде­тельствует о прогрессивности развития.

2.

3. Наблюдается и превеликое множество различных видов борьбы и единства противоположностей. Математики зафиксиро­вали плюс и минус, дифференцирование и интегрирование, фи­зики - положительные и отрицательные заряды, механики - дей­ствие и противодействие, химики - ассоциацию (соединение) и диссоциацию, биологи - наследственность и изменчивость, здо­ровье и болезнь, физиологи - возбуждение и торможение.

Не меньше противоречивых, взаимоисключающих тенденций обна­руживается в общественной жизни. Они не могут находиться в абсолютном равновесии. Так, если в молодом организме ассими­ляция берёт верх над диссимиляцией, то происходит его рост, развитие, если наоборот - то старение, разрушение. Взаимодейст­вие этих процессов сохраняет жизнь, их прекращение вызывает смерть.

Диалектическую взаимосвязь между действием (нападени­ем) и противодействием (защитой, обороной), причину озлобле­ния хорошо выразил поэт А. Твардовский:

Есть война - солдат воюет,

Лют противник - сам лютует.

Некоторые противоречия приобрели глобальные масштабы.

Великие научные открытия позволили создать сверхмощные ви­ды оружия, применение которых приведёт не только к колоссаль­ным разрушениям на отдельных континентах и неисчислимой ги­бели людей, животных, растений, но и к непредсказуемым изме­нениям ландшафтов и климата, т. е. к всеобъемлющей экологиче­ской катастрофе, и утрате жизнеспособности вообще. Осознание такой опасности подталкивает ответственных политиков и госу­дарственных деятелей, руководителей партий и общественных организаций, трудящихся разных национальностей к объедине­нию усилий для достижения договорённостей по её устранению.

Динамичный рост численности населения планеты, произ­водственной деятельности, необходимой для удовлетворения ра­зумных потребностей, урбанизации также оказывает негативное воздействие на природную среду, подрывает её устойчивость, по­рождает немало сложных проблем (бережного использования имеющихся минеральных ресурсов, применения безотходных технологий и совершенной, надежной техники, сокращения вред­ных выбросов в атмосферу и воду, недопущения региональных и очаговых катастроф, восстановления лесов, облагораживания зе­мель и улучшения их плодородия, уменьшения объёмов недоеда­ния, укрепления здоровья народов, стабилизации населения в странах с высокой рождаемостью и повышения его образования и культуры и т.

д.).

Люди становятся рабами собственных изобретений. Сконст­руированные машины и механизмы, обладающие нечеловеческой силой и выносливостью, заменяют специалистов, позволяют ра­ботодателям увольнять их. Появляется дисбаланс между количе­ством трудоспособных и рабочих мест. Автоматизированные ли­нии и роботы не только качественно преобразовывают характер и содержание труда, но и усиливают его интенсивность.

Национализация жизнедеятельности противостоит наме­тившейся её интернационализации в процессе взаимодействия и всестороннего сотрудничества народов и государств (форм прав­ления, населения, прежде всего в крупных городах, способа про­изводства и производственных отношений, системных элементов социально-классовой структуры, характера и содержания труда, репродуктивных установок, достижений науки и техники, жанров и средств художественного отражения действительности и т. д.), сближению людей разных национальностей, особенно в многона­циональных государствах.

Межнациональные отношения при капитализме складыва­ются однобоко, в конкурентной борьбе, охватывают лишь от­дельные стороны жизнедеятельности, строятся на неравноправ­ной основе.

Наиболее реакционные политические круги, связанные с монополиями и транснациональными корпорациями, в целях по­лучения сверхприбылей и упрочения своего господства стараются не только затушевать эксплуатацию сограждан, но и грабить ме­нее развитые народы, препятствовать их взаимодействию и рав­ноправному сотрудничеству. Экспансионизм империй дважды приводил к мировому противоборству.

Для облегчения реализации этой своекорыстной, эгоистиче­ской политики, противостоящей мирному сосуществованию, они и насаждают национализм и шовинизм, вражду, а зачастую и ра­сизм. Поэтому обостряются как взаимоотношения между наро­дами, так и возникающие неантагонистические противоречия при балансировании уровней их развития, между национальными уст­ремлениями и восприятием инонациональных культурных ценно­стей, между необходимостью передислокации трудоспособных и ориентацией на мононациональность.

Но тенденция развития и сближения наций и народностей становится закономерностью. Квинтэссенция развития подразу­мевает: жизнеспособность и свободное, беспрепятственное со­вершенствование, подъём, качественное преобразование всего национального (кроме негативного, архаичного, отжившего); ап- перцепирование и вхождение в структуру национального инона­ционального, интернационального и общечеловеческого; превра­щение национального в интернациональное, общечеловеческое; переход от одного национального состояния к другому. Нацию нельзя окружить разделительной стеной. Если какая-либо нацио­нальная общность не проявляет активности в восприятии и ис­пользовании достижений других народов, то тем самым она сдерживает своё развитие.

Не только содержание, но и национальные формы не око­стеневают, а видоизменяются, совершенствуются и сближаются между собой, освобождаясь от всего устаревшего. Расцвет наций не сводится к развитию национальных особенностей. Националь­ное шире национально-специфического, поскольку включает в себя и интернациональные элементы. В жизнедеятельности и культуре советских народов неуклонно увеличивалась роль ино­национального, интернационального и общечеловеческого. На­циональное обогащалось ценностями инородцев. Более того, в развитии самого национально-специфического изменялось соот­ношение, удельный вес негативного, архаичного, отжившего, не­консервативного и поэтому локально функционировавшего и пе­редового, которое приобретало общезначимость и заимствова­лось. Это и означало противоположность в самой ткани нацио­нального. Преобразовывалась национальная среда и её природа, возникало новое из старого. Национальное развивалось и распа­далось. Но такие взаимопроникновения, сфорцандное сближение происходили в замедленном темпе.

Количественный рост подобных метаморфоз влечёт за со­бой качественные изменения соприкасающихся наций. Фактиче­ское, а не формальное сокращение одной из них уменьшает по­тенциальные возможности для её самостоятельного развития, что ещё больше ускоряет эти переходы, и увеличивает их для аккуму­лирующей нации.

Осуществляется их постепенное сращивание, слияние (типично для экстерриториальных групп) или рождение новой нации (бывшие англичане в США, Австралии, испанцы в Латинской Америке).

Когда эти превращения прослеживаются на личности и ока­зываются контрастными прежним её связям и признакам, то она по существу утрачивает свою национальность и приобретает все черты другой национальности или нации, точно так же, как пере­мещается из одного социального положения в другое. Одни ли­шаются своих прежних черт (кроме антропологических) медлен­но, другие - быстро. Со сменой поколений этот процесс ускоряет­ся или завершается.

Вследствие видоизменений всех нациообразующих атрибу­тов нации распадаются, превращаются в национальности, входят в интернациональные общности, сливаются между собой. В свою очередь национальные группы и народности способны перерас­тать в нации.

Глубина и быстрота таких метаморфоз, преобладание той или иной тенденции, закономерности зависит от строя и прово­димой политики, близости или отдалённости, схожести или раз­нообразия взаимодействующих центростремительных и центро­бежных сил, от сознания, побуждений, степени многонациональ- ности. Все нации подвергаются воздействию мирового развития, сами влияют на него. Все эти положения автор обосновал более основательно в первой части своей монографии «Развитие наций и их взаимоотношений в СССР» (М., ТОО «СИМС», 1998).

В социально-экономической сфере главенствует антагони­стическое противоречие между отчуждённым трудом и неправед­ным капиталом. Оно порождает угнетённых и угнетателей, бед­ных и богатых, резко контрастный образ их жизни, несовмести­мость их интересов и взглядов, ориентаций, противоборство клас­сов и социальных групп, политических партий, государств, про- тестные акции недовольных, забастовки, отличительные по со­держанию культурные ценности и нормы нравственности. Обу­славливает оно и меру справедливости, прогрессивности, коллек­тивизма или индивидуализма, интернационализма или национа­лизма.

Нередко производственные отношения отстают от развив­шихся производственных сил.

Культурность не согласовывается с невежеством, правона­рушениями. Всё большую озабоченность вызывают проявления нетерпимости, национального, религиозного и политического экстремизма.

Различия появляются из тождества, созревают до проти­воположностей, нередко до несовместимых, которые создают конфликтные ситуации. Сужение единства и нарастание борьбы, столкновений вызывает революцию или контрреволюцию. Вот почему целесообразно своевременно находить и применять эф­фективные меры, направленные на сглаживание и разрешение противоречий. Ими могут быть: корректировка или отмена оши­бочных управленческих решений, намерений, внесение поправок в Конституцию, в законы, увеличение зарплаты, средств на соци­альные нужды, проведение реформ. Олигархи давно лишились бы и собственности, и власти, если бы не научились быть гибкими, обманывать и преодолевать циклические кризисы и потрясения.

Когда в марте 1921 г. вспыхнул в Кронштадте мятеж, вы­званный вынужденным введением продразвёрстки, тогда В. И. Ленин, чтобы устранить причину недовольства крестьян, предло­жил временно отступить и заменить её продналогом (см. т. 35, с. 196; т. 39, с. 271-281; т. 43, с. 381; т. 44, с. 350). Но И. В. Сталин, будучи незаурядной личностью, не понял рациональности такого подхода, не находил выходов из трудностей, не замечал многих противоречий, не разрешал их, а устранял оппонентов и против­ников. Сказывались такие его недостатки, отмеченные В. И. Ле­ниным в «Письме к съезду», как нетерпимость, торопливость, ад­министраторское увлечение, капризность, грубость, озлобление. Учёт проблем заменялся постановками новых целей и задач. Лишь однажды он вынужден был признаться в головокружении от успехов, но избавиться от такого недомогания не смог. По- прежнему процветал субъективизм и волюнтаризм. Восхваляемая действительность отставала от провозглашённых идеалов. Ма­лейшие всплески несогласия и недовольства жестоко подавля­лись.

Народовластие было заменено диктаторским единоначалием «вождя», что сдерживало инициативу и политическую активность

4

трудящихся, осознание ими своего предназначения .

Последующие руководители расширили демократию, но ос­тавили её искажённой, правильных выводов не сделали, не лик­видировали сложившиеся дисбалансы и диспропорции. Очень многое зависело от позиции и воли одного генсека. И когда М. С. Горбачёв, Б. Н. Ельцин и их подхалимы затеяли авантюристиче­скую перестройку, то никто из партийно-государственных струк­тур не посмел и не мог им возразить, оказать сопротивление. Ря­довые партийцы были сбиты с толку, также поддакивали, угодни­чали.

4

См. В. С. Семёнов. Уроки ХХ века и путь в ХХІ век (Социально-философ­ский анализ и прогноз). М., Институт философии, 2000, с. 174-176, 231-236, 242.

СССР и социализм не были обречены на самоуничтожение. Несмотря на противодействия центробежных сил, многонацио­нальное государство, соблюдавшее принципы федерализма, ба­ланса интересов, интернационализма, взаимоуважения и дружбы, доказало свою жизнеспособность. Оно было насильственно раз­рушено лишь тогда, когда при попустительстве оппортунистов и ревизионистов всех мастей эти принципы были преданы забве­нию, когда взамен им начали пропагандировать национализм, се­паратизм и обособленность, изоляционизм. Не исчерпаны были резервы и потенции экономики. Но вместо их мобилизации за­маскированные предатели периодически уступали обнаглевшим сепаратистам и рыночникам, сдавали им одну позицию за другой. Одурманенные рабочие и колхозники, большинство интеллиген­ции, отвыкшие от организованной борьбы за отстаивание своих коренных интересов и прав, безмолвствовали. Они, как и партий­цы, также ответственны за случившееся.

4. Отрицание противоположно утверждению, реальности, означает ничто, небытие. Отрицаются прежние формы существо­вания изменяющихся объектов, которые приобретают иные свой­ства. Тем самым возникает самоотрицание. Следовательно, отри­цание - это переход от старого к новому. Оно означает не мыс­ленное, т. е. абстрактное, а конкретное преодоление предыдущей стадии развития (каких-то свойств и качеств). В отличие от мета­физически толкуемого отрицания, подчёркивающего разрыв, про­тивоположность черт предыдущего и последующего этапов изме­нений, отбрасывание старого, диалектическое предполагает их взаимосвязь. Оно включает в себя: деструкции (разрушения, пре­одоления, изживания) прежнего, кумуляции, т. е. увеличения, скопления, суммирования (частичные его сохранения, преемст­венности, трансляции), конструкции (созидание нового). Исход­ное состояние постепенно отживает, отвергается зародившейся и окрепшей противоположностью, которая также отмирает, заменя­ется другим, более сильным «отрицателем», но сохраняющим не­которые качества отрицаемого объекта.

В эволюции живой природы особи, обладающие менее ус­тойчивой организацией, вымирают. Естественный отбор продол­жается. Посеянное зерно прорастает и погибает. Его отверг вы­росший стебель, в колосе которого созревают новые зёрна. Про­изошло двойное отрицание. Их заменяют более качественные (элитные) семена. Такое отрицание сочетает в себе цикличность, повторяемость и поступательность.

В сложившемся обществе отрицание выражается в реформах и революциях. Но оно не есть его простое отбрасывание, целост­ное уничтожение, предусматривает синтез, сохранение в составе образовавшейся новой системы отношений уже достигнутых на предыдущих этапах ценностей, даже некоторой архаики. Можно подумать, что происходит возврат к старому, повторение некото­рых его составных элементов, впоследствии утраченных и вновь обретённых, но уже в изменённом виде. В процессе развития вос­производятся как бы пройденные ступени, но иначе, на усовер­шенствованной базе («отрицание отрицания»).

Удержание всего положительного называется преемственно­стью. Без неё невозможен прогресс. Рождённые дети вынуждены подрастать в уже сложившейся культурной среде. Вместе с моло­ком матери они усваивают и её язык, который становится род­ным и надолго. Закрепляет его учёба в национальной школе и общение. И если его функционирование поддерживается госу­дарственными мерами (законодательством, СМИ, искусством и т. д.), то сам по себе он не отмирает. Полная или частичная смена может происходить благодаря сознательному и добровольному переходу к более развитому или распространённому языку и как следствие попадания в чужеродную среду обитания.

Не вызывают немедленного отторжения здания, техника, коммуникации, одежда, продукты питания, апробированные на­учные открытия, навыки. Молодёжь использует результаты труда своих предшественников, продолжает унаследованную деятельность, видоизменяет её. Бездумное игнорирование их об­рекает на потерю памяти и деинтеллектуализацию.

Знания и открытия распространяются быстро, дополняют и обогащают различные культуры. И. В. Гёте подчёркивал, что нау­ки и искусство, как и всё благородное, принадлежат всему миру, что для их развития нужно взаимодействие современников при учёте того, что осталось от прошлого. По поводу провозглашён­ного М. А. Бакуниным девиза «Всё должно быть разрушено» К. Маркс говорил, что бессмысленно уничтожать ценности, свои и чужие дома, убегать неизвестно куда и не зная того, каким обра­зом можно снова что-нибудь построить.

Но недифференцированное насаждение преемственности недопустимо. Ф. Бэкон подверг критике догматические попытки схоластиков представить античный уровень знаний как предел, считал, что их каноны и методы не являлись непогрешимыми. Периодически возникает вопрос: «Что заимствовать из культур­ного наследия?».

Достижения не равноценны и не вечны. Те, которые раньше признавались выдающимися (изобретение колеса, алфавита), по­том воспринимались как само собой разумеющиеся. Отживают и канут в Лету устаревшие идеи, обряды, обычаи, традиции, произ­ведения. Иногда навсегда исчезают языки, культуры в целом - крито-микенская, инков, ацтеков.

Исследователи часто используют без изменений языковые правила, понятия, законы, стандарты, эстетические и моральные нормы и т. д. Но накопление новаций и всякое открытие заставля­ет пересматривать устоявшиеся представления, а переворот в науке превращает старые знания в достояние архивов. Прерыв­ность допускается и из-за противоречивости познания. Гипотеза Левкиппа и Демокрита об атомистическом строении материи ос­тавалась долго не востребованной. Возвратились к этим идеям лишь в XVI-XVII веках.

Эпохе присущ свой тип культуры, который подвергается ломке, преобразовывается со сменой формации. Движущие силы революции, пообещавшие сгладить или разрешить обострившие­ся противоречия, отклоняют идею «саморазвития» единой куль­туры, которая якобы всегда является общечеловеческой и должна усваиваться вся без исключения, приступают к критическому пе­реосмыслению, к переоценке ценностей. В первую очередь изме­няется собственность на средства производства, система управле­ния, юриспруденция, идеология, мировоззрение, направленность и содержание обществоведения. Но абсолютное отрицание не до­пустимо, ибо означает полный разрыв со всей действительно­стью.

Научный, классовый, избирательный, осторожный и береж­ный подход к переоценке накопленного богатства предполагает как приведение его в соответствие с интересами и идеалами пре­образователей, с актуальностью, так и многомерный анализ, ком­петентность, объективность, научную обоснованность, чтобы обозначить добро и зло, общее и неповторимое, самобытное, от­жившее и рождающееся, перспективное. Целесообразно как не предавать забвению древние достижения, так и не пренебрегать новациями.

Категоричное отрицание, незаслуженное превознесение культурных ценностей и их творцов, субъективистское их вос­приятие ведут к издержкам. Многие оригинальные, подтверждён­ные впоследствии идеи не воспринимались современниками, да и сейчас оспариваются. Непонятый на родине А. Вивальди был от­вергнут и умер в бедности, вдали от неё. Р. Вагнеру из-за отрица­тельного мнения о его творчестве приходилось жить впроголодь. Не баловала судьба и сказочника Г. Х. Андерсена. Вряд ли можно оправдать преднамеренное разрушение некоторых поместий и храмов в годы гражданской войны в России.

Коммунистам в первые годы Советской власти потребова­лось из отрицаемого прошлого отобрать, сохранить и перенять всё полезное, прогрессивное - науку, орудия труда, передовой опыт, материализованный в продуктах производства, сооружени­ях, средствах хранения информации, в художественных произве­дениях.

В. И. Ленин до революции отвергал буржуазную культуру и советовал из каждой национальной культуры брать только её де­мократические и социалистические элементы. Это высказывание, призывавшее к очищению культуры от архаичных и реакционных примесей, наслоений, которые противоречили правде жизни, иде­ям и принципам проектируемого общества, были неверно поняты и истолкованы идеологами добровольных организаций Пролет­культа. Проводники идеализма выступали за «саморазвитие» еди­ной культуры и поэтому объявили коммунистов её разрушителя­ми. Подобных взглядов придерживались многие представители старой интеллигенции. А. А. Богданов и другие ультралеваки стали заявлять, что прежняя культура неприемлема для рабочих. Поэт В. Кириллов обнаружил ядовитость во всём искусстве. В стихотворении «Мы» он намеревался сжечь во имя завтра карти­ны Рафаэля, разрушить музеи. Некоторые предлагали закрыть Малый и Художественный театры, разобрать «буржуазные» же­лезные дороги. Классики литературы и искусства третировались. В школьных учебниках не упоминались даже Достоевский, Лес­ков, Тютчев, Фет, Есенин. Насаждался крайний примитивизм, не­что бессодержательное, несуразное. Так называемые «левые ком­мунисты» возражали против использования образованных интел­лигентов в социалистическом созидании. Публиковались статьи с нападками на М. Горького, М. Пришвина, М. Шагинян, А. Тол­стого.

В. И. Ленин осудил подобные вздорные искривления в об­ласти культуры и подал пример диалектического подхода к оцен­ке творчества Л. Н. Толстого и А. И. Герцена. Он вскрыл и досто­инства, и слабости произведений великих художников, кричащую противоречивость их взглядов, мировоззрения (см. т. 17, с. 206­213; т. 20, с. 19-24). Он отметил, что нужна «не выдумка новой пролеткультуры, а р а з в и т и е лучших образцов, традиций, ре­зультатов с у щ е с т в у ю щ е й культуры с точки зрения миросо­зерцания марксизма.» (т. 41, с. 462. См. т. 23, с. 43; т. 38, с. 330; т. 41, с. 304-305). Его выражение «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех бо­гатств, которые выработало человечество» стало крылатым. Он понимал, что без внедрения научных знаний, во многом нахо­дившихся в головах профессионалов, накопленного практическо­го опыта невозможна победа социализма и поэтому привлекал на свою сторону и на службу специалистов с иным мироощущением, призывал ценить их, перевоспитывать, проявлял к ним такт и тер­пение, критиковал деятелей культуры за их ошибки, заблуждения.

Марксисты не отбрасывали достижений буржуазной эпохи, в т. ч. и в области философии, усваивали и перерабатывали всё ценное, накопленное в более чем двухтысячелетнем развитии мысли и культуры. Правительство поддерживало таких известных учёных, как К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, И. В. Мичурин. Но в развернувшейся идейной борьбе не обошлось без издержек и по­терь.

Осознана была потребность охраны памятников от разруши­тельного воздействия атмосферы, от посягательств туристов и их выборочной реконструкции, реставрации. Восстановление двор­цовых комплексов в Павловске, Петергофе, Гатчине, Царском Селе, а также Минска, Киева, Сталинграда, реставрацию архитек­турных памятников в городах, входящих в «Золотое кольцо Рос­сии», в Таллине, Вильнюсе, Самарканде и т. д. невозможно пере­оценить. Но нельзя допускать и их искажений.

Молодые западноевропейские бунтари в конце 60 - начале 70 годов ХХ в. односторонне расценили нормы, ценности, тради­ции как насилие над индивидом, ограничение возможности его свободной самореализации, экзистенции, отстаивали вседозво­ленность.

Псевдодемократы постсоветской России, неожиданно запо­лучившие власть, поспешили снести памятник Ф. Э. Дзержин­скому в Москве, переименовать улицы Герцена, Горького и даже Пушкинскую, Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, на первый план выставили книги антикоммунистического содержа­ния.

Навязываемые молодёжи обычаи и традиции аккумулируют прошлые достижения. Их неукоснительное соблюдение помогает обеспечению относительной непрерывности в развитии нацио­нальной культуры, но закрепляет архаичность, препятствует творческому поиску, новациям, которые не вмещаются в прокру­стово ложе старых норм и ценностей, толкований. Калым, кров­ная месть, религиозные обряды и другие пережитки тормозят ста­новление более передового образа жизни, интернационализацию.

Взаимозависимость поколений и времён налицо. Благодаря предшествующей деятельности, воплощённой, опредмеченной в ценностях, прогрессивных традициях, нормах и т. д., передаётся от поколения к поколению исторический опыт. Современники как умножают эти достижения, так и распредмечивают, раскры­вают, объясняют накопленный опыт. В культурах и новациях со­четаются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки буду­щего.

Действие этих переплетающихся законов подтверждает сложность развития всего сущего. Но диалектику не любят само­довольные узурпаторы и авторитаристы, игнорирующие иное мнение, противодействующие неизбежности утраты своей власти.

<< | >>
Источник: Басалай А.А.. Актуальная и правдивая философия. 2001

Еще по теме Последовательная смена качественных состояний свиде­тельствует о прогрессивности развития.:

  1. Трансформация энергии из одного качественного состояния в другое осуществляется посредством нейронных связей.
  2. 3.1.2. Динамика психогенных расстройств, последовательность фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций
  3. 3.2.5. Учет последовательности стадий развития доверительных отношений
  4. 2.Последовательные стадии активирования психофизиологических механизмов, ответственных за развитие стрессовой реакции.
  5. «Борьба за существование» Взаимная помощь — закон природы и главное условие прогрессивного развития • Беспозвоночные животные • Муравьи и пчелы • Птицы: их союзы для охоты и рыбной ловли • Их общительность • Взаимная охрана у мелких птиц • Журавли; попугаи
  6. Ответственность за нарушение антимонопольного законода­тельства.
  7. Смена ролей
  8. 4.2.2. Деркачева Л.Н. Морской туризм в Приморском крае: состояние и направления развития
  9. Смена человечества
  10. Смена богов
  11. Понятие о регрессивных и прогрессивных симптомах, возникающих в процессе личностного роста
  12. Понятие о регрессивных и прогрессивных симптомах, возникающих в процессе личностного роста
  13. Понятие о регрессивных и прогрессивных симптомах, возникающих в процессе личностного роста
  14. ♥ Чтобы врач мог качественно оказать медицинскую услугу, необходимо, чтобы у него было достаточно для этого времени. Мне, чтобы выполнить план приема, нужно в месяц принять примерно 520 человек, по 25 человек в день. Это примерно 15 минут на человека. Как можно за это время качественно что-то сделать?
  15. Недоумение вызывает и смена направлений регулирования.