<<
>>

3 Постклассический период украинской философии: М.П. Драгоманов и И. Я. Франко

Постклассический период в украинской философии характеризуется отступлением от древнегреческой и древнеримской традиции, заключающейся в философском осмыслении методологических, онтологических, гносеологических, социальных и иных проблем бытия.

В этот период украинские мыслители сосредоточили внимание в основном на проблемах философии истории.

Выдающимся деятелем культуры постклассического периода М.П. Драгоманов /1841-1891/. Прогрессивной чертой его деятельности была борьба против русского самодержавия. Он, считал, что социальную несправедливость можно устранить только путем коренного изменения экономического строя.

Существеннейшими чертами мировоззрения и способа мышления М.П. Драгоманова были: рационализм-позитивизм, материализм-атеизм, либерализм, “общинный социализм” и др. М.П. Драгоманов исходил из того, что материальный мир не зависит от сверхестественных сил, что человек целиком может познать явления природы и общества. Он отстаивал веру в действие естественных законов.

Большое значение М.П. Драгоманов придавал праву общения на родном языке, отстаивал необходимость развития национальной культуры. Борьбу за дело трудящихся он считал интернациональным делом. Пока не будет политических свобод, не будет разрешен и национальный вопрос. Будущее украинское государство представлялось М.П. Драгоманову как федеративный союз свободных социальных общин. В условиях отсталости Россия именно интеллигенции предстоит подготовить народные массы к революционной деятельности.

Задачу достижения политических свобод, развития просвещения, повышения культурного уровня народа М.П. Драгоманов ставил на одно из первых мест. В основе его концепции социальной революции лежит идея не кровавого восстания, а мирного развития через повышения уровня просвещения народа.

Непреходящее значение в развитии украинской философско-социологической мысли принадлежит И. Я.

Франко /1856-1916/. В основе его мировоззрения –философский материализм и идея развития природы и общества. В природе, подчеркивал мыслитель, все подчинено изменениям, движению и обмену материи. Основой всего существующего он признавал природу в ее многогранности и вечности. В поле внимания И. Я. Франко сложные различные вопросы современного ему естествознания, истории, эстетики. Познание он рассматривал как отражение внешнего мира в человеческом сознании. Вне природы нет познания, нет правды, утверждал И. Я. Франко. Он доказывал необходимость укрепления связи науки с практикой

Много усилий И. Я. Франко приложил к формированию национального самосознания украинского народа. Разрешением этой задачи могло стать утверждение просветительской традиции, открытие учебных заведений, образование собственной прессы, развитие языка, письменности и т. д.

Утверждение украинского языка для него стало неотъемлемым вопросом реализации социальных идеалов. Социализм И. Я. Франко основывается не на классовых, а на общечеловеческих ценностях, на самоуправлении общин, уездов и стран. В будущем общественном строе государства не будет.

И. Я. Франко пропагандировал гуманистические принципы жизни, выступал за ликвидации всяческого господства над людьми, любой власти человека над человеком.

Таким образом, из краткого освещения истоков русской и украинской философской мысли, этапов ее становления в России и Украине и ее наиболее характерных черт можно сделать вывод, что русская и украинская философия возникла не в стороне от столбовой дороги цивилизации. Ее источниками явилась передовая западноевропейская философская мысль и здравый смысл русского и украинского народов.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 3 Постклассический период украинской философии: М.П. Драгоманов и И. Я. Франко:

  1. 2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода. Социально-политические взгляды деятелей Кирилло-мефодиевского общества. П. Д. Юркевич
  2. §4. Договорное право постклассического периода.
  3. 1 Единство истоков русской и украинской философии.
  4. Лекция 9. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  5. ТЕМА 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  6. Вопрос №45. Социально-экономическая политика Украинского государства в период рыночной трансформации общества
  7. 2. Развитие римского права в его источниках прослеживается по следующим периодам: архаический, предклассический, классический и постклассический.
  8. Государство франков в период VI - IX вв.
  9. Франко-шведский период войны (1635—1648).
  10. Андрусяк T.. Шлях до свобода (Михайло Драгоманов про права людани)., 1998
  11. Право в постклассическом измерении
  12. ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТЕЙ
  13. 3.2 Развитие психологических воззрений в классический период античной философии
  14. Украинские реалии
  15. Главным достижением римской постклассической юриспруденции явился, безусловно, свод Юстиниана.
  16. ВОЙНА C РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ ЗА УКРАИНСКИЕ И БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ
  17. 7 «ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО И УКРАИНСКОГО НАРОДОВ»
  18. Франки