<<

1.4. Практическая философия

Практическая значимость философии вытекает из того фун­даментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напро­тив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.

Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от оши­бочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая фи­лософия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в про­цессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический фило­соф (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования- собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и со­беседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья...

Если говорить более развернуто, то необходимость института практического философа диктуется следующим:

1.

Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т. д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных прояв­лениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с че­ловеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на че­ловека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач — в восстановлении здоровья, юрист — в эффективном использовании законодательства и т. д. Лишь фи­лософ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплекс­ное использование различных средств, т. е. координировать- дирижировать.

2. Кроме того, философ располагает таким средством реше­ния человеческих проблем, каким не располагает профессио­нально ни один представитель какой-либо другой человечески- ориентированной деятельности.

Этим средством является мысль. Профессиональный философ — это человек, сделавший мышле­ние (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.

3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философски­ми. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты- человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т. д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по существу, на поле практической философии. Естественно, что все эти обсуж­дения и рекомендации в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Ясно, что здесь должны работать философы - профессионалы. Практическая философия как раз и означает, что философ непосредственно работает с людьми, вместе с ними ре­шает их фундаментальные вопросы жизни. Не с массами, не с ау­диторией (как в случае со студентами или читателями), а с каж­дым желающим индивидуально! Суть практической философии именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуаль­ном подходе.

4. Некоторые философы считают, что философия не должна снисходить до отдельного человека. Такой взгляд обусловлен, с одной стороны, пониманием философии как очень далекой от конкретного человека, а, с другой, пониманием проблем конкрет­ного человека как ничтожных для философии. В том и другом случае мы имеем дело со своеобразным философским платониз­мом, т. е. с абсолютизацией общего-всеобщего и недооценкой единичного, отдельного, специфического. Да, действительно, фи­лософия занимается вопросами предельной общности.

Но ведь и каждый отдельный человек задумывается над подобными вопро­сами. Нет общего без отдельного, единичного, как нет и единич­ного без общего. Любой самый фундаментальный вопрос перипе- тиен, ситуативен, зависит от конкретной жизни конкретного че­ловека, от его особенностей и особенностей его жизни. И, наобо­рот, любая конкретная жизнезначимая проблема тысячами нитей связана с решением общих вопросов. Задача практического фи­лософа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.

5. Введением института практических философов возрожда­ется хорошая древняя традиция. В античную эпоху уже был по­добный институт практических философов. Это софисты, учите­ля мудрости, учителя жизни. Среди них были, правда, и такие, кто учил лжемудрости, пустословию, софистике. Тем не менее, изначально в деятельности софистов было рациональное зерно. Своими беседами и мудрыми советами они реально помогали людям.

Практическая философия в истории человеческой мысли. К произведениям практической философии относятся такие, кото­рые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произ­ведения, как правило, не носят характер исследования, а содер­жат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы. В духе практической философии писали Конфуций, многие антич­ные философы, М. Монтень, Ф. Бэкон, А. Шопенгауэр... К произ­ведениям практической философии можно в известном смысле отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.

<< |
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме 1.4. Практическая философия:

  1. Зачем нужна практическая философия? Аргументы в пользу введения института практических философов
  2. Балашов Л.Е.. Практическая философия. 2001, 2001
  3. Что такое практическая философия?
  4. 1. О практической философии
  5. 2. Практическая философия в истории человеческой мысли
  6. Выше было сказано, что практическая философия имеет богатую литературную историю и традиции.
  7. Власова, Е.М., Шумейко, М.В.. ФИЛОСОФИЯ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2013. - 140 с., 2013
  8. Приложение 1 Практическая работа 1 по теме: «Комплексная сквозная практическая работа»
  9. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  10. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  11. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  12. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  13. 3.Философия и наука. Методологическая функция философии.
  14. § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна
  15. ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (феноменология, религиозная философия, экзистенциализм, неопозитивизм)
  16. ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (аналитическая философия 80-90-х годов, герменевтика, постмодернизм)
  17. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  18. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  19. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа