<<
>>

5.1. ПРЕДМЕТЫ МИРА В НКМ И ДВА ПЛАНА ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Большинство выводов, отмеченных в предыдущей главе, относится к системно-философскому рассмотрению Мира в ОНКМ с помощью наивысших абстракций на уровне всеобщего. К ним человечество приходит путем многовековой эмпирической и теоретической индукции, а также при осуществлении исключительно многообразной, миллиарды раз повторяющейся практической деятельности, проверяющей достоверность результатов познания.

На указанном уровне появляется возможность выделить и соотнести предельно общие, всеобщие законы бытия Мира как единого, неразрывного, но исключительно многообразного целого. С одной стороны, это завершающая, наивысшая форма индуктивно-теоретических обобщений, а с другой - исходная база для многообразных дедуктивных умозаключений, вначале теоретического, а затем эмпирического и прикладного характера, осуществляющихся путем применения всеобщих алгоритмов - логических методов и правил выведения [81, 113; 159; 181; 182; 207; 236; 262; 291; 295; 297; 321; 354; 415; 423].

Именно на уровне всеобщего, при познании Мира-Системы, появляется возможность рассмотреть всеобщие характеристики Мировой гармонии и динамики, выявить исходную причинную категорию бытия - собственную Активность Мира, или взаимодействие (частей Мира друг с другом) Кроме того, как отмечалось, атрибутивным качеством Мира является Единство - Неединство его собственной активности (см. гл. 4). Именно Единство как абсолютное, всеобщее взаимодействие всего со всем в Мире определяет мировую гармонию, единство и целостность субстанции. He-единство же проявляется в отдельных, частичных формах взаимодействия, а далее - в бесконечно многообразных конкретных видах взаимодействий. В свою очередь, отдельные взаимодействия в целом могут проявляться в альтернативных формах активности: статического и динамического характера, обеспечивающих или относительный покой, или высокую изменчивость отдельных участков Мира (а гениальность диалектики состоит в раскрытии этой альтернативности).

Далее диалектический метод познания через противоположности позволяет дифференцировать указанную двойственность в виде потенциальной и актуальной (кинетической) активности, или потенциального и кинетического взаимодействия, действующего в Мире-Системе Именно эта полярность Активности на уровне отдельного есть вечный двигатель всего существующего и причина абсолютной неоднородности (дискретности и динамики) Мира-Системы (что является важнейшим синергетическим принципом).

С одной стороны, активность в своей статической, потенциальной форме приводит к накоплению в определенных частях Мира все более мощной потенциальной энергии. Образуются все более четко выраженные отдельные

дискретности, в виде Предметов Мира, Систем Мира с определенной структурой, где формируются относительный покой и все большая организованность, системность и структурность. С другой сгороны, активность в своей динамической, кинетической форме, напротив, постоянно разрывает более концентрированные области и участки Мира на множество частей Она переводит состояние относительного покоя и организованности в многообразное движение и дезорганизован» ость, разрушая структурность, системность до относительной бесструктурности и бессистемности Мира, т.е. преобразует порядок в хаос.

В целом же именно собственная Активность раскалывает Мир на два полярных состояния - статическое и динамическое, вечно взаимодействующих в бесконечно разнообразных видах и конкретных проявлениях. Во-первых, самоорганизуются исходные полярные формы Мира-Системы. Как было рассмотрено, это (относительно статический) Мир веществ и динамический Мир энергий. На уровне всеобщего они абсолютно и гармонично взаимосвязаны между собой вечным круговоротом субстанции, или Мировым самодвижением. В свою очередь, самодвижение также диалектично. За счет двойственности и полярности мировой Активности, оно раскалывается на два противоположных мировых процесса - концентрирования и рассеивания интегральной материи, осуществляющихся в двух полярных направлениях.

Таковы самые исходные всеобщие свойства Мира-Системы.

Но в восхождении познания от конкретного к абстрактному, вплоть до абсолютно всеобщего, становится ясным, что данный уровень, несмотря на его неоспоримую важность, непосредственно не применим к теории и практике конкретной жизни именно в силу своей наивысшей абстрактности. И тогда встает проблема интерпретации абсолютно всеобщего, переведения, дедуктивным путем, исходных всеобщих положений в производные всеобщие (см. разд. 3.1). Это логическое дедуктивное преобразование означает следующее: Определить и показать, как отмеченные всеобщие характеристики Мира-Системы проявляются в отдельном - в бесконечно многообразных отдельных Предметах Мира Необходимость данной познавательной и логической операции обусловливается тем, что реально, в повседневной жизни, человек сталкивается с многообразными отдельными Предметами Мира (в их бесконечно многообразных конкретных проявлениях) - отражает, изучает, преобразует их, определенным образом связан с ними, относится к ним и т.д. Поэтому именно всеобщие системно-философские выводы на уровне отдельного могут служить теоретико-методологической, эвристической, прогностической, организационно-практической, мировоззренческой и аксиологической (ценностно-ориентированной) основой реальной жизнедеятельности людей.

В связи с изложенным рассмотрим далее исходные положения системно-философской НКМ на уровне отдельного. Но прежде, чем приступить к более детальному исследованию проблемы, отметим тот категориальный аппарат, который будет использован в данных вопросах. Применим понятия на уровне отдельного, рассмотренные в третьей главе (в разд. 3.3). Здесь исходным понятием является «Предмет Мира» (отдельный более концентрирован-

ный участок, сгусток субстанции, проявляющий в себе всеобщие свойства Мировой субстанции).

Содержание категории Предмет Мира, как полагаем, в новейшей НКМ наиболее адекватно раскрывается природной сущностью и соответствующим понятием - природный комплекс «система - окружающая среда».

А природный комплекс, в свою очередь, может рассматриваться по-разному, или в целом, или по частям - в виде систем и их среды (совместно) или того и другого по отдельности. Во втором случае важнейшим понятием выступает «система», онтологически отражающая центральные, чаще наиболее активные части природного комплекса. С применением указанных категорий, осуществим дедуктивные преобразования от уровня всеобщего к уровню отдельного.

В разделе 4.2 была рассмотрена всеобщая схема самодвижения Мира-Системы, в виде взаимодействия полярных форм - Мира веществ и Мира энергий, за счет Мировых процессов концентрирования и рассеивания материи, образующих в совокупности вечный Мировой круговорот веществ и энергий. Эту всеобщую схему самодвижения Мира-Системы (или самодвижения интегральной материи) можно, путем соответствующих дедуктивных преобразований, представить на уровне отдельного и таким образом применить к отдельным Предметам Мира. Такого рода преобразование приводит к появлению всеобщей схемы самодвижения материи (веществ и энергий) в отдельных природных комплексах «система - окружающая среда». Данное преобразование осуществляется следующим образом.

Переход от первой полярной формы Мира-Системы - от Мира веществ - к отдельному сгустку вещества приводит к понятию отдельной системы (Мира). А дедуктивный переход от второй полярной формы уровня всеобщего - от Мира энергий (от всеобщей Мировой энергетической среды бытия всех веществ Мира), к уровню отдельного дает понятие окружающей среды (для отдельной системы).

Добавление к понятию «среда» термина «окружающая» показывает следующее. В непосредственное взаимодействие с отдельной системой вступает не вся среда Мира, а лишь те ее участки, которые непосредственно окружают данную систему. Именно через них реально осуществляется, во-первых, взаимодействие системы с ближайшим окружением среды, а во-вторых, взаимодействие с более отдаленными областями среды также обязательно преломляется через окружающие систему участки. Поэтому в гносеологическом и методологическом плане понятие «окружающая среда)) (по сравнению с термином «среда») более определенно и продуктивно.

Таким образом, в схеме самодвижения на уровне отдельного выделяются две полярные формы: 1) система (более концентрированная часть) и 2) окружающая среда (более рассеянная часть природного комплекса). Противоположные же мировые процессы самодвижения уровня всеобщего - концентрирование и рассеивание материи, на уровне отдельного уже выглядят по иному, как самодвижение, или материальный обмен (веществом и энергией) между системой и окружающей средой в природном комплексе «система - окружающая среда)). На схеме указанные полярные процессы могут обо-

значаться противоположными стрелками между исходными состояниями (полярными формами) в природном комплексе. Основу самодвижения Универсума на уровне всеобщего составляет собственная Активность, или взаимодействие Мира в целом, а на уровне отдельного — активность или взаимодействие в Предметах Мира, в виде сил потенциального и кинетического взаимодействия в системе, в окружающей среде и взаимодействий между системой и окружающей средой.

Это и есть исходная всеобщая схема самодвижения материи в природном комплексе на уровне отдельных Предметов Мира. Здесь с системой соотносятся такие понятия, как организованность; связь элементов в структуру; связанное (ограниченное) движение в виде различных функций; содержание системы как единство ее структуры и функций; энергия системы. С окружающей средой, напротив, в большей мере соотносятся дезорганизованность (хаос), бессистемность, бессвязность свободных элементов и их свободное движение, энергия среды. Таким образом, для системы характерны: 1) связь элементов (структура); 2) связь движений (функции); 3) содержание как связь структуры и функций. А для окружающей среды характерны: 1) относительно свободные компоненты и элементы среды (т.е. отсутствие таких структурных связей между ними, которые присутствуют в системе данного природного комплекса) и 2) относительно свободное движение (отсутствие связанных функциональных состояний, соответствующих системе данного комплекса). Самодвижение природного комплекса - это круговорот материи (веществ и энергий), или его собственный материальный обмен, представляющий переход вещественных и энергетических элементов и частей комплекса из относительно свободного состояния (среды) в наиболее связанное состояние (в систему) и обратно, в виде процессов концентрирования и рассеивания материи. В системе наибольшее значение приобретают потенциальные, а в среде - кинетические взаимодействия [355, с. 50-78, 90-128]. Таково в общих чертах содержание Предмета Мира.

Природный комплекс «система ~ окружающая среда», с одной стороны, представляет собой Предмет Мира, который существует в определенной части Мира. С другой стороны, как показывает всеобщая схема самодвижения Мира-Системы, Мир един, но внутренне неоднороден, в частности, представлен полярными формами Мира, с резко различными - противоположными свойствами. Тогда на уровне отдельного встает проблема выяснения самых общих внешних условий и закономерностей бытия Предметов Мира, находящихся в разных областях Мира. Укажем лишь крайние полярные варианты,

Так, если природный комплекс находится в области высокой динамической активности Мира энергий, с явным преобладанием кинетических взаимодействий, то эта высокая кинетическая энергия может оказывать дест-руктурирующее, разрушающее воздействие на весь природный комплекс. В таких областях (например, вблизи короны Солнца и других звезд) происходит преимущественный разрыв внутренних связей в природных комплексах, в целом идет их деструкция - регресс, все более глубокий распад. Напротив,

если внешние условия характеризуются преобладанием статической активности Мира веществ, где преобладает вектор потенциального взаимодействия (например, на поверхности планет), то и в природных комплексах, находящихся в данных областях, наблюдаются преимущественно конструктивные изменения в виде самоорганизации, саморазвития, негэнтропийных процессов и прогрессивной эволюции. На поверхности Земли это проявляется в закономерной прогрессивной эволюции растительных и животных организмов, человека и общества.

На основе изложенного можно сделать вывод, что в целом, от различия условий б полярных областях Мира-Системы, в которых существуют Предметы Мира, зависит характер собственного (внутреннего) самодвижения этих природных комплексов, их преимущественные развитие или распад, прогресс или регресс.

Далее можно выявить и внутренние закономерности, присущие Предмету Мира. Вначале выделим всеобщие свойства Предметов Мира, т.е, те общие характеристики природного комплекса, которые вытекают из всеобщих свойств Мира-Системы, дедуктивно преобразованных на уровне отдельного.

1. Дискретность Мира на уровне отдельного предстает как кванто-ванность содержания Предмета Мира. Это означает, что все преобразования (концентрирование, рассеивание, материальный обмен) в природных комплексах происходят квантами веществ или энергий, а не непрерывной чередой событий (непрерывность событий есть лишь кажущееся свойство предмета, появляющееся только в первом приближении к его познанию). Данное свойство играет важную роль в теории и практике. Например, оно представляет научно-философский фундамент для корпускулярной теории строения вещества; для корпускулярно-волновой теории (где волна представляет первое приближение к предмету, а квант показывает его более глубокое содержание); для обшей теории материального обмена (веществами и энергиями) внутри системы и системы со средой, где все преобразования осуществляются квантами [355, с 90-92, 129-142], а вывод о непрерывности изменений есть результат лишь самого общего, недифференцированного познания предмета. В социальной практике также все изменения происходят не как сплошные абстрактные цепи становлений общественной жизни, а как ряды конкретных, последовательно сменяющих друг друга событий (квантов социального действия), где отдельные события могут изменить всю цепь социальных преобразований, вплоть до противоположной направленности.

2. Из всеобщего свойства неоднородности Мира-Системы на уровне отдельного вытекает следующий вывод. В природных комплексах у аналогичных элементов, компонентов, систем и т.п., наблюдаются определенные сходства, аналогии структуры и динамики, но отсутствует абсолютная идентичность свойств (поскольку невозможно абсолютное сходство даже двух предметов и элементов Мира, например, людей, планет, заезд, молекул, биоценозов и пр.). Данный вывод играет важнейшую роль в качестве исходных посылок ряда эволюционных концепций. Так, если в качестве исходной посылки при-

нимается изначальная идентичность эволюционирующих сущностей (например, изначальная идентичность генотипов особей в некоторых эвояюционно-биологических построениях; или изначальная однородность, т.е. идентичность элементов космического пространства, Вселенной в определенных космогонических построениях [100; 101; 356 и др.] ), то можно заключить, что данная посылка не соответствует исходному всеобщему свойству неоднородности Мира-Системы, не соответствует фундаментальным положениям синергетики, следовательно, даст искаженные теоретические и практические результаты.

3. Всеобщее свойство гармоничности Мира-Системы, на уровне отдельного, формирует следующее свойство. Всем гармоничным взаимодействиям и процессам в природных комплексах (между системой и средой, между элементами, между отдельными системами, между соответствующими компонентами среды и т.п.) присуща материальная комплементарность [355, с. 90-92]. Это означает, что между гармонично взаимодействующими сущностями устанавливаются строго определенные качественные и количественные отношения, которые и определяют в итоге целостность и гармоничность всей взаимодействующей системы. Например, оптимальное и длительное существование системы в гармонии с окружающей средой определяется наличием в среде строго определенных веществ и энергий, в соответствующих количественных отношениях, т.е. наличием в среде комплементарной материи. Даже если существует соответствие по качеству, но отсутствует гармония по количеству взаимодействующих компонентов, система переходит в неоптимальные режимы существования. Так, для системы недостаток (очень малое количество) подходящих по качеству веществ и энергий со временем приводит к истощению и в итоге - к гибели системы. А поступление в систему избытка (очень большого количества) подходящих по качеству веществ и энергий, напротив, приводит к избыточной аккумуляции и пересыщению системы веществами и энергиями, а в итоге'- к гибели от внутреннего саморазрушения. Подчеркнем, что проблема материальной комплементарности является ключевой в оптимологии, валеологии и конфликтологии [63; 79; 80; 269; 287; 383; 384 и др.], формируя философский базис их теории и практики.

Кроме отмеченных всеобщих свойств Предметов Мира, можно также выявить всеобщие закономерности самодвижения Предметов Мира, которые, как полагаем, составляют основные выводы системно-философской ОНКМ на уровне отдельного. Для этого вначале покажем, что целесообразно выделить два плана изучения Предметов Мира.

Первый план позволяет рассмотреть Предмет Мира, т.е. природный комплекс «система - окружающая среда» в целом, выявив присущие ему закономерности самодвижения. Считаем, что важнейшими здесь являются закономерности взаимодействия сисгем с окружающей средой, или общие экологические закономерности. Они позволяют определить общую динамику природного комплекса, закономерное общее преобразование среды и системы, общие прогрессивные или регрессивные изменения данной целостности. Как будет показано ниже, можно выделить несколько основных групп экологических закономерностей, с разных сторон отражающих взаимодействия сие-

темы и окружающей среды Но недостаток данного плана изучения заключается в том, что при этом «остаются за кадром» глубокие причинно-следственные связи и внутренние преобразования систем, от которых часто зависит судьба всего природного комплекса. Чтобы устранить данный недостаток, следует использовать другой план познания предмета.

Второй план изучения Предмета связан с исследованием всеобщих закономерностей преобразования важнейших, чаше центральных и наиболее активных, частей природного комплекса Систем Мира Он позволяет выявить общие системные закономерности, которые играют главную роль в большинстве системных исследований и теорий, а также занимают важное место в системно-философской НКМ.

Синтез первого и второго планов познания Предметов Мира дает целостное представление о предмете Космоса, Биоты, Социума или социопри-родных ассоциаций в виде комплексного экосистем кого знания.

Следующий раздел данной главы (.разд 5 2) посвящен более подробному рассмотрению общих экологических закономерностей В разделе 5 3 исследуем закономерности самодвижения природного комплекса, в виде кругов и дуг самодвижения, прямых и обратных системных связей, которые составляют базис информационно-кибернетических экологических закономерностей Это затем позволит непротиворечиво перейти к более глубокому познанию систем и выявить общие системные закономерности (в шестой главе монографии) Рассмотрим подробнее отмеченные вопросы.

<< | >>
Источник: Ушакова К.В.. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Часть 2.. 1998

Еще по теме 5.1. ПРЕДМЕТЫ МИРА В НКМ И ДВА ПЛАНА ИХ ИЗУЧЕНИЯ:

  1. Глава 5 ПРЕДМЕТЫ МИРА В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  3. Глава 6 СИСТЕМЫ МИРА И СИСТЕМНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ НКМ
  4. 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА
  5. Глава 4. СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НКМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ МИРА-СИСТЕМЫ
  6. 2. Два способа объективации ценностей в картине мира
  7. 3.3. КАТЕГОРИИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МИРА
  8. 2. Объект и предмет изучения теории государства и права
  9. 72. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОЙ «ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛЕТОЧКИ» ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МИРА
  10. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
  11. 1.6. Предмет, содержание и методы изучения ландшафтоведения в работах отдельных исследователей
  12. Вещи - предметы материального мира
  13. 3. Системно-философская НКМ.
  14. 4. Типология категорий и градация НКМ
  15. 1. Диалектико-материалистическая НКМ.