<<
>>

У предсказаний была темная сторона

: сверхъесте­ственные силы иногда призывали, чтобы причинить будущие страдания реальным или предполагаемым врагам. Классичес­ким примером в кельтской традиции был источник Св. Элиана близ залива Кольвин в Уэльсе.

Обычно источники ассоцииру­ются со способностью исцелять больных. Источник Св. Элиа­на, напротив, использовался скорее для проклятий, чем исце­лений. В течение восемнадцатого и девятнадцатого столетий тысячи людей посещали источник каждый год, чтобы предаться мести своим врагам в своего рода паломничестве мстительно­сти. Там они царапали инициалы своих означенных жертв на «камне проклятий» или на гальке, которую затем бросали в воду. Дух источника тогда гарантировал, что указанный чело­век будет страдать или даже умрет.

Неудивительно, что «проклятие источника» наводило ужас на его мяшени, так что один предприимчивый смотритель

источника собрал значительные средства, удаляя проклятие за подходящую плату. После получения денег он приказывал жер­тве пройти три раза по часовой стрелке вокруг источника, чи­тая вслух Библию. Смотритель источника затем отводил воду, вынимал оскорбительную гальку и отдавал ее жертве, которую инструктировал читать из Книги Иова и Псалтири в течение трех последующих пятниц. Это была очаровательная смесь христи­анства, язычества и спекуляции.20

Ключевым пунктом здесь является то, что магическая сила была двойственной и могла использоваться для добрых и дур­ных целей. Вера в волшебство принимала не только то, что тай­ные силы могли быть управляемы, но и то, что определенные индивидуумы, искушенные в магических методах, могли ис­пользовать сверхъестественные силы, чтобы преобразовывать мир в свою пользу и предсказывать будущее. Фактически в каж­дой деревне недавней Великобритании и Ирландии, а после расширения — и в колониальной Америке были эксперты в ма­гии, которые были известны как «хитроумный мужчина» или «мудрая женщина».

Этот «хитрый народ» действовал как цели­тели, предсказатели и гадалки, и обычно их уважали, призна­вали и ценили в местных общинах, хотя церковь часто их дей­ствий не одобряла.

Их методы могли основываться на местных верованиях или могли быть народными версиями древних и сложных систем предсказания. Среди вышеупомянутых были методы предска­зания будущего по кваканью лягушек или по наблюдению тра­ектории движения зерна по горячей каменной плите. Позднее были техники предсказаний, основанные на лицевых характе­ристиках, таких как родинки на вашем лице или линии на за-шем лбу. Эти методы уходили в прошлое к представительным средневековым физиогномическим теориям и предвосхища­ли озабоченность XIX века френологией, которая предпола­гала, что будущее индивидуума может быть расшифровано по форме черепа. Некоторые из величайших интеллектуалов XIX века, таких как ирландский архиепископ Ричард Уотли, посещали френологов и относились к их предсказаниям очень серьезно.21

84

Дэвид А. Уилсон

' Сложные системы нумерологии, выработанные в старину, также отфильтрованы из народных слоев. Местные колдуны вырезали круг, в котором различные участки означали различ­ное благосостояние, вычисляли числовой эквивалент имени человека и смотрели, какие числа соответствовали ему в круге. В Ирландии и Шотландии народные предсказания и лечебные средства часто основывались на числе девять, которое было свя­зано с магической силой древней кельтской мифологии.22

Главным компонентом широко распространенной магии была секретная книга, содержащая скрытое знание хитроум­ного мужчины или мудрой женщины. В дописьменном или полуграмотном обществе могло казаться, что написанное слово само по себе обладало волшебной силой. Это не совпадение, что многие из самозваных Христов, с которыми мы столкну­лись в предыдущей главе, имели при себе письма с упомина­ниями Девы Марии или архангела Михаила. Существовало, конечно, общее убеждение, что доступ к письменному слову означает специальное знание и большую силу, влияние чело­века в сообществе было напрямую связано с его способностью читать и писать.

Когда сила способности читать и писать со­единялась с тайной силой, результаты могли быть огромными. Снова и снова хитрый народ поражал своих друзей и соседей книгами, которые, вполне вероятно, содержали ключи к буду­щему.

Пока хитроумные мужчины и мудрые женщины ограничи­вали себя благими действиями, их в основном признавали в сообществах и власти их терпели. Тем не менее, когда дела шли не так, как надо, хитрый народ мог легко оказаться в фокусе расхожих опасений. Если, например, мудрая женщина пропи­сывала травяные средства больному человеку, а человек вско­ре умирал, можно было предположить, что она использовала свои магические силы в негативных целях. И отсюда — лишь шаг к тому, чтобы обвинить женщину в колдовстве.

В современном англо-американском \гире существовали, вообще говоря, два определения колдовства. Официальная ре­лигиозная позиция заключалась в том, что ведьма — это жен­щина, которая отвергла Бога и приняла закон и власть Сата-

История будущего

85

ны. Она заключила договор с дьяволом, сменив кратковремен­ную выгоду на долговременное страдание, и встала в один ряд с Антихристом. В народной традиции тем не менее ведьма с большей вероятностью связывалась с разновидностью оккуль­тной преступности. Распространенные страхи группировались вокруг способности ведьмы управлять будущим в злых целях. Если у кого-то — обычно у женщины (но не всегда) обнаружи­валось употребление угрожающей речи и если эти угрозы со­провождались неудачами, то представлялось весьма вероят­ным, что здесь работало колдовство.

Классическим, конечно, является Салемский случай, где оба определения действовали в полном объеме. Особенно ра­зоблачающим в этом отношении было свидетельство против Марты Кэрриер ее соседа Эндовера. Другая обвиняемая ведь­ма «признала», что она и Кэрриер были членами шабаша ведьм, заключившими договор с Сатаной и скачущими по штату Мас­сачусетс на «палке или жерди». Почти немедленно обнаружи­лись истории об умышленной недоброжелательности Кэрри­ер и о ее сверхъестественных силах. Один из ее соседей вспом­нил , что семью годами ранее Кэрриер угрожала ему в ходе ссо­ры . Вскоре, после этого исчезли две «большие толстые свиньи» соседа: одну больше никогда не видели, а другая была найдена «мертвой.,, удома Кэрриер с отрезанными ушами». В то же вре­мя одна из его коров, которая давала хорошее молоко два раза в день, внезапно перестала давать молоко. «Я тогда доверял сво­ей совести... и доверяю с тех пор, — сказал он на суде, — ...что Марта Кэрриер была причиной тех 111 несчастных случаев, оз­начающих колдовство, она—очень злонамеренная женщина».23

<< | >>
Источник: Уилсон, Д.. История будущего. 2007

Еще по теме У предсказаний была темная сторона:

  1. Поскольку ядерная война была предсказана, она была не­избежна.
  2. Темная ночь эго
  3. 5.3. Предсказание
  4. Наиболее значительные предсказания Кейро
  5. Предсказания
  6. Статья 28. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон
  7. Гадание и предсказание
  8. Стороны в арбитражном процессе. Процессуальные права и обязанности сторон. Замена ненадлежащего ответчика.
  9. Однако пророчества и предсказания продолжают взывать к глубоким человеческим потребностям.
  10. ВОПРОС: Мой пример из современности, российской действительности. Когда у нас была ситуация с компанией «ЮКОС», было заявление руководства страны, что с руководством компании все будет в порядке, в результате акции «ЮКОСа» взмыли и инвесторы на этом заработали. После этого компания практически разрушилась, руководство посадили - была ли это политика?
  11. Н.А. Морозов: предсказание СПИДа