<<
>>

Принципы разума отличаются от правил рассудка

тем, что если правила рассудка, как мы знаем, обусловлены опытом, то принципы разума являются основоположениями. Это абсолют­ные принципы разума Они - необходимый элемент в системе по­знания, поскольку с их помощью совершается высший синтез знания, благодаря чему оно становится завершенным.

Принципы (или идеи разума) - безусловны, т.е. сверхчув­ственны: они мыслимы, умопостигаемы, но не познаваемы опыт­ным путем. «Под идеей я понимаю, - пишет Кант, - такое необ­ходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет» [2. Т. 3. С. 358]. Это идеи- требования, идеи-цели, идеи-образцы, идеи-регулятивы нашего познания. Таких абсолютных принципов разума или идей, кото­рые обеспечивают максимальное единство научного знания, и в которых осуществляется его завершенность, существует три класса:

1. Идея безусловного субъекта или души.

2. Идея безусловного объекта или мира (она соответствует абсолютному единству ряда явлений мира).

3. Абсолютному единству условий всех предметов мышле­ния соответствует идея безусловного бытия вообще или Бога.

Благодаря этим априорным идеям разум придает система­тичность нашему познанию, а деятельность рассудка из фрагмен­тарной становится целостной. Идеи «направляют рассудок к определенной цели»: к познанию души, познанию мира, позна­нию Бога. Мы задаем вопросы природе сообразно этим идеям и считаем наше знание недостаточным, пока оно неадекватно им. Задавать вопросы есть собственная потребность чистого ра­зума, т.е. деятельность разума свободна. В ней реализуется инте­рес разума: свести к наивысшему синтезу все имеющиеся знания, как если бы «все устроение мира возникло из намерения наи­высшего разума». Таким образом, познавательная способность разума реализуется в его практическом интересе - исследовать природу, в которой отражалась бы целесообразная деятельность по устроению мира.

10. Итак, по Канту, наука возможна, познание возможно, по­скольку существует мир вещей, природа, которая служит предме­том опыта, и познающий субъект, обладающий определенными способностями познания. Однако эти знания не могут претендо­вать на знание «вещей самих по себе», ведь предмет нашего по­знания - мир явлений этих вещей как результат синтеза первона­чального чувственного материала и способностей нашего ума.

Следовательно, мир мы познаем постольку, поскольку сами же его конструируем соответственно априорным формам чувствен­ности и рассудка, а также априорным идеям разума. Отсюда агностицизм Канта: сам по себе мир вещей непознаваем, а позна­ваемы лишь его явления. Всякие попытки разума судить об эм­пирическом мире вещей являются ложными, поскольку идеи ра­зума, подчеркнем еще раз, безусловны, т.е. совершенно незави­симы от опыта, и составляют его свободную деятельность, прак­тику. Эта деятельность выражается не в следовании опыту, а, наоборот, в активности по отношению к нему, ибо он, разум, определяет цели познанию.

11. Заметим, свободная деятельность разума имеет свои гра­ницы: Кант считает, ,что разум не ставит и не может ставить пе­ред собой цель абсолютного познания мира. Но что чрезвычайно важно - познание для него не самоцель, не сверхценность. Разум подчиняется определенному принципу - исследовать природу как если бы в ней отражалась целесообразная деятельность по устро­ению мира. И последнее, на что надо обратить внимание: главное назначение разума, по Канту, не теоретическое, а практическое или, как пишет философ, «интерес всех душевных сил» стоит на первом плане. Свободная воля познающего субъекта определяет конечную и полную цель чистого разума. Это осуществление высшего блага в мире. Идея блага составляет сердцевину прак­тического разума. Высшие априорные принципы чистого разума оказываются обусловленными разумом практическим.

Тут мы вступаем в новую тему кантовской философии - те­му человека и его поступков («Что я должен делать», - в форму­лировке Канта).

Что такое свободная воля познающего субъекта? Мир чело­века - это мир его личности, то есть мир, бесконечно возвышаю­щий его ценность как существа мыслящего, а значит живущего «независимо от животной природы» (см. вышеприведенное вы­сказывание философа). Основным регулятором жизни человека являются не законы природы, а законы человеческой природы, как существа мыслящего и, следовательно, поступающего по своим намерениям и смыслам, по своей свободе. Но свобода - не вседозволенность, ведь это свобода разумного человека. Он, бу­дучи природен и вместе с тем свободен, сам формулирует осно­вополагающий принцип своего поведения.

<< | >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Принципы разума отличаются от правил рассудка:

  1. Статья 8.27. Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства Комментарий к статье 8.27
  2. Только принесением разума в жертву вере можно обосновать ключевое положение консерватизма и его догматики — принцип авторитета.
  3. 1.1. ДОБРОДЕТЕЛИ РАССУДКА
  4. Отказ от рассудка
  5. Статья 8.37. Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства Комментарий к статье 8.37
  6. Апостериорные понятия рассудка
  7. Рассудку знание целого заранее уже каким-то, пусть необъяснимым, образом дано.
  8. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки Комментарий к статье 12.21
  9. Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил Комментарий к статье 10.6
  10. Когда у тебя есть цель и ты уверен, что она созвучна с духовностью и разумом — иди к ней, опираясь не на мнение окружающих — очень часто оно ошибочно, — а на голос твоей совести, души, разума, сердца. Ты самостоятелен в выборе средств. Но знай, что именно ты, а не кто-то другой, предстанет перед Богом и даст отчет за содеянное. Всегда будь готов к этому…
  11. 1. УМ, РАЗУМ, РАССУДОК
  12. Априорные понятия разума
  13. Статья 9.21. Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабженияи водоотведения Комментарий к статье 9.21