<<
>>

Профессиональный юмор.

Юмор, связанный с профессиональ­ной структурой общества, достаточно неоднороден по своему содержа­нию. Можно выделить, по крайней мере, четыре основных пласта его бытования: осмеяние профессии как формы власти; юмор иерархиче­ски замкнутых профессиональных групп; юмор, основанный на столк­новении обыденных и узкоспециальных понятий; философский юмор.

Первая группа, по сути дела, находится на границах сферы про­фессионального юмора и связана в первую очередь с осмеянием вла­сти и лишь во вторую — с признаками профессиональной деятельно­сти.

Образцами подобного юмора являются политический юмор (ос­меяние глав государств, государственных чиновников, политиков и политики вообще), юридический юмор (осмеяние судов и судей, адво­катов, милиции или полиции). В эту же категорию можно отнести смех над представителями духовной власти: школьными учителями, преподавателями, священниками. Особое место занимает медицин­ский юмор как смех над людьми, обладающими властью над челове­ческой жизнью и здоровьем.

Комизм осмеяния профессии как формы власти основан на несо­ответствии между профессиональными функциями и реальным поло­жением вещей. Это снижает образ профессии и власти в целом, избав­ляя смеющегося от страха перед авторитетом: священник пьет и пре­любодействует; учитель выражается грубо и неграмотно; судья реша­ет дело, исходя из размера взяток; врач по рассеянности пишет в графе «причина смерти» свою фамилию.

Если осмеяние профессии как формы власти характерно для обще­ства в целом, то юмор замкнутых профессиональных групп на-

1 Хайям О. Рубаи. М., 1999. С. 58.

2 См.: Крапивенский С. Э. Социальная философия. М., 1998. С. 118 — 119.

1 1 7

правлен в большей степени на внутригрупповые отношения. Стан­дартным примером такого смеха может служить армейский юмор. Он, по сути дела, выражает ту же тенденцию осмеяния власти: выс­шие чины здесь представлены в самом непритязательном интеллекту­альном свете, а венцом тупоумия является, конечно, генералитет:

Встречает генерал своего школьного приятеля.

– Как же ты умудрился стать генералом? Ведь ты в школе вечно твердил: «Я ничего не знаю...».

– А я и сейчас говорю: «Я ничего не знаю... Но к утру чтоб было!».

Оборотная сторона армейского смеха — изощренное издеватель­ство старших по званию над рядовыми. Этот вид агрессивного юмора направлен против любого инакомыслия, или инаковости, недопустимых в унифицированной стихии беспрекословно выполняющих приказы солдат. Такой юмор достаточно часто пародируется в литературе:

Полковник остановился перед вольноопределяющимся. Тот от­рапортовал:

– Вольноопределяющийся...

– Знаю, — сухо сказал полковник, — выродок из вольноопреде­ляющихся... Кем были до войны? Студентом классической филосо­фии? Стало быть, спившийся интеллигент... Да-с, — продолжал полковник, снова обращаясь к вольноопределяющемуся, — и с та­ким вот господином студентом классической философии приходит­ся мараться нашему брату. Kehrt euch! Так и знал. Складки на шинели не заправлены. Словно только что от девки или валялся в борделе. Погодите, голубчик, я вам покажу1 .

Совершенно иная структура характерна для юмора, основанного на столкновении сфер обыденных и узкоспециальных отношений. Юмор большей части подобных профессиональных анекдотов основан на раз­личных — омонимических, ситуационных — вариациях qui pro quo:

Математик в больнице.

– Больной, какое сегодня число?

– Целое, положительное.

** *

– А у нас вчера под окнами НЛО висело…

– Кто ж его под «окнами» ставит, надо было под LINUX, тог­да бы не зависло...

Функции анекдотов и шуток, жестко отграничивающих специфи­ческую сферу деятельности от обыденной жизни, аналогичны функци­ям этнического юмора: углубляя процесс самоидентификации, соци­альная группа отделяет себя от других групп. Подобно тому, как представители средневековых цехов узнавали друг друга по опреде­ленным условным знакам и жестам, современные профессионалы уз­нают друг друга по специфическим шуткам.

1 Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 308. 118

Философский юмор стоит особняком в классификации типов ко­мического; более подробно он будет рассмотрен далее.

<< | >>
Источник: Сычев А.А.. Природа смеха или Философия комического. 2003

Еще по теме Профессиональный юмор.:

  1. Американский национальный юмор.
  2. Этнический юмор.
  3. Французский национальный юмор.
  4. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА»
  5. Юмор и демография.
  6. Британский национальный юмор.
  7. § 4. Профессиональное и непрофессиональное правосознание
  8. 1. Профессиональная компетентность
  9. Профессиональная тайна
  10. Среднее специальное, профессиональное образование
  11. 5.1.2. Феномен профессионального выгорания