<<
>>

Происхождение философии.

II.

III. — Как только что было сказано, философия рождается, по убеждению Дильтея, не из структуры аб­солютного разума, а из внутреннего состояния человеческой жизни. Жизнь означает здесь ту жизнь, которая реально проживается и чувс­твуется каждым из людей, каковы бы ни были задействованные при этом психобиологические механизмы.

Человеческая жизнь — это, прежде всего, единство, которое находится в постоянном изменении состояния. Вэтом изменении присутствует момент субъективного единства, если можно так его назвать, то есть сознание той-же-са- мости личности, переживающей эти изменения. C другой стороны, жизнь утверждается и разворачивается во взаимодействии с внешним миром. Это целое, в котором раскрывает себя одна и та же личность, изменяющая, в форме единства, свое состояние во взаимодействии с миром, и есть то, что в строгом и формальном смысле понимает Дильтей под жизнью. Такое понимание означает открытие структу­ры самой жизни.

Каждое жизненное состояние есть событие (Vorgang)9 двойным коррелятом которого выступает, с одной стороны, та-же-самость души, а с другой стороны — объективный мир.

B каждое мгновение состояние жизни конституируется полем сознания. B своем всеце­лом структурном сочленении каждое состояние заключает в себе три момента: репрезентативныймомент, представляющий внешний или внутренний мир; момент аффективного стимула и волевой момент. Каждое состояние чувствуется или переживается как именно такое состояние; и этот особый модус состояния души есть то, что Дильтей называет переживанием. Переход от одного состояния в другое, про­текание времени точно так же суть переживания. B этой всеобщей структуре имеется один решающий момент: дело в том, что сочлене­ние переживаний в некое единство, равно как и протекание времени, имеютстрототелеологическийхарактср.
B каждый моментжизньесть целое, а структурирование частей целого есть не что иное, как теле­ология. B силу этого жизнь не только переживается как состояние, в котором мы находимся, но и обладает смыслом, который тоже пере­живается как определяющий — по крайней мере, частично — проте­кание жизненных состояний.

Итак, будучи взята в своей целостности, как единство, жизнь яв­ляет в себе два существенных свойства. Прежде всего, это процесс, в котором душа обретает определенную уверенность относительно трех моментов — репрезентации, стимула и воления. Ho, кроме того, этот процесс обладает эволюционным характером. Жизнь эволюцио­нирует в силутройной обусловленности: эволюционной обусловлен­ности тела, влияния среды и, главным образом, сопряженности жиз­ни каждого индивида с окружающим духовным миром. B силу этой последней обусловленности жизнь конститутивно являет себя соци­альной и исторической. Это не только жизнь изолированной души, но и жизнь души, которая социально и исторически сосуществует с жизнью остальных душ.

B этом единстве, личностном и одновременно историческом, эволюционный процесс жизни создает сущностные элементы че­ловеческого сознания, представляющие собой как бы осадок этой жизни. Репрезентативный момент каждого состояния сознания приводит индивида и общество к некоему объективному образу мира. Аффективные моменты образуют опыттого, что обладает ценностью или лишено ценности в жизни: опыт ценностей, который Дильтей называет опытом жизни. Наконец, волевые моменты высвечивают принципы действия, которыми управляется жизнь. Эти три аспекта (образ мира, опыт жизни и принципы действия) неизбежно вклю­чены в телеологический смысл жизни. Ho эта включенность темна и непонятна. Три момента, конститутивно укорененные в глубинной структуре жизни, должны быть также телеологически унифициро­ваны в смысловом отношении. Тот жизненный порыв, в котором человек должен осуществить эту унификацию, и есть начало фило­софии. Философия — не просто интеллектуальное движение разума, но такое движение, которое порождается целостной структурой жиз­ни, заключающей в себе не только объективные моменты познания мира, но и жизненный опыт ценностей, и опыт принципов действия. Философия, таким образом, есть личностное свойство жизни. Од­нако это свойство нельзя назвать строго индивидуальным. B своем величественном историческом развертывании жизненный процесс приобретает опыт гомогенности человеческого мышления и тождес­твенности мира, независимого от нас. Так что философия — это не только индивидуальная рефлексия, но и реализация некоторой воз­можности в определенных индивидуальных и исторических налич­ных условиях.

Ho все эти соображения — не более чем смутное указание: они изначально встраивают философию в порыв к унитарному смыслу мира, ценностей и действия, но ничего не говорят нам о том, что конкретно она собой представляет. Именно это должен нам теперь сказать Дильтей.

IV.

<< | >>
Источник: Хавьер Субири. Пять лекций о философии . 2007

Еще по теме Происхождение философии.:

  1. 1. Вопрос о происхождении человека — один из основных в истории философии.
  2. Тема 1. Философия, её происхождение, роль в жизни человека и общества Основное содержание темы
  3. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  4. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  5. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  6. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  7. 3.Философия и наука. Методологическая функция философии.
  8. § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна
  9. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЕНЕДСКАЯ ПРОБЛЕМА (I-V ВВ.)Глава I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  10. ГЛАВА 11. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (феноменология, религиозная философия, экзистенциализм, неопозитивизм)
  11. ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (аналитическая философия 80-90-х годов, герменевтика, постмодернизм)
  12. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  13. Зачем нужна практическая философия? Аргументы в пользу введения института практических философов
  14. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  15. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  16. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  17. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  18. Материалистическая философия в Англии и Франции В философии XVIII в. объектом критики стала, помимо средневековой схоластики, метафизика XVI-XVII вв. В частно­сти, критике подвергался умозрительный характе