<<
>>

Прокл о двух «стилях» в «Тимее»: аподиктика и апофантика

Систематизатор и завершитель античной платонической традиции Прокл Диадох в комментарии к «Тимею» Платона пишет о том, что в этом диалоге Платон соединил два разных стиля, создав, таким обра­зом стилистически уникальное произведение: «Если это правда, что Платон слил воедино черты, присущие Пифагору и Сократу, то, вне всякого сомнения, он сделал это именно в этомдиалоге...

B самомделе, ведь все знают, что Платон, после того как он раздобьш книгу пифаго­рейца Тимея о Вселенной, решил написать своего «Тимея» в духе пифа­гореизма. Ho в то же время никто не станет отрицать, что стиль (характер) этого диалога — сократический: всякий увидит здесь изящество Со­крата и его тщательность в подборе аргументов... Из языка, обычного для пифагорейцев, «Тимей» заимствует возвышенностьдуха, умозри­тельность, вдохновенный тон, обыкновение ставить всё в зависимость от умопостигаемого, и определять всё посредством чисел и выражать в загадочной форме через символы; приподнятую интонацию, высоту взгляда, уверенность в утверждениях...
От сократовского же изящества он заимствует приятную сообщительность и легкость, добродушный юмор, заботуодоказательствах, манеру рассматривать вещи посредством образов, моральный характер и другие черты того же рода. Таким обра­зом, этот диалог соединяет декларативный (пифагорейский) характер сдемонстративным (доказательным, т.е. сократическим)» (Procli in Tim. I, 720-83).

0 том, что «Тимей» представляет собой сплав нескольких стилей и нескольких лексических систем, можно догадываться и без указания Прокла. Ho Прокл не только подтверждает такую догадку, а сообщает, о каких именно двух стилях идет речь и в чем заключаются особенности этих стилей. Сообщение такого тонкого и внимательного исследователя Платона, как Прокл, нельзя оставить без внимания; однако поскольку за истекшие со дня написания его комментария полторы тысячи лет ли­тературоведческие критерии значительно изменились, высказывание Прокла необходимо расшифровать.

Прежде всего, или диалога «Тимей», о которых говорит здесь Прокл, не совсем соответствуют современному понятию стиля. Это, скорее, совокупность всех существенных внешних призна­ков, к которым относятся как стилистические: «вдохновенный тон» и «приподнятая интонация», «легкость» и «добродушный юмор», — так и внеязыковые признаки: «обыкновение определять все посредством чисел и выражать в загадочной форме через символы» и «манера рассматривать вещи посредством образов», — так же как противопоставление «демон­стративного» и «декларативного» стиля (eBo$).

Кроме того, необходимо выяснить, что конкретно имеет в виду Прокл, когда говорит о сократическом и пифагорейском стиле. Источ­ником Платоновского пифагореизма Прокл считает «книгу пифагорейца Тимея о Вселенной»; именно в подражание этой книге Платон написал свой диалог «Тимей», где излагал учение Пифагора и, естественно, ста­рался подражать и стилю пифагорейцев. «Именно сочинение пифаго­рейца Тимея под названием «О природе» побудило Платона, если верить силлографу, написать своего «Тимея», — пишет Прокл. — Это тоже весь- мадостойное сочинение, и я упомянул о нем в самом начале моего ком- ментариядля того, чтобы впредь мы могли проверить, где платоновский Тимей говорит то же самое, где он прибавляет что-то от себя и где со­всем расходится [с пифагорейцем]...» (in Tim., I, 1,5-16).

<< | >>
Источник: Бородай Т.Ю.. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. 2008

Еще по теме Прокл о двух «стилях» в «Тимее»: аподиктика и апофантика:

  1. Платон о двух видах слова. Образно-мифологический и рационально-логический планы в «Тимее»
  2. 1. О языке философии и новых стилях философствования
  3. Прокл Диадох
  4. Материя и зло: Прокл как критик Плотина
  5. «Материя» в «Тимее»: принципы описания и именования нового понятия.
  6. Убийство двух и более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  7. 1. ОДНО ИЗ ДВУХ
  8. Б. КРИВЫЕ РЫНКА ДВУХ ТОВАРОВ
  9. электронное голосование состоит из двух частей:
  10. 1. Выбор варианта из двух возможных
  11. 5.2. ТРИ ЗАКОНА ДВУХ ПОЛУШАРИЙ
  12. Басня 1: Повесть о двух городах
  13. электронная демократия, , состоит из двух основных частей:
  14. Концепция двух самостоятельных правовых категорий
  15. 1. Конкуренция двух парадигм социального познания