Радикальный концептуальный сдвиг
B противоположность вычислительному подходу была выдвинута теоретическая концепция, базирующаяся на шести основных тезисах. Они не находятся в прямом соответствии с каждым из приведенных выше обобщенных пунктов критики, а перекрываются частично.
1. Познание инкарнировано (cognition is embodied): познание телесно, или «отелеснено», воплощено, детерминировано телесной облеченностью человека, мезокосмически обусловленными способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. To, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей, способностей восприятия и движения в пространстве и во времени. Различия в телесной организации живых существ определяют различия в возможностях познания мира. B этом плане даже можно утверждать, что по-разному телесно организованные существа живут в разных мирах - своих специфических мирах восприятия и действия.
Если раньше гносеологи говорили, что познание теоретически нагружено (т.е. то, что мы видим, во многом определяется имеющимися у нас теоретическими представлениями), то теперь можно сказать к тому же, что познание телесно нагружено.
Существуют телесные нити, управляющие разумом. Психосоматические связи строятся по принципу нелинейной циклической причинности. Тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации.2. Познание ситуационно. Когнитивная система встроена, укоренена (cognition is embedded) как внутренне - в обеспечивающем ее деятельность материальном нейронном субстрате, так и внешне - в ситуативном физическом и социокультурном окружении.
Телесное познание означает познание территоризирован- ное, расположенное в определенном пространстве жизни, которое топологически и темпорально структурировано. Невозможно понять когнитивную и креативную деятельность человека, если абстрагироваться от субъекта познания как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, т.е.
действующего в экологически определенных условиях. Всякий когнитивный акт расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами; он осуществляется здесь и сейчас.3. Познание энактивно (cognition is enacted): познание осуществляется в действии, и через действие, действия и двигательную активность формируются и когнитивные способности. Познавательная активность в мире создает и саму окружающую по отношению к когнитивному агенту среду - в смысле отбора, «вырезания» когнитивным агентом из мира именно и только того, что соответствует его когнитивным способностям и установкам. Энактивность лучше всего передается русским словом «вдействование». Bo «вдействовании» упаковано много смыслов, в том числе и активность познания, и конструирование в процессе познания, и структурное сопряжение, и циклическая детерминация когнитивного агента и среды его активности.
4. Когнитивные структуры являются эмерджентными (cognition is emergent). Они появляются спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминированно в ходе процессов самоорганизации, которые охватывают и увязывают воедино мозг человека, его тело и его окружение, которые связаны с появлением петель циклической причинности (вверх: от нейронного и соматического субстрата к высшим проявлениям ментальности и духовности человека, и вниз: от самостийного и сознательного когнитивного агента и духовного искателя к его укорененности в природе - нейрофизиологическому и телесному базисному уровню).
Ф. Варела (1946-2001), заложивший основы новой концепции энактивного познания, рассматривал понятие эмерджент- ности как фундаментальное для постижения когнитивных процессов. Глобальное есть одновременно и причина, и следствие локальных действий. «Разум или суждения разума представляют собой нечто вроде вишни на пироге. Разум - это то, что продуцируется, порождается на самом последнем этапе не- прекращающихся эмерджентных трансформаций сознания»[4].
5. Процесс познания индивида протекает во взаимной связи, ко-детерминации Я - Другой, их обоюдном и синхронном становлении.
Представление об интерсубъективности является ключевым в новой концепции. Границы между Я и Другим, даже в процессах восприятия, не очерчены точно, с полной определенностью: быть Собой, проявлять свое Я и создавать Другого - это события, сопутствующие друг другу[5]. Я не локализовано, оно находится в процессе становления, циклической детерминации, ко-эволюции с Другим/Другими. Удивительная способность ребенка эмпатически реагировать на окружающих его людей возникает, как известно, через несколько часов после его рождения.6. Познание динамично и строится в процессе самоорганизации. Иными словами, когнитивные системы являются динамическими и самоорганизующимися системами. B этом функционирование познавательных систем принципиально сходно, единосущно функционированию познаваемых природных систем, т. e. объектов окружающего мира. Именно поэтому в рамках телесного подхода находят плодотворное использование новейшие достижения в области нелинейной динамики, теории сложных адаптивных систем, теории самоорганизованной критичности, синергетики.
K числу пионерских работ, где наиболее полно раскрываются общие теоретические основы концепции телесного, ситуационного и энактивного познания, следует отнести книгу Франсиско Варелы, Эвана Томпсона, Элеаноры Рош «Воплощенный разум» (Кембридж, Массачусетс, 1991)[6]. Соавтор и близкий коллега Варелы Эван Томпсон (1944-2001) развивает эту концепцию в своей недавней книге «Ум в жизни» (2007)[7]. Ero интеллектуальные усилия направлены на то, чтобы перекрыть брешь между науками о жизни (life sciences), такими, как теория биологической эволюции, нейрофизиология, теория психомоторного действия, и философской теорией познания - эпистемологией и понять жизнь, познание и работу ума в их гармоничном содружестве и в их отношении к феноменологическим исследованиям личностного опыта и субъективности человека.
Общие теоретические установки нашли свое развитие и в ряде экспериментальных исследований в конкретных дисциплинах. Так, одна из ведущих представительниц динамического подхода, известный специалист в области психологии развития Эстер Телен (1941-2004) из Университета Блумингтон (Индиана, США) исследовала формирование когнитивных способностей детей в возрасте от нескольких месяцев до трех лет[8]. Исследования Телен базировались на операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже и показали, что когнитивные способности детей формируются через движение органов тела и активное телесное взаимодействие с окружающей материальной средой. B той мере, в какой на решающих стадиях затрудняется движение и взаимодействие, приостанавливается и развитие когнитивных способностей.
1.1.5.
Еще по теме Радикальный концептуальный сдвиг:
- Структурные сдвиги в экономике
- Радикальная Реконструкция.
- Радикально продолжниковое законодательство .
- 54. Влияние инвестиций на осуществление структурных сдвигов в хозяйстве России
- 3. Сдвиги в структурах производства, занятости и экспорта
- IIL Радикальная проблема философии
- Социальные сдвиги. Формирование пролетариата. Начало самостоятельного рабочего движения.
- Абсолютизм и радикальная реформация
- Радикально прокредиторское законодательство
- Концептуальное и неконцептуальное сознание
- Кемалистская революция и радикальные преобразования
- Радикальная постановка вопроса о крепостническом характере
- Радикальное направление политической программы П. Пестеля
- § 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства
- А. Ф. ФИЛИППОВ ХАНС ФРАЙЕР: СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА
- Концептуальный анализ
- ВЫЗОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ФОРМАЛИЗМУ