<<
>>

4.1. Ранняя античная философия

Важнейшими духовными очагами античности были Милетская и Элейская школы. Можно сказать, что они заложили фундамент европейской философии.

У истоков формирования Милетской школы стоял Фалес.

Он был человеком широких познаний. Достаточно сказать, что он предсказал полное солнечное затмение в 585 году до н.э. Ему также приписывается установление продолжительности года в 365 дней[44]. Не удивительно, что Фалеса называли в числе «семи мудрецов» древности. Вот лишь некоторые из его высказываний: «не обогащайся нечестным путем», «не перенимай от отца дурного», «учи и учись лучшему», «праздным не будь, даже если ты богат»[45]. В этих фразах собрана мудрость человеческой жизни, которая не потеряла своей значимости сегодня. Действительно, обогащение приносит пользу и доставляет моральное удовлетворение только тогда, когда оно достигнуто честным путем. «Грязные» деньги развращают душу и превращают жизнь человека в сплошное переживание: он постоянно должен опасаться преследований и нападок, спокойный сон для него – несбыточная мечта.
Далее. У каждого человека есть родители. Они у всех разные. Кроме того, в каждый конкретный момент времени родители могут повести себя по-разному: они всего лишь люди, которым ничто человеческое не чуждо. Они могут ошибаться, быть не правы в чем-то. Поэтому мудрость состоит в том, чтобы не перенимать дурного у своих родителей, не повторять их ошибок. В силу этого как призыв звучат слова: учи и учись лучшему. В самом деле, если есть лучшее, то зачем стремиться к худшему, воспроизводя его. Может быть, целесообразнее отделить зерна от плевел и передать эти зерна другому, чтобы он знал, что есть лучшее и стремился к нему. Наконец, нужно понимание того, что богатство – это широкие возможности в самореализации и реализации новых проектов.
Человек не должен пребывать в праздности. Это – недостойно человека. Он всегда должен трудиться, быть активным. Только так он реализует свой потенциал, обретет свой смысл жизни.

К слову сказать, к «семи мудрецам» по разным спискам относят 20 человек. Но чаще всего называют такие имена: Фалес, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Хилон, Периандр.

Однако вернемся к философии Фалеса. Если выделить главное в его философии, то можно сказать, что ему принадлежали два комплекса идей: один – «комплекс воды», другой – «комплекс души»[46].

Фалес исходил из того, что в основе всего сущего лежит вода. Все произошло из воды. В качестве аргументов приводились такие примеры: любая пища имеет влагу и высыхает на солнце; все вырастает из влажных семян. На основании этого делался вывод о том, что вода есть первооснова мира.

Понятно, что в этих представлениях еще много наивного. Но нельзя не заметить стремления к натуралистическому объяснению всего сущего, к поиску естественных оснований происхождения мироздания. Кроме того, как следует из современных научных исследований, вода является основой всего живого. Более того, роль воды в жизни человека значительна. Можно сказать, что Фалес гениально предвосхитил открытие современных ученых, полагающих, что вода воздействует на самочувствие человека, оказывает целительное воздействие на него.

Второй комплекс идей связан с одушевлением природы. По мнению Фалеса, магнит имеет душу, поскольку он притягивает железо. Весь мир одушевлен, пронизан жизнью. Такой подход в философии получил название гилозоизма. Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы, универсума. Безусловно, это шаг вперед в восприятии реальности. Она одушевляется и наделяется разумом. Можно сказать, что это – очеловеченная, одухотворенная реальность, ставшая частью человеческого мира.

Эти представления стали толчком для дальнейших размышлений о том, что есть мир, что лежит в его основе.

Другим видным представителем Милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр.

Ему приписывается изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты.

Анаксимандр продолжил разработку вопроса о первооснове мира. По его мнению, началом сущего является некое беспредельное – апейрон. Из апейрона возникли небеса и все миры. В него же они обращаются вновь при своем уничтожении и гибели. Основными свойствами, которыми обладает апейрон, назывались следующие: он не возникает и не уничтожается, он все объемлет и всем управляет.

Уже в этих представлениях видна попытка поиска более глубоких оснований мира. Имеет значение и созидающий характер апейрона: он все порождает. «Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее)»[47].

Анаксимандру принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни. Согласно Анаксимандру, живое зародилось на границе моря и суши. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и стали сухопутными животными. От животных произошел человек.

Любопытна и картина мира по Анаксимандру. В самых общих чертах она такова. Земля подобна цилиндру, высота которого равна 1/3 диаметра, т. е. земля напоминает барабан. Земля покоится в центре мира. Над землею есть водная и воздушная оболочки, за ними идет оболочка из огня. Подтверждением этому Анаксимандр считал звезды, которые являлись результатом свечения огня. При этом миров существует бесконечное множество, и они есть порождение апейрона. Таким образом указывалось на взаимосвязь и единство всего.

Ярким представителем Милетской школы был также Анаксимен, ученик Анаксимандра. Анаксимен считал первоосновой мира воздух. В зависимости от разрежения и уплотнения воздуха возникали разные явления и предметы. Так, разреженное состояние воздуха рождало огонь. Сгущенное состояние – ветер. Еще более уплотненное состояние – землю.

Воздух находится в вечном движении, и все находится в вечном движении. Благодаря движению происходит изменение. Для Анаксимена было аксиомой общее положение последователей Милетской школы – из чего возникают и состоят все вещи, в то же самое они и разрушаются, завершив свой жизненный путь.

Сказанное позволяет заключить, что натурфилософия Милетской школы стала важным этапом в постижении мира и заложила основы античной философии. Начиная с Милетской школы, вопросы, связанные с поиском первооснов мироздания, прочно вошли в европейскую традицию. Милетская школа дала пример и того, как следует строить взаимоотношения учителя и ученика. Ученик – это не тот, кто повторяет слова учителя, а тот, кто, опираясь на идеи учителя, идет дальше, предлагая свое решение тех вопросов, которые были поставлены раньше. Милетская школа в лице Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – хорошее тому подтверждение.

Как было сказано выше, крупным философским центром античности была Элейская школа. Ее ярким представителем являлся Парменид. Он происходил из знатного рода и принимал активное участие в политической жизни Элеи.

В центре его философии находился вопрос о едином бытии. Парменид считал, что «есть то, что есть, а то, чего нет, то не существует»[48]. По его мнению, сущее не возникает и не уничтожается, оно неделимо, непроницаемо, оно есть единое целое, поэтому оно завершено.

У Парменида мы сталкиваемся не только с постановкой важных философских проблем, но и с действительно философским подходом к их решению. Начиная с Парменида, философы стали доказывать выдвинутые положения, а не просто изрекать их. Так, у Парменида, небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить»[49]. Такая манера изложения вопросов стала серьезным шагом вперед в философском постижении мира.

То, что у Парменида проявилось отчасти, у Зенона стало основополагающим моментом. Главное в учении Зенона было доказательство «от противного» тех положений, которые были выдвинуты элейской школой.

Древние приписывают Зенону 40 доказательств «против множественности», т. е. в защиту учения о единстве сущего, и 5 доказательств «против движения», в защиту неподвижности его. Эти доказательства называются апориями. «Апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение».

Одна из самых известных апорий – «Дихотомия» (т. е. последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две части и т. д.). Ее суть состоит в следующем: движение не может закончиться, т.к. прежде, чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде, чем достигнет конца второй половины – ее половины и так до бесконечности.

В данной апории Зенон указывает на бесконечную делимость пространства. Движение никогда не кончается; движущееся тело, следовательно, не может достичь своего конечного пункта. Известно, как Диоген опроверг это положение: он молча встал и начал ходить взад и вперед[50]. Общее разрешение этого противоречия связано с тем, что пространство не бесконечно разделено, а лишь бесконечно делимо. В действительности пространство не делят, а преодолевают.

Несмотря на то, что апории имели смысл только в заданной системе координат, они способствовали развитию философской мысли, помогали совершенствовать понятийный аппарат философии. И это, пожалуй, было наиболее важным вкладом Элейской школы в мировую философию.

<< | >>
Источник: С.А. Ермаков. ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 0000

Еще по теме 4.1. Ранняя античная философия:

  1. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  2. “Личность” в античной философии
  3. “Личность” в античной философии
  4. “Личность” в античной философии
  5. 2.6.6. Закат античной философии
  6. Черты философии античности:
  7. § 1. Теории смеха в античной философии
  8. Тема № 3. Представление о душе в античной философии (VI в. до н.э. – IV в. н.э.)
  9. 2 Античная философия
  10. 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  13. Античные философы и христианские богословы остро ощущали соотношение естественности и искусственности
  14. 3.2 Развитие психологических воззрений в классический период античной философии
  15. Ранняя постдеполяризация
  16. Ранняя монархия.
  17. Ранняя взрослость