<<
>>

Раздел I. Предмет и специфические черты философского знания

1.

Наталья Автономова Миф: хаос и логос

«Замечательную штуку сыграл с людьми придуманный ими миф: исчезнув - он сохранился, будучи выдумкой - стал реальнее любой реальности, эфемерный продукт человеческой фантазии - он продолжает оказывать отнюдь не фантастическое воздействие на всю его жизнь.

Как это возможно?..

Так или иначе, более или менее логично, но каждый раз в мифе предстаёт в упорядоченном виде то, что обступает человека как тёмная бездна, перед лицом которой у человека может возникнуть лишь одно чувство - страх, что он не справится с этим Неведомым. Вот почему столь понятны слова героя Г ессе о его трудной задаче - сделать рациональным то, что явно нерационально.

Однако то, что трудно современному художнику, с удивительной и, быть может, даже пугающей лёгкостью удаётся мифологическому сознанию. В мифе, как бы он ни построен, хаос предстаёт как нечто упорядоченное, а бессмыслица мгновенно обретает смысл - стоит только сослаться на то, что так было и так произошло.

Мотивировки и объяснения не нужны, а потому любая фантазия сразу же обретает реальность на основе простого доверия к говорящему. И весь вопрос теперь в том, каково качество этого доверия. Если это доверие - лишь условность, элемент игры, - перед нами художественное произведение. Если это доверие - безусловная данность, - перед нами живой миф. А между этими крайностями сосредоточено все огромное разнообразие художественно-мифологической действительности, в которой ВСЕ ВОЗМОЖНО, но при этом и ВСЕ РАЗУМНО, т.е. как бы рационально, осмысленно...

Миф - это прежде всего первая форма сознания, отделившегося от практики. Правда, это отделение пока ещё весьма относительно, ибо мифологический образ мыслей предполагает и мифологический образ действий человека в мифологическом мире. Будучи первой стадией разложения синкретического единства практики и познания, миф в то же время сохраняет свой познавательный синкретизм (синкретизм мифа - это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира - искусства, религии, морали и др.

- Шумейко М.В.), что обусловливает многие его особенности среди других феноменов первобытного сознания. К числу таких особенностей принадлежит в первую очередь антропологизм мифа: вся вселенная мифа - это вселенная человеческих существ. Заметим, что, покуда природная сила прямо отождествляется с антропоморфными силами (демоном или мифическим предком), до той поры в мифе отсутствует символизм. Лишь при более чётком делении универсума на мир вещей и мир антропоморфных существ каждая получает своё аллегорическое обозначение, с каждой из них начинает соотноситься то или другое антропоморфное существо.

Однако такое олицетворение сил природы - это уже относительно поздняя стадия, стадия разложения мифологического сознания. В этом смысле развитая греческая мифология - это в значительной степени уже не мифология, но скорее своего рода пред-наука. Черты идеальной син- кретичности здесь ещё сохраняются, но они уже ослаблены знаковосимволической функцией мифа, целиком отныне приспособленного для объяснения происхождения вселенной и окружающих человека вещей. Изначально же миф, как уже говорилось, - это скорее жизнь в мифе, нежели объясняющая схема.

На эту особенность изначального мифологического мышления и мировоззрения указывали многие исследователи, различавшие миф и сказку и вместе с тем утверждавшие, что большинство сказок - это бывшие мифы. В частности, при этом обычно подчёркивается, что в мифе мы имеем дело и с рассказом о событиях, и с «самой действительностью». Миф есть нечто действительно некогда существовавшее и способное «последействовать» в любой момент и во всяком месте мифической реальности...

Архаический миф - это выражение и одновременно попытка преодоления незнания с помощью наложения на хаотичную действительность образно-категориальной антропоморфной сети. Когда нет никакого другого способа разобраться в том, что представляет собой действительность и как можно овладевать ею, мифологическое сознание необходимо, неизбежно и позитивно. Однако, когда вследствие развития взаимосвязей практической жизни, возникает возможность теоретического постижения действительности, обращение к мифу становится отказом человека от всей завоёванной человечности, отказом от своих обретений».

Контрольные вопросы

1. В чём, по мнению автора, отличие мифа от художественного произведения?

2. Каково главное назначение мифа, для чего он нужен человеку?

3. Опираясь на текст, выделите характерные черты мифа.

Рассел Бертран Что такое философия?

Интервью 1959 г.

«... философия представляет собой размышления о предметах (matters), точное знание о которых ещё невозможно.

Наука - это то, что мы знаем, а философия - то, чего мы не знаем. Это простое определение, объясняющее, почему с развитием знаний вопросы постоянно переходят из области философии в область науки.

Я думаю, философия имеет две реальные области применения. Одна из них - поддержка размышлений о предметах, которые ещё не попали в сферу науки. В конце концов, наука охватывает лишь небольшую часть того, что интересует и должно интересовать человечество.

Существует множество вещей, представляющих огромный интерес, о которых наука, во всяком случае в настоящий момент, знает мало, и мне бы не хотелось, чтобы человеческая фантазия была бы ограничена рамками известного сейчас. Я думаю, что одно из применений философии состоит в увеличении наших воображаемых конструкций о мире и доведении их до уровня гипотез. Но существует и другое назначение философии, на мой взгляд, не менее важное, которое помогает понять нам, что существует множество вещей, кажущихся известными, на самом деле неизвестны нам. С одной стороны, философия заставляет нас думать о вещах, о которых мы можем узнать, а с другой стороны, позволяет нам с достаточной скромностью осознавать, как много из того, что кажется знанием, таковым на самом деле не является.

Конечно, философия не только служанка науки, так как существует целый ряд тем, с которыми наука не может иметь дело. Например, всё, что касается категории ценностей. Наука не скажет вам, что хорошо и что плохо, что хорошо или плохо само по себе, как цель, а не просто как средство.

Существует очень важное деление среди философов. Есть философы, считающие своим долгом поддерживать statusquo, и есть другие, которые его нарушают.

Маркс, конечно, принадлежит к последним. Что до меня, то я отвергаю оба эти подхода как не отвечающие истинному назначению философии. Я считаю, что дело философии не изменять мир, а познавать его, и это прямо противоположно тому, что говорил Маркс.

Единственное определение, которое я сам себе когда-либо давал, - это логический атомист.

Это значит, по моему мнению, что способом постигнуть суть любого изучаемого вами предмета является анализ. Вы можете анализиро-

95

вать до тех пор, пока не дойдёте до вещей, которые дальше уже не могут быть проанализированы, и они будут логическими атомами. Я называю их логическими атомами, потому что они не являются мельчайшими частицами материи. Они, если можно так выразиться, идеи, из которых создаётся предмет...

Огромное количество людей пишут мне, что они сейчас совершенно запутались в том, как им следует вести себя. Отказавшись принять традиционные правила поведения, они не знают, каким другим следовать. Я думаю, что то направление философии, которого я придерживаюсь, может быть полезным в том смысле, что оно даёт возможность людям действовать энергично, когда они не уверены абсолютно в правильности своих действий. По моему мнению, никому не следует быть уверенным в чем-либо. Если у вас нет сомнений, вы, несомненно, ошибаетесь, так как ничто не заслуживает полной уверенности, а следовательно, всегда все свои убеждения нужно подвергать некоторой доле сомнения и, несмотря на сомнения, действовать решительно. В конце концов, это как раз то, что делает полководец, когда планирует сражение. Он совершенно не знает, как будет действовать неприятель. Но, если он хороший генерал, он правильно угадает. Если он плохой генерал, он рассчитает неверно. Но в практической жизни приходится действовать, основываясь на вероятностях, и я жду от философии, что она поощрит людей действовать решительно, хоть и без абсолютной уверенности...

Я думаю, что философия имеет большое значение в сегодняшнем мире. Во-первых, потому, что, как я уже сказал, она заставляет вас осознавать существование очень многих и очень важных вопросов, не входящих, по крайней мере сейчас, в сферу науки, и приводит нас к пониманию того, что научный подход сам по себе неадекватен. А во- вторых, она все же делает людей немного скромнее интеллектуально и заставляет их сознавать, что огромное число вопросов, казавшихся решёнными, оказывались неверными и что нет короткой дороги к знаниям. И что постижение мира, по моему мнению, — основная цель, которую должен ставить перед собой любой философ, — это очень долгое и сложное дело, в котором мы не должны быть догматиками».

Контрольные вопросы

1. В чём Рассел видит значение философии сегодня?

2. Перечислите основные сферы применения философии, по мнению Рассела.

3. Как Рассел видит взаимоотношения науки и философии?

4. На ваш взгляд, логический атомизм Рассела ближе к материализму или идеализму? Обоснуйте свой ответ.

<< | >>
Источник: Власова, Е.М., Шумейко, М.В.. ФИЛОСОФИЯ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2013. - 140 с.. 2013

Еще по теме Раздел I. Предмет и специфические черты философского знания:

  1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИНДУССКОй ЦИВИЛИЗАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ в варново-кастовом дЕлЕнии овщЕства
  2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  3. III. Область философского знания
  4. Тема 1.2. Этапы исторического развития философского знания. Основные направления философии
  5. Предмет знания
  6. Бранденбург, В.Я.. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота.2009, 2009
  7. РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  8. 12. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
  9. Глава II Смех как предмет философского анализа
  10. Глава 5 ПРЕДМЕТЫ МИРА В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  11. Раздел 2. Философские проблемы медицины
  12. Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  13. 1.2. Предмет и функции общего раздела экономической теории