<<
>>

Различные состояния тела-сознания

Человек может находиться в различных состояниях: бодр­ствующее состояние, состояние творчества, творческого полета и вдохновения, состояние человека во сне, состояние умира­ния. Тысячелетний опыт духовных практик и современная когнитивная наука сходятся в том, что существует глубокая аналогия между разными типами состояний: творчества, сна, оргазма, умирания.

Bo сне человек как бы расстается с самим собой, словно здесь он раздвигает границу телесности, - он уходит в некие миры, которые, конечно, обусловлены его жизненным опы­том, его дневным бытием, решаемыми им днем задачами, но использует этот опыт по-своему, трансформирует этот опыт, а потом, проснувшись, человек возвращается в привычный ему мир. Нередко это помогает посмотреть на мир иначе и решить проблему. Наиболее креативная часть сна - это сон со сновиде­ниями, так называемый парадоксальный сон, который сопро­вождается быстрым движением глаз (стадия REM - rapid eye movement). B фазах REM сна «создается пространство, которое можно использовать не сразу и не непосредственно, но где мож­но тренировать воображение, переосмысливать, переформули­ровать.

Это - форма повторения, которая позволяет испыты­вать новые возможности»[118]. Новое знание (новый образ, новая идея) возникает как результат переплавки старого, накоплен­ного опыта. Новое узнается в старом, вполне в соответствии с теорией знания как воспоминания Платона.

Различные стадии сна чередуются, и обычно стадия быстро­го сна со сновидениями случается с нами 5-6 раз в течение ноч­ного сна. A сон без сновидений еще древние индусы считали глубочайшей тайной. Вообще непонятно, что там творится. С.П. Курдюмов говорил, что там, во сне без сновидений, человек может соприкасаться с каким-то отдаленным будущим цивили­зации. Правда, поскольку это сон без сновидений, то этот опыт мы не можем вербализовать, мы не можем донести его содер­жание друзьям, своим коллегам, окружающим нас людям.

To есть сам человек, может быть, становится другим, происходит изменение глубинной структуры его личности. Ho приобретен­ный опыт, это состояние во сне, когда человек расстается с са­мим собой и узнает что-то о мире, невозможно описать словами.

Опыт засыпания и сна подобен опыту умирания. Смерть - это диссипация, возвращение тела к той основе, которая ему единосущна. Согласно учению даосов душа гибнет со смертью тела и растворяется в мировой энергии ци. Жизнь человека не­что вроде протуберанца, который мимолетно взметнулся над океаном мировой энергии и поглотился в ней. Согласно запад­ному видению мира смерть можно трактовать как расширение пространства человеческой души. Рождение и становление са­мосознания означает отделение себя от вселенной, вырывание себя лучом сознания из единого вещественного, телесного ков­ра жизни, мучительное обособление от бога-природы. Тоска по смерти, киркегоровская и хайдеггеровская Krankheit zum Tode (болезнь к смерти), которая воспринимается здоровым со­знанием как противоестественная, выглядит с этой точки зре­ния как вполне объяснимая. Умереть - значит обрести желае­мую целостность, встроиться недостающим фрагментом в пазл бытия, слиться в любовном экстазе с богом. По словам Г. Гессе, «возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обосо­бленности, стать богом - это значит расширить свою душу, что­бы она снова могла объять вселенную»1.

Описания опыта умирания, в том числе людьми, перенес­шими состояние клинической смерти, включают в себя ряд ха­рактерных феноменов: ощущение ясности и умиротворенности сознания, опыт выхода из тела (out-of-the-body experience), ощущение шума (гудения, рычания, свиста, музыки), встреча с духами, умершими родителями и друзьями, попадание в про­странство лучезарного света, воспринимаемого как личный свет, в котором легко передаются мысли, интенсивное и ясное вспоминание своей жизни, личностный рост в любви к другим и в жажде познания при отсутствии страха смерти. Bce это го­ворит о том, что, умирая, человек входит в состояние резонанса с миром. По некоторым данным, мозг в предсмертных состоя­ниях по какой-то причине начинает продуцировать вещество ДМТ2, являющееся нейромедиатором, которое ответственно за

lTecce Г.

Степной волк. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 59.

2ДМТ - диметилтриптамин.

возникновение состояния ясности сознания, непроизвольное вспоминание, казалось бы, совершенно стертых из памяти эпи­зодов далекого прошлого.

Еще один пример телесной обусловленности работы созна­ния - состояние творческого вдохновения. Художники, как они творят? Дзэнский художник говорит: «Чтобы нарисовать эту сосну, я сам должен стать сосной». Недавно на одной из конференций я смотрела фильм об Иннокентии Смоктунов­ском, где он делится опытом актерского искусства: «Я не играю этот образ (речь шла о князе Мышкине), я становлюсь им, я живу им». Это тоже выход за пределы своего «Я», за границы своей телесности. Я живу, проживаю этот образ, я перевопло­щаюсь в него. А, перевоплощаясь в другого человека, я откры­ваю в себе иное, может быть, даже более глубокое и подлинное «Я». Становясь другим, я становлюсь собой.

Состояние творческого вдохновения - это тоже резонанс че­ловека с миром. По словам И.Г. Гердера, «человек есть непре­рывное совместное чувствилище, которое прикасается то к од­ной стороне бытия, то к другой». И это чувствилище имеет ре­зонатором свое тело. B творческом порыве человек отдает себя миру, причем отдает полностью, без остатка, без оглядки. Так, известно, что некоторые поэты, которые дали миру образцы поэтического творчества, признавались, что «не я пишу, а кто- то другой водит моей рукой», «я не могу не писать», «я рвусь K перу, перо - к бумаге». Это - пронзающее чувство, которое при­ковывает человека к бумаге или к холсту и вынуждает его пи­сать. Это - осознание, что он должен писать и должен творить, он должен что-то сделать в этом мире, осуществить свою все­ленскую миссию. Для этого он заброшен в мир. Всякое творче­ство, как и сон, - это отдача себя миру, слияние с миром, рас­тяжение до предела границ человеческой телесности. Ho отда­ча для чего? Для того чтобы себя найти, чтобы вновь собрать себя по кусочкам. Человек, который не боится расстаться с со­бой, диссипировать в среде, растворить себя в мире, является поистине цельным человеком, ибо динамично переустраивает свою целостность.

Для объяснения эффекта резонанса в творчестве есть два подхода. C одной стороны, холистический, т.е. только цель­ная, холистическая личность, такая, как Смоктуновский, мог­ла создать такие художественные образы. Только тот, кто вну­три себя очень много имеет, является человеком без границ. Потому что, если человек ничего не имеет внутри себя, не име­ет внутреннего собственного содержания, тогда он настолько без границ, что в нем ничего нет, он пустой, в нем не остается никакого ядра, никакого собственного содержания. Он весь рассеян в окружении. C другой стороны, есть и такие люди, ко­торые еще недостаточно духовно созрели, твердое ядро лично­сти у которых находится в стадии формирования, они могут отдавать миру всего себя, но вместе с тем для них важны и со­циальные связи, бесконечная и постоянная поддержка, уча­стие в этом мире. A тот, кто нашел в себе это ядро, или свой жесткий стержень, должен отходить от мира, на время уходить в пустыню, в затворье, в одиночество, уходить, чтобы собирать себя, чтобы затем опять до конца отдавать себя миру и сказать этому миру Новое слово. И вот получается, что человек - это своего рода пульсирующее существо. Именно поскольку он со­брал в себе это твердое ядро, постольку он осознает свою мис­сию на этой Земле, он готов и чувствует свое призвание беско­нечно отдавать себя миру, отдавать себя без остатка. Отдавать без остатка, чтобы потом обнаружить в себе еще новое что-то. A если он будет что-то для себя придерживать, у него ничего не получится. Если постоянно отдавать всё, отдавать полностью, вычерпывать колодец своей души до самого дна, только тогда ты соберешь цельную картину самого себя.

1.5.5.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа и образы телесности . 2011

Еще по теме Различные состояния тела-сознания:

  1. Автопоэтичность тела-сознания
  2. ОТ ТЕЛА К СОЗНАНИЮ
  3. Ситуационность тела-сознания
  4. Хрупкая сложность тела-сознания
  5. Современные психофизиологические исследования естесшвенныхи «неестественных» измененных(транс- формированных) состояний сознания (сна, гипнотиче­ского состояния, галлюцинаций и т.д.)
  6. 1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХОЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА K ДИНАМИКЕ ТЕЛА-СОЗНАНИЯ
  7. СУЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  8. ГРУППЫ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
  9. ИЗМЕНЕННЫЕ состояния сознания
  10. НАРКОЗ ОБЩИЙ: СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  11. КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
  12. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
  13. Состояние сознания во сне и в бодрствовании
  14. МЕДИТАТИВНЫЙ ТРАНС: СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ