<<
>>

Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная

Для того чтобы стало понятнее, какая логика стоит за пред­лагаемым решением проблемы, необходимо расширить наше рассмотрение за счет введения в оборот тех представлений, ко­торые связаны с миром сновидения.

Известно, что в традиционных сообществах люди не просто придавали большое значение снам, но и использовали разного рода приемы, для того чтобы с помощью сновидческого опыта воздействовать на развитие событий повседневной реальности в благоприятном для себя ключе. Практика современного пси­хотерапевтического использования сновидческих материалов для коррекции жизненных ситуаций индивида также свиде­тельствует о том, что между бодрственной жизнью человека и реальностью его снов существует, пусть и не вполне понятная, взаимосвязь. Например, если во сне человек переживает какой- то неприятный опыт или же предпринимает действия, которые в рамках сновидческих техник расцениваются как неверные (например, бежит от опасности), это может негативно сказать­ся на положении дел в его «дневной» реальности. И напротив, если сновидцу удается разрешить во сне некоторую проблем­ную ситуацию, это самым положительным образом сказывает­ся и на его бодрственной жизни. Так каково же отношение между разными типами реальностей, если такое взаимодей­ствие оказывается возможным?

Коротко остановлюсь на теории сновидения известного ис­следователя, физика по первоначальному образованию, док­тора философии, психотерапевта и аналитика, одного из созда­телей процессуально-ориентированной психологии, написав­шего семнадцать книг, переведенных на двадцать языков мира, Арнольда Минделла. Ему удалось создать концепцию, в кото­рой современные психологические представления о природе сновидений и методах работы с ними (существующие в области юнгианской и гештальтпсихологии) синтезированы с некото­рыми идеями традиционных культур (в частности, австралий­ских аборигенов).

Согласно верованиям последних, Сновидение - это таин­ственная энергия, скрывающаяся за всем, что мы воспринима­ем.

Они говорят, что Сновидение представляет собой тонкую силу, заставляющую человека тяготеть к вещам, например, провоцирующую посмотреть на что-либо до того, как он это осознает. По их мнению, Сновидение - это сила и образец, ко­торая создает физическую реальность. Поэтому они говорят: «Ты можешь убить кенгуру, но не можешь убить его сущ­ность -“СновидениеКенгуру”»[147].

Здесь особый интерес представляет констатация наличия некой побудительной энергии, провоцирующей человека K совершению действия еще до момента осознания им такого побуждения и формирования осознанного решения его совер­шить. А. Минделл так выражает эту примечательную особен­ность мира побудительной реальности, которую он вслед за австралийскими аборигенами именует миром Сновидения (правда, уточняя при этом, что Юнг назвал бы ее бессознатель­ным): «Согласно моей интерпретации математики квантовой физики, повседневная реальность возникает из быстрых, вооб­ражаемых - виртуальных или сноподобных - взаимодействий между наблюдателем и наблюдаемым. Эти двусторонние сно­подобные взаимодействия - я называю их “заигрываниями” (flirts) - необходимы для объяснения квантовой механики и того, как происходит наблюдение реального мира. Иными сло­вами, то, что мы называем “вами” и “мной”, отчасти представ­ляет собой две взаимодействующих силы в невидимом мире. C точки зрения того мира нельзя с уверенностью сказать, кто кого наблюдает[148], как будто и наблюдаемый, и наблюдатель со­ставляют часть ума Создателя Сновидений, Ума Бога, мысля­щего о Самом Себе»[149].

И еще: «В квантовой физике невидимая, не поддающаяся измерению реальность того, что называется “квантово-волно­вой функцией”, дает начало частицам и в конечном итоге бес­конечности форм, составляющих обыденную реальность. Ины­ми словами, для того чтобы понимать реальность материи, вам приходится отказываться от того, что вы считали известным и истинным, и признавать, что квантовый мир, возможно, явля­ется необъяснимым.

Сходным образом, невидимый и не подда­ющийся измерению процесс Сновидения дает начало проекци­ям, сновидениям и действиям в повседневной реальности»[150].

Сопоставляя свою позицию с представлениями предше­ственников, Минделл отмечает, что в его концепции акцент де­лается не на приобретении интеллектуального знания о снови­дениях, а на получении более ясного ощущения взаимосвязи человека с той реальностью, которая лежит в основании и его телесных переживаний, и обыденной реальности, и его снови­дений. Он полагает, что сны представляют собой картины теку­щих творческих переживаний, разворачивающихся в теле че­ловека, в его чувствах и взаимоотношениях ежесекундно, при­чем не только во сне, но и в состоянии бодрствования. B соот­ветствии с подходом А. Минделла человек сновидит всегда. Просто формы проявления Сновидения разные. Это может быть сон, и это может быть явь, включающая телесные переживания и чувствования человека, а также события в его реальности.

Пласты рассмотрения феномена сновидения, которые на­мечаются в концепции Минделла, можно резюмировать сле­дующим образом.

Первый уровень - повседневной, обыденной реальности (ре­альности консенсуса), где человек существует в определенном пространстве и времени. B этой реальности он подчинен законам материи. B ней он живет обыденной жизнью, сосредоточиваясь на друзьях, семье, социальных ситуациях, делах и проблемах. B этой реальности люди озабочены своими телами, материаль­ным имуществом, там они действуют в рамках законов физики.

Второй пласт - это сновидческая реальность. А. Минделл полагает, что эта реальность копирует реальность консенсуса. Ha его взгляд, сны происходят и ночью, и в дневное время и проявляются в таких событиях, как телесные симптомы и фан­тазии, которые поначалу могут казаться бессмысленными, по­скольку их содержание выглядит отрывочным, незавершен­ным и непонятным. Сны вообще чаще всего кажутся неожи­данными, неудобными и слишком глупыми, чтобы обращать на них внимание.

Однако при ближайшем рассмотрении ока­зывается, что они отражают весь бессознательный спонтанный опыт человека в его повседневной жизни.

Третий пласт - реальность Сновидения. Минделл полага­ет, что Сновидение проявляется в тончайших аспектах воспри­ятия, суть которых трудно уловить и выразить словами. Чело­век переживает процесс Сновидения как тенденцию или по­буждение что-либо предпринять или представить себе. «Мы думаем, что нечто воображаем, но побуждение к воображению исходит от Сновидения, над которым мы почти не властны. Мы считаем, что мыслим или ходим, но побуждение, скрытое за мышлением или ходьбой, представляет собой опыт, остающий­ся непостижимой тайной для рационального бодрствующего ума. Мы представляем собой каналы для побуждений Создате­ля Сновидений. C нашей точки зрения - точки зрения наших обыденных личностей, или “маленьких Я”, - сигналы между миром и нами обусловлены либо миром, либо нами самими. Од­нако, с точки зрения ума Создателя Сновидений, не мы воспри­нимаем, а, скорее, восприятие происходит с нами[151]. B Сновиде­нии не существует различимого раздела между наблюдателем и наблюдаемым. He мы наблюдаем, а наблюдения основывают­ся на квантово-подобном взаимодействии между нами и всем, что нас окружает. Сновидение представляет собой качество по­знания, лежащее за пределами наших личностей и Эго»[152].

А. Минделл исходит из того, что все эти миры, все три выше выделенных сферы, являются эмпирическими, т.е. они реаль­ны для переживающего опыт.

B целом он полагает, что, с какими бы сложными ситуаци­ями человек ни сталкивался, на самом деле у него есть только одна по-настоящему серьезная проблема. Это - игнорирование Сновидной основы реальности:

«Игнорировать Сновидение - значит отгораживаться от глубочайших, невыраженных переживаний, из которых рож­даются ваши действия в повседневной жизни. Всякий раз, ког­да вы игнорируете чувственные, то есть в основном нераспоз­нанные сноподобные восприятия, нечто внутри вас испытыва­ет легкий шок, поскольку вы проглядели сам дух жизни, свою величайшую потенциальную силу.

После многих лет психотерапевтической работы с людьми со всего мира мне представляется, что игнорирование Сновиде­ния - это нераспознанная глобальная эпидемия. Повсюду люди страдают умеренной формой хронической депрессии из- за того, что их учат сосредоточиваться на повседневной реаль­ности и забывать о Сновидении, лежащем в ее основе... Простое решение проблемы этой глобальной эпидемии состоит в том, чтобы обрести доступ к Сновидению, научиться чувствовать Сновидение в движениях вашего тела и в сигналах, которые вы посылаете и получаете во взаимоотношениях с человеческим и природным мирами»1.

B заключение рассмотрения подхода Минделла к понима­нию природы сновидения хотелось бы несколько слов сказать о возможном физиологическом корреляте понятия «тенденция», используемого им для описания природы бессознательного (ко­торое, напомню, он предпочитает именовать Сновидением с большой буквы).

Современные исследования в области нейрофизиологии по­казывают, что за определенное время до того, как человек осоз­наёт, что принял решение о совершении некоторого действия, электрическая активность мозга однозначно свидетельствует о том, что подобное решение принято и совершение данного дей­ствия неизбежно.

B частности, лауреат премии Ван Аллена, руководитель неврологического отделения медицинского колледжа Уни­верситета Айовы профессор A.P. Дамазио пишет по этому поводу:«В одном из своих экспериментов Лайбет выявил за­держку между временем, когда испытуемый осознавал свое решение согнуть палец (испытуемый отмечал точный момент принятия этого решения), и временем, когда электрическая активность его мозга указывала на неизбежность сгибания пальца. Активность мозга изменялась за треть секунды до того, как испытуемый принимал осознанное решение. B дру­гом эксперименте Лайбет попытался выяснить, вызывает ли какие-либо ощущения у больных, которым делают операцию на мозге, непосредственное воздействие раздражителя на ткань головного мозга (в большинстве случаев во время таких операций пациенты находятся в бодрствующем состоянии). Ученый обнаружил, что воздействие на кору слабым электри­ческим током вызывает у пациентов легкое покалывание в руке - но только через полсекунды после воздействия раздра­жителя... Работы Лайбета позволяют сделать неоспоримый вывод: начало развития нейрофизиологических процессов, приводящих к осознанию событий, и момент, когда человек начинает чувствовать их последствия, разделены неким ин­тервалом времени»1.

Итак, мы видим, что идея, которая берет начало в традици­онных верованиях австралийских аборигенов, и, будучи при­внесенной в европейскую категориальную сетку, производит впечатление довольно мистической, по существу, имеет совер­шенно реальные и вполне материальные корреляты в нейрофи­зиологических процессах, протекающих в организме челове­ка. И, в частности, действительно оказывается, что не только совершению действия, но и осознанию данного решения пред­шествует формирование паттерна нейрофизиологической ак­тивности, что - при известном навыке - может осознаваться- ощущаться именно как тенденция совершить действие. Ины­ми словами, представление о существовании тонкой силы, заставляющей человека тяготеть к чему-либо еще до приня­тия осознанного решения (силы, неосознаваемой и не замечае­мой им самим, но тем не менее как раз и делающей совершение действия неизбежным), далеко не беспочвенно и иррациональ­но, а укоренено в человеческой телесности.

хДомазиоА. Возвращаясь в прошлое // ж. B мире науки. 2003. Январь. С. 58.

2.2.6.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа и образы телесности . 2011

Еще по теме Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная:

  1. Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная
  2. ГЛАВА 5. СВЯЗЬ СНОВИДНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  3. Индивидуальная объективная реальность
  4. Понятие индивидуальной объективной реальности
  5. Понятие индивидуальной объективной реальности
  6. Тема 1. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.
  7. Тема 2. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.
  8. Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
  9. Апелляция к глубинному сознанию
  10. Запутанное определение глубинной психологии
  11. Виртуальное и виртуальная реальность по эту сторону реальности