<<
>>

Реликтовое мироощущение

Гармония, в моем представлении, — это состояние, когда одно и то же действие приносит удовольствие и А, и В, где А и В составляют целое.

На ранних этапах эволюции человек находился в гар­монии с миром.

Он имел средства для распознавания (проживания в себе) процессов, происходивших в мире. Его энергетическое функционирование было оптималь­ным: он имел заряда и разрядки столько и тогда, сколько и когда испытывал в этом потребность34. При этом от него не требовалось усилий для обеспечения такого режима35, поскольку, по определению36, отношения с миром регу­лировались ощущением удовольствия37.

В результате чего происходит разрыв подобного рода взаимоудовлетворяющих отношений?

Если исключить вмешательство извне (т.е. исходить из логики развития процессов на собственной основе), то отказ от гармоничных отношений может проистекать только из логики развития самих же этих отношений. Иначе говоря, по той причине, что в ходе их эволюции накапливалось нечто, что на определенном этапе разви­тия привело к трансформации одного из составляющих единства (а может быть, и обоих) и тем самым разруши­ло их гармонию.

Что это была за сила и в результате какой эволюции отношений человека и мира она возникла и накопилась? Рассмотрим некоторые параметры, связанные с функци­онированием энергетической системы человека, которая является базисной для его отношений с миром.

Именно эта система, и в частности, меридианы движе­ния энергии в теле, на мой взгляд, обеспечивает инструмент для «чувствования-проживания-в-себе» мира человеком.

Говоря о меридианах (каналах) движения энергии, я имею в виду представления, сложившиеся на этот счет в ки­тайской традиции, где вопросы циркуляции энергии (ци), ее природы, разных ее вариантов (иньская и янская ци, ци огня и воды, небесная и земная ци и т.п.), а также форм уп­равления этими энергиями и связанными с ними процесса­ми, являются ключевыми и хорошо разработанными.

В основе китайских представлений о природе чело­века лежит концепция жизненной энергии — ци («чи», «ки» в разных транскрипциях). О ней можно говорить много, но сама она мало доступна непосредственному восприятию. Лишь в определенных условиях неподготов­ленный человек способен ощутить циркуляцию этой энергии. В целом же мы ее не замечаем, хотя постоянно сталкиваемся с последствиями ее благополучного или затрудненного функционирования. Иногда ци уподоб­ляют жидкости: она течет по каналам, омывая все внут­ренние органы и ткани человека. Иногда ее сравнивают с электрическим (биологическим) током: разность по­тенциалов — необходимое условие динамики ци. Иног­да ее рассматривают как магнитную силу, образующуюся в человеческом организме38. Но в любом случае важно знать, что это живая и животворящая субстанция, не тож­дественная ни крови, ни нервной энергии, и циркулирую­щая по собственным каналам, не совпадающим ни с кро­веносной, ни с нервной, ни с лимфатической системами. Эти каналы называют меридианами, на них расположены биологически активные точки, воздействуя на которые мы получаем возможность влиять на внутренние органы и на процессы перераспределения ци в организме.

Меридианы имеют наименования: «канал почек», «канал печени», «канал сердца» и т.п. Это не значит, что там всего лишь один орган. Просто упоминаемый в на­звании орган рассматривается как определяющий для данного меридиана, на самом деле проходящего по все­му телу и связывающего между собой участки самых раз­ных отделов: головы, рук, ног, туловища, лица.

Ци имеет как бы две разновидности — инь и ян. На концепции инь-ян нет смысла останавливаться — в на­стоящее время она широко известна. Упомяну лишь, что упрощенным является широко распространенное убеж­дение, что нечто является раз и навсегда иньским или янским. Одно и то же может быть инь или ян в зависи­мости от того, по отношению к чему рассматривается39 .

В каждом предмете, явлении, процессе представлено как иньское, так и янское начало.

Когда инь достигает сво­его максимума, начинает нарастать ян и наоборот. И ес­ли из всего многообразия связей с объектом или миром мы отобрали только иньское (янское) начало, то можем не сомневаться, что в определенный момент неизбежно

столкнемся с игнорировавшейся ранее стороной. Поэто­му обычная стратегия человека выбирать в окружающем его мире то, что ему удобно, выгодно, приятно, обязатель­но поставит его лицом к лицу именно с теми аспектами, которых он до недавнего времени успешно избегал. При­чем, чем большей была ориентация на один из аспектов, тем плотнее затем придется соприкоснуться с другим. В свя­зи с этим в даосской традиции рекомендуется принимать происходящее в его целостности, включающей как те мо­менты, которые человек оценивает как позитивные, так и те, которые кажутся ему негативными.

Китайские внутренние техники позволяют решать задачи саморегуляции комплексно. Работая со своей энергией, человек учится, во-первых, ощущать ее, во- вторых, — разумно распоряжаться ею, не только не на­нося себе вреда, но и создавая условия, в которых орга­низм мог бы успешно развиваться и гармонично взаи­модействовать с миром.

Почему я думаю, что у человека роль инструмента, позволяющего глубинно воспринимать мир, постигать происходящее в нем, как «в-самом-человеке-совершаю- щееся», играет именно энергетическая система?

Во-первых, система подобного взаимодействия не могла не существовать. Она была обязательно, т.к. ина­че человек не мог бы жить в мире на ранних этапах эво­люции, когда тип сознания, характерный для современ­ного человека, и основанные на нем средства еще не сформировались. Во-вторых, подобного рода инстру­мент взаимодействия-проживания мира вряд ли бес­следно исчез. Скорее, он был «законсервирован»: т.е. активно в настоящее время не используется, но возмож­ность его использования в особых случаях или в особых состояниях сохраняется40. И, наконец, еще один аргу­мент: в соответствии с бритвой Оккама, не следует изоб­ретать такую систему, а лучше поискать среди извест­ных на сегодняшний день.

Итак, я полагаю, что глубинной основой раннерелик­тового взаимодействия человека с миром выступала его энергетическая система, т.е. система каналов (меридиа­нов), по которым движется энергия, известная как ци у китайцев, прана у индусов, мана в некоторых других культурах (например, у аборигенов Австралии)41. Имен­но она, на мой взгляд, обусловливает некоторые особен­ности восприятия представителей сегодняшних прими­тивных культур (например, бушменов42), левшей при некоторых патологиях мозга43, людей, сознание которых по тем или иным причинам молчит44, а также тех, кого сегодня принято называть экстрасенсами.

Так что же мы можем сказать о том, каким было ми­ровосприятие человека на ранних стадиях эволюции?

На первый взгляд, это вопрос, дающий большой про­стор для произвольных истолкований. Однако это не со­всем верно. Некоторые предположения могут быть сде­ланы на основании данных, которыми различные отрас­ли научного знания располагают сегодня. Например, изучение поведения животных позволяет понять, какие формы восприятия присутствуют уже на до-человеческих стадиях эволюции и, значит, не являются чем-то исклю­чительным и неправдоподобным. Разумеется, мы не бу­дем рассматривать все формы поведенческой и познава­тельной активности животных. Нас будут интересовать лишь те из них, которые могут помочь в понимании осо­бенностей восприятия, зафиксированных у ныне живу­щих представителей примитивных этносов и не наблю­даемых в обычных условиях у современного человека тех­нократической культуры.

Например, бушмены способны получать информа­цию иными путями и раньше, чем это становится дос­тупным западному человеку. Так, один бушмен узнал, что к нему в гости должен прийти отец, а из соседней дерев­ни возвращается жена, не прибегая к информации дру­гих, а также не видя и не слыша этого (т.е. без помощи обычных органов чувств и не через третьи руки). В пер­вом случае это знание явилось следствием того, что он ощутил в своем теле боль от старой раны отца, а во вто­ром — почувствовал, как в его плечи впились ремни, на которых жена несет за спиной ребенка.

Еще не видя ан­тилопы, бушмен может правильно определить, что она появится в таком-то месте и что он ее убьет, т.к.у него возникает ощущение, что он тащит на спине тушу анти­лопы, и по его ногам стекает теплая кровь, собираясь во впадинках под коленками45.

Как видим, источником своего рода «пред-знания» человека в этих случаях выступает ощущение происхо­дящего как в-нем-самом-совершающегося. И интересно, что сами бушмены не рассматривают эту способность предзнания (заметим: предзнания по отношению к на­шей способности получать информацию о мире), осно­ванного на таком вчувствовании во внутренний мир дру­гого, как сверхъестественную. Напротив, они не видят в ней ничего удивительного, утверждая, что если бы ее не было, они бы просто не выжили46.

Взаимодействие человека технократической культу­ры с миром таково, что подобного рода возможности ка­жутся нам мистическими. Однако данные о поведении животных, возможно, позволят нам взглянуть на вещи более широко. У животных к таким формам «экстрасен­сорного» восприятия могут быть отнесены электричес­кое чувство угря47, боковые линии у рыб, позволяющие контролировать направление и плоскость движения, люминесценция глубоководных обитателей (как един­ственно доступный практически в полной темноте спо­соб коммуникации), чувствительность к направлению движения (миграции у некоторых видов животных и птиц), синхронные действия некоторых видов гусениц и рыб (движение «как по команде»), эхолокация и многое другое. Как соотносятся все эти данные с современной картиной мира?

Известно, что мир, с которым человек сталкивается в повседневной жизни, — это мир средних размерностей. Соответственно, органы чувств человека адаптированы к восприятию именно этих диапазонов. Так, он видит в интервале, лежащем между ультрафиолетовым и инфра­красным излучением. Но пчелы, например, обладают способностью воспринимать в ультрафиолетовом диапа­зоне (поэтому цветок, каким его видит человек, будет отличаться от того, каким его видит пчела).

Это позво­ляет им безошибочно находить нектар. Зато красный и черный цветок будут для них неразличимы.

Верхний предел частоты восприятия человеческого уха в среднем составляет 14000 колебаний в секунду. Але- тучие мыши издают и слышат звуки с частотой до 100000 колебаний (ультразвуковой диапазон). Поэтому, наблю­дая за их охотой на бабочек летним вечером, мы будем наслаждаться тишиной. На самом же деле, в это время воздух пронизан пронзительными очень короткими кри­ками, продолжительностью менее сотой доли секунды, мощность которых такова, что если бы мы могли их слы­шать, то воспринимали как звук двигателей реактивного истребителя с близкого расстояния. Долгое время было не известно, что летучие мыши издают подобные звуки. Но и сейчас, хотя установлено, что их звукоизлучающий аппарат включает уши, рот, а у некоторых видов и нос (блокировка любого из этих органов приводит к тому, что животное теряет способность ориентации), тем не менее, остается тайной, как именно уши и мозг летучих мышей обрабатывают поступающую звуковую информацию48.

Мы оцениваем восприятие других (будь то люди или животные), как экстрасенсорное или обычное, всего лишь в зависимости от того, что характерно для нас. Но, как справедливо отмечает Тинберген, все животные — от низших на эволюционной лестнице до высших, — хотя и живут в одном мире, но «можно сказать, что они живут в разных мирах, т.к. каждое животное лучше воспринима­ет ту часть окружения, которая помогает ему процветать. Мир выглядит для нас таким, каким позволяют увидеть его наши органы чувств. Восприятие разных животных не одинаково, т.к. диапазоны чувствительности их орга­нов чувств различны»49 .

Известно, что угорь, защищаясь или нападая, про­изводит мощный электрический разряд (в лабораторных условиях он зажигает одновременно более 200 неоновых ламп). Однако лишь недавно электрический орган угря стали рассматривать как крайнее выражение гораздо бо­лее распространенных электрических органов, «играю­щих роль своеобразных органов чувств. Они создают очень слабые электрические токи, используемые для об­наружения препятствий и добычи. Другими словами, «шестое чувство» таких рыб — это очень высокая чувстви­тельность к электрическому полю.

Любопытна в этом отношении африканская пресно­водная рыба нильский гимнарх, на хвосте которой нахо­дится ряд мышц, утерявших способность сокращаться. Вместо этого они испускают непрерывный поток слабых электрических разрядов с частотой приблизительно 300 импульсов в секунду. Во время разряда хвост на мгнове­ние становится по отношению к голове рыбы заряжен­ным отрицательно. Таким образом рыба создает в окру­жающем пространстве электрическое поле и ощущает слабые искажения его. Органы чувств сосредоточены в голове и вблизи от нее и представляют собой поры в тол­стой коже (сама кожа электричества не проводит). Поры ведут в канальца, наполненные желеобразным веще­ством. Дно канальцев выстлано группами чувствитель­ных клеток, которые связаны нервными волокнами с мозгом. Такую рыбу можно приучить отличать тело, не проводящее тока, например, подвешенный в воде кусок стекла, от проводящего, но той же формы (например, пористой трубки, наполненной раствором соли или кис­лотой). Тела по-разному искажают электрическое поле, и рыба поверхностью тела (курсив мой. — И.Б.) ощущает эти искажения. Физиологический принцип действия та­ких органов чувств еще совершенно неизвестен, но уже четко доказана их высокая чувствительность»50. Некото­рые морские животные реагируют на слабые различия в степени солености воды, другие — влажности воздуха. Многие низшие морские животные, по-видимому, отли­чают весенние приливы от всех прочих, т.к. только в это время откладывают икру, или же приливы в новолуние от приливов в полнолуние. Как они это делают, пока со­вершенно не ясно.

Итак, что же можно сказать относительно ощуще­ний, которые выходят за пределы возможностей извест­ных нам органов чувств, на основании имеющихся се­годня данных об особенностях поведения животных? Вот что пишет об этом Н.Тинберген: «Это так называемое экстрасенсорное (внечувственное) восприятие — явле­ние, не ясное по многим причинам, и прежде всего из-за нечеткости терминологии. Если определить орган чувств как нечто, поставляющее животному информацию о внешнем мире, то тогда никакого внечувственного вос­приятия не может быть. С другой стороны, если этот тер­мин применять к процессам, нам еще не известным, то тут следует сказать о широком распространении среди живых существ экстрасенсорного восприятия. Фактичес­ки, эхолокация летучих мышей, функции боковой линии рыб и способ, которым электрические рыбы обнаружи­вают добычу, основаны на процессах, о которых мы ни­чего не знали, и которые, следовательно, были в этом смысле «внечувственными» всего 25 лет назад»51.

Кроме того, что животные демонстрируют способ­ность воспринимать информацию в ином по отношению к возможностям человека диапазоне или с иной интен­сивностью (например, нюх собаки намного тоньше наше­го обоняния, а зрение орла острее, чем наше), интересно еще и другое: в животном мире мы встречаемся с форма­ми восприятия и органами чувств, вообще нетипичными для человека (или, по крайней мере, такими, относитель­но которых не известно, что они присущи и человеку).

Итак, можно сказать следующее: то, что у современ­ного человека установлены и изучены традиционные органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), — еще не основание для того, чтобы считать, что другими каналами поступления информации он не располагает. Животный мир демонстрирует гигантское разнообразие неизвестных нам ранее форм восприятия и ощущения. И даже если многие из них не представлены у человека, в принципе они возможны. И то, что современная наука пока не понимает, как они организованы и функциони­руют, вовсе не порочит их и не служит основанием для их отвержения.

Я не буду гадать, какие именно каналы поступления информации функционировали на ранних стадиях фи­логенеза. Важно, что они, вероятнее всего, существова­ли и обеспечивали особый тип мироощущения и миро­восприятия. Чтобы как-то говорить о них, я назову их, условно, кожным чувством. Почему именно так? Во-пер­вых, на мой взгляд, это реликтовое ощущение-чувство­вание было слабо дифференцированным, обеспечивая мгновенную и целостную реакцию организма на изме­нение значимых для выживания параметров среды. А ко­жа — это как раз та структура, которая находится на гра­нице соприкосновения человека с миром (вспомним, что уже у животных известны такие формы ощущений, кото­рые иначе, чем «чувствование всем телом» не назовешь — например, нильский гимнарх). Во-вторых, в языке до сих пор сохранились многочисленные выражения, в которых отражена особая роль кожного ощущения (причем не в плане осязания, а как некой слитой комплексной харак­теристики): «всем телом почувствовать», «кожей ощутить опасность», «затылком (спиной) почувствовать чей-то пристальный взгляд» и др. И поскольку человек очень буквален и точен в выражении своих ощущений52 (хотя внешне мы воспринимаем многое как иносказание), по­стольку, вполне возможно, за этими метафорами стоит нечто вполне реальное.

Почему происходит разрыв человека и мира?

В процессе их раннеэволюционного гармоничного взаимодействия человеку весьма комфортно53 и, скорее всего, преднамеренно он ничего и не стал бы менять. Но все происходит независимо от его воли и желания: про­сто поначалу дремлющий разум все время копит инфор­мацию и впечатления. В какой-то момент количество накопленного опыта переходит в качество новых возмож­ностей, мозг просыпается и берет управление всем на себя. Такая возможность уже подготовлена предыдущим развитием человека: через нервную систему мозг инфор­мирован обо всех процессах в организме, связан со все­ми структурами.

Функция самосознания-самоконтроля автоматичес­ки разрушает целостность чувствования-вживания54. Поэтому, как только рождается самосознание, неотде­лимое от самоконтроля, разрушается прежний способ взаимодействия с миром. Рождение одного равносиль­но уничтожению другого. Или: рождение одного и есть уничтожение другого. Это взаимоисключающие режимы функционирования.

Однако «уничтожение» не значит, что утрачивается способность к реликтовому взаимодействию с миром. Это означает лишь, что разрушается прежний способ суще­ствования в мире, бытия в мире. И ему на смену прихо­дит другой, тот, с которым мы имеем дело сегодня.

Итак, возникновение самосознания-самоконтро­ля — вот ключевое событие, переводящее стрелку эволю­ции на новый путь. Но как и почему появляется новая для человека способность? Чтобы ответить на этот воп­рос, мы должны сначала попытаться понять природу человеческого сознания, от каких взаимодействий оно производно, на каком этапе возникает и какими есте­ственными причинами обусловлено его формирование?

2.2.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Эволюция и сознание (когнитив­но-символический анализ). 2001

Еще по теме Реликтовое мироощущение:

  1. 2.1. Реликтовое мироощущение
  2. Реликтовые общества
  3. Эмпатия как основа реликтового мировосприятия
  4. РЕЛИКТОВОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ: СИСТЕМА KAK ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ C МИРОМ
  5. ОГЛАВЛЕНИЕ
  6. О ДУХОВНЫХ ОСНОВАХ СОЛИДАРИЗМА
  7. Relic: каким оно должнобыть, чтобы последующее развитие ментальности на его основе стало возможно?
  8. Развитие ландшафтов
  9. Материал для самостоятельной работы 5.1. Возраст ландшафта*
  10. 2.3. Мифологизация. Мифотворчество в имиджелогии.
  11. Картина мира
  12. Религиозная дискриминация
  13. 5.6. Развитие ландшафта
  14. 37 СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ