<<
>>

сим Джонс считал себя богом, и он был не одинок.

В 1978 году он увел своих последователей из Народного храма в Сан-Франциско в отдаленную часть Гайаны, в небольшой поселок, которому они дали имя Джонстаун. Здесь они готовили себя к «великому дню», который, как они знали, наступит в ближай­шем будущем.

Смерть не будет смертью; скорее она освободит их от страданий всего лишь человеческой жизни, поднимет их на более высокий духовный уровень и спасет их от гнева, кото­рый Бог собирался излить на мир. Решающий момент наступил в ноябре, когда американский сенатор и корреспонденты СМИ прибыли с ознакомительной миссией. После заманивания в за­саду посетителей и убийства стольких из них, сколько было воз­можно, Джонс и его последователи сказали прощай миру сему и выпили пунш с цианидом, совершая, вероятно, самое боль­шое массовое самоубийство в истории. Когда все было закон­чено, более девятисот из них были мертвы.

Пятнадцать лет спустя вблизи Уэйко, в штате Техас, столь же харизматическая фигура, известная как Дэвид Кореш, со­брала своих последователей в месте, которое они назвали «гора Кармэль», — ожидать прибытия антихриста и битвы Армагед­дона.

Он родился как Верной Хауэлл и был известен как плот­ник. Теперь он был духовно перерожден в апокалиптического

История будущего

41

Ангела, приход которого был предсказан в Откровении Иоан­на. Кореш и его последователи назвали себя «Ветвью Давидо­вой», вооружились до зубов, запаслись продовольствием и при­готовились к «последнему дню». В конце февраля 1993 года явились силы антихриста в виде Бюро США по алкоголю, та­баку и огнестрельному оружию, агенты которого предприня­ли рейд на сообщество. В течение последующего пятидесяти одного дня длилась все более напряженная ничья, которая за­кончилась при сомнительных и спорных обстоятельствах по­жаром, погубившим семьдесят четыре человека.

С тех пор многие другие апокалиптические религиозные культы вспыхивали на момент перед общественным сознани­ем, прежде чем угаснуть в оргиях насилия. Был среди них «Ор­ден солнечного храма» в Швейцарии и Квебеке, с его в основ­ном относящимися к среднему классу членами, которые, решив, что приблизилась «Новая эра», вонзили кол в сердце шести­месячного мальчика в уверенности, что он был антихристом, и уничтожили себя все вместе в 1994 году. Были члены секты «Небесные врата», которые связывали апокалипсис с появле­нием кометы Хейла—Боппа и считали, что космический ко­рабль, странствующий в ее хвосте, спасет преданных. Тридцать девять из них совершили самоубийство в 1997 году. Среди дру­гих недавних культов — «Аум Синрикё» Сёко Асахары, кото­рый объединил ожидание конца света и Страшного суда с хи­мическим терроризмом, когда члены секты распылили газ за­рин в токийском метро, и «Обеспокоенные хрисгиане» Кима Миллера, которые надеялись вызвать Армагеддон в Иерусали­ме и повторный исход после Второго пришествия.

Эти культы, казалось, появлялись как бы ниоткуда со сво­ими авторитарными, изголодавшимися по власти и эксцент­ричными лидерами, которые утверждали, что действовали по божественному вдохновению или сами стали божествами, и своими введенными в заблуждение или прошедшими промыв­ку мозгов последователями, которые отчаянно искали какого-либо смысла в материалистическом, бессмысленном и страда­ющем от одиночества мире конца XX века. Фактически такие культы — последние выражения апокалиптической традиции,

42

Дэвид А. Уилсон

чьи истоки восходят к средневековью и времени после него. Те же паттерны, с харизматическими лидерами и фанатическими последователями, готовящимися к апокалипсису, в истории неоднократно повторялись.

Это почти похоже на многократный просмотр одной и той же пьесы, где от поколения к поколению ничто не меняется, меняются лишь актеры. Почти, но не совсем. С изменением контекста меняется и сценарий. Современные культы, напри­мер, использовали методы вербовки, изоляции, лишения сна и идеологической обработки, которые были намного более изощренными, чем таковые у их предшественников. И како­выми трагичными бы они ни были, деятельность этих культов фактически была значительно менее разрушительной, чем у их предшественников. Кроме некоторых деталей, недавнее наси­лие было направлено больше вовнутрь, чем вовне. Массовое самоубийство вырисовывалось больше, чем массовое убийство, по крайней мере — пока.

Эта глава рассматривает средневековые и ранне-модерни­стские корни этой живучей апокалиптической традиции. Все же предупреждаем, большая часть дальнейшего — довольно мрачный материал.

<< | >>
Источник: Уилсон, Д.. История будущего. 2007

Еще по теме сим Джонс считал себя богом, и он был не одинок.:

  1. Фиона Джонс и Гейл Кинмэн (Fiona Jones and Gail Kinman)
  2. «Сыновья Ноя, вышедшие из Ковчега, были: Сим, Хам и Иафет
  3. сознание как когнитивная способ­ность (гоминид) возникает и существует вне и незави­симо от нашего сознательного контроля.
  4. Усиливающееся общение с Богом
  5. 6. Парадоксальность жизни как бытия «я-с-Богом»
  6. § 5. Смерть как начало исповеди перед богом
  7. Бразэрс не только разговаривал с Богом, но и проявил зна­чительное влияние на Него.
  8. Глава 37 СДЕЛАНО… КАКИМ‑ТО БОГОМ?
  9. Нил Дональд Вальш — РАЗГОВОР С БОГОМ [40][8]
  10. Познание как онтологический процесс соединения человека с Богом
  11. Учение Мухаммеда провозглашало Аллаха единственным богом
  12. Настоящая религия представляет собой живой духовный союз человека с Богом
  13. Альфонс Мудрый признавал сон естественной потреб­ностью, дарованной Богом человеку