<<
>>

Системно-философские построения А.И.Субетто.

Концепция А.И.Субетто изначально разрабатывалась как общая теория преемственности в развитии систем [331; 332]. Дальнейшие исследования привели автора к еще более широким, по сути, системно-философским построениям преимущественно онтологического плана [332, с.81-127, 162-172 и др.].

В результате построен авторский вариант философской системы, описывающий онтологию Мира в виде взаимодополняющих всеобщих знаний о Мире-Системе, представленных как пяти-членная система онтологий («пентада онтологий»), включающая в себя: 1) системную, 2) таксономическую, 3) циклическую, 4) квалитативную и 5) креативную онтологии [331, с.0]. Поясним, что последние два блока представляют собой онтологию качества – все более усложняющегося Мира, а также онтологию творчества – как специфического неотъемлемого свойства Мира. По мнению автора, базовым принципом онтологии Мира является принцип системно-классификационного дополнения. В соответствии с ним, системность и классифицированность (отраженная в таксономии и т.п.
эволюционных построениях) Мира предстают как два его сопряженных фундаментальных свойства. При этом системность принимается не

в виде застывшей сложнейшей схемы Мира, а в качестве динамичного, постоянно изменяющегося образования. А любая открытая активная система Мира выступает как классифицирующая в результате того, что постоянно перерабатывает «вход» и «выход» и упорядочивает окружающее разнообразие. Таким образом, любой класс, таксон в этом смысле всегда является активной самопреобразующейся и преобразующей системой. Таксоны и таксономическая онтология, следовательно, представляют «застывший образ» системогенетики, ранее происшедших процессов системных изменений в природе и обществе.

Циклическая онтология по существу отражает всеобщую динамику Мира в виде самодвижения – мировых круговоротов, представленных бесконечным множеством разнообразных циклических изменений в субстанции.

Кроме того, автором вводится понятие циклически-волновых преобразований в Мире. При этом обратим внимание, что в данной системе концептуально связываются сущностно взаимодействующие понятия и реальности – цикла и волны, которые в системах научного знания чаще описываются как самостоятельные сущности. Например, в физико-техническом экспериментальном и формализованном знании традиционно применяются понятия волны, а также кванта, как определенной волновой дискретности в представлениях корпускулярно-волнового дуализма. С другой стороны, в содержательных областях знания – в биологии, геологии, социологии и т.п., широко применяется понятие цикла изменения отдельной системы, поскольку в данных науках система – частица – квант (как разные выражения одной сущности – дискретного образования) могут быть глубоко исследованы «изнутри», с описанием их внутренних механизмов самопреобразования. Таким образом считаем, что содержательное знание раскрывает внутреннюю природу и динамику кванта, а формализованное и физическое знание отражает квант, развернутый во времени, в виде волны, в целом же описываются разные стороны одной и той же сущности. А понятия цикла преобразования и волны преобразования сущностно связаны со всеобщим понятием самодвижения как Мирового круговорота субстанции, проявляющегося в отдельных предметах и процессах Мира.

Заслуга системно-философских построений А.И.Субетто заключается в раскрытии нового пути плодотворного научно-философского синтеза формализованных и содержательных знаний, в частности, казалось бы несопоставимых графических схем «физического» и «биологического» характера, научного графика и научного рисунка-схемы объекта. Автор отмечает: «Циклическая онтология определяет всеобщую организацию мира как циклическую, волновую организацию. Она определяет циклически-волновой характер свойств системности, классифицированности, квалитативности и креативности мира. Любая система, таксон предстают как «застывшие волны», которые при переходе к категории развития эволюции предстают моментами спирально-циклической эволюции.

Цикл качества волна или цикл онтологического творчества – другие «образы» цикличности (или самодвижения – Е.У.) как свойства мира, раскрываемые в квалитативной и креативной онтологиях мира. Такое «объемно-структурированное» видение онтологии мира служит основани-

ем направлений интерпретаций законов системогенетики, их фундаментального, онтологического характера» [там же, с.9-10].

Такие вводимые автором понятия, как «система-цикл», «класс-цикл», или «таксон-цикл» позволяют, по его мнению, понять циклическую (волновую) природу любых сущностей мира, включая и сущности «идеального мира». На этой основе предлагается видение Мира как эволюционных изменений (в широкой трактовке понятия) двух взаимосвязанных типов: прогрессивного (в сторону роста негэнтропии) и регрессивного (в сторону роста энтропии). В свою очередь, каждый тип преобразований осуществляется не прямолинейно, а спиралеобразно. Тогда графически самопреобразование Мира может быть представлено в виде сходящихся и расходящихся конусов спиралей, переходящих один - в другой и обратно [там же, с.10-16]. «Цикл есть «естественный масштаб» времени. Возникает категория системного времени, сопряженная с цикличностью. Здесь время есть онгтологический измеритель изменчивости Мира. Рост сложности систем сопровождается увеличением темпов сменяемости их поколений. Наоборот, регрессивная эволюция разворачивается в форме расходящейся спирали, демонстрируя замедление преобразований на фоне падения сложности систем [там же, с.11].

Из совокупности представленных онтологий автор выводит главные законы системогенетики, к которым относит: 1) закон фрактальности системного времени; 2) закон системного наследования; 3) закон инвариантности и цикличности развития; 4) закон системного времени и гетерохронии; 5) закон дуальности («внутреннего и внешнего» - Е.У.) управления и организации систем. В креативной и квалитативной онтологиях Вселенной, в направлении ее прогрессивной эволюции, выделяются Большие Взрывы, понимаемые как Взрывы Творчества и роста качественного многообразия усложняющихся систем: Большой Космологический Врыв; Большой Биологический Взрыв; Большой Социальный Взрыв; Большой Ноосферный Взрыв и другие взаимосвязанные волны усложнения, разнообразия и взаимодействия (кооперации) Мира [там же, с.43-53]. Далее система разворачивается дедуктивным путем от всеобщего к общему, особенному и единичному, от природного к социальному, от психического к духовному, и напротив, от духовного к телесному, к физической природе.

В целом можно сказать, что данные системно-философские построения А.И.Субетто базируются на творческом осмыслении системно-прикладных, технико-технологических и социально-организационных системных идей, на взаимодействии формализованного и содержательного подходов и на культурно-исторических традициях русской философии.

<< | >>
Источник: Ушакова Е.В.. Системная философия и системно-философская научная картины мира на рубеже третьего тысячелетия. Часть 1.. 1998

Еще по теме Системно-философские построения А.И.Субетто.:

  1. 3.1. Общие подходы к построению категориального аппарата системно-философской НКМ
  2. Ушакова Е.В.. Системная философия и системно-философская научная картины мира на рубеже третьего тысячелетия.1998, 1998
  3. Часть первая ГНОСЕЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ И СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  4. Глава 7 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ И СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА В НОВЕЙШЕЙ НКМ
  5. Ушакова К.В.. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия.1998, 1998
  6. 2.3. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. Вариант построения системной философии Ю.А.Урманцева.
  8. 3. Системно-философская НКМ.
  9. Системно-философские идеи В.Н.Сагатовского.
  10. Системно-философские позиции П.В.Алексеева и А.В.Панина.
  11. 4.6.1. Системный анализ и синтез конструктивно-графических взаимосвязей в построении античной головы человека
  12. Глава 3. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СИСТЕМНО- ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  13. Глава 5 ПРЕДМЕТЫ МИРА В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  14. 3.4. ГРУППЫ ПОНЯТИЙ ДЛЯ ОПИСАНИЯ КОСМОСА, БИОТЫ И СОЦИУМА В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ