<<
>>

ГЛАВА 4. СИСТЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Вся информация, фиксируемая разными репрезентативны­ми системами, создает своего рода банк данных, которым человек оперирует и во сне, и наяву. При этом можно сказать, что вариан­ты выходов, а также перспективы последующего развертывания ситуаций, аккумулированные в каждой системе репрезентации, различаются.

Ведь недаром основоположники НЛП Дж.Гриндер и Р.Бендлер говорили о том, что важно научить клиента исполь­зовать все репрезентативные системы («Я вижу», «Я слышу», «Я осязаю», «Я обоняю»). В противном случае большой объем ин­формации, касающейся возможных вариантов решения ситуаций, просто не удается актуализировать[83] .

То, какой канал кодирует информацию, существенно, так как его особенности определяют не только форму представ­ления воспринятого, но и то, что именно из общего объема поступающей информации будет воспринято; параметры ре­презентативной системы влияют на то, какая информация из окружающего (из мира и внешнего, и внутреннего) будет вос­принята — в буквальном смысле, а не только в плане того, как она будет кодирована.

И дело здесь вот в чем: всякая система распознаёт в окружающем только то, что соответствует ее внутренней природе, что резонансно посылаемым ею в мир сигналам. Поэтому в одной и той же поступающей информации различ­ные распознающие системы воспримут разное, а именно то, что отвечает их собственной природе. Соответственно люди, у кото­рых ведущей оказывается та или иная репрезентативная система, даже при поступлении объективно одинаковой информации, будут в ней распознавать (выделять) различные аспекты, по- разному кодировать их и по-разному размещать в ассоциативных сетях (отсюда эмпирические наблюдения: «Сколько людей, столько мнений», «Правда у каждого своя»). И для них, для их индивидуальной реальности, формирующейся с опорой на такую версию происходящего, их персональная картина мира будет абсолютно верной.

Действуя с опорой на нее, они будут вполне адаптированы к миру: ведь данный аспект действительно в нём присутствует. Просто у каждого будет своя индивидуальная реальность, и приспособлены они будут к своей индивидуальной реальности, т.е. к так видимому миру консенсуса.

Итак, поступающая информация фиксируется многослойно различными репрезентативными системами с использованием свойственных им специфических кодов. В результате события, которые наше «я» уровня целого воспринимает как однознач­ные, на самом деле, если смотреть на них глазами, допустим, субсистем, — могут оказаться чем-то совсем иным. Так и по­лучается, что аудио-, визуальный, обонятельный, осязатель­ный, кинестетический ряд — для человека уровня отдельных систем — это разные события, допускающие разные варианты выходов и решений.

Поэтому можно сказать, что то, что поступающая инфор­мация трактуется нашим «я» уровня целого как однозначная, является результатом следующих этапов её переработки:

1. Она кодируется репрезентативными системами разных модальностей.

2. Некоторые из таких репрезентативных систем полностью или, в значительной степени, игнорируются нашим «я» уровня целого.

3. Оставшаяся информация приводится в соответствие с су­ществующими на уровне сознания стереотипами, установками, разного рода устоявшимися представлениями.

Кстати, некоторые каналы поступления информации на­столько сильно игнорируются нашим «я», что отвергается, не осознаётся не только поступающая по ним информация, но и само их существование. Т.е. в случае общепризнанных каналов человек может просто не считать приоритетной информацию, поступающую от некоторых из них (обоняние, осязание, кине­стетический). В случае же так называемого «шестого» чувства мы даже отрицаем наличие самого этого канала, а не только ин­формации, поступившей по нему. А ведь она разворачивает свою сеть возможностей и выходов. Мы же их не только не видим, но и не хотим видеть[84] .

Но в таком случае мы можем считать, что и мысль — всего лишь ещё одна система репрезентации поступившей информа­ции, как и пишут буддисты (они называют ум шестым чувством.

В нашей же традиции это выражение закрепилось как раз за противоположным по многим параметрам каналом поступления информации — каналом непосредственного интуитивного усмо­трения). Т.е. для них это — не интегральная способность, как для европейской традиции, а просто ещё одно чувство, ещё одна си­стема репрезентации информации, равноуровневая остальным пяти. Не исключено, что именно такое представление верно. Просто для нас эта система стала настолько доминирующей, универсально используемой, что её приняли за интегральную, объединяющую все другие. Возможно, что она не объединяет, а просто выражает поступающую информацию, кодируемую и остальными системами, но на своём специфическом языке и в той форме, которая органична для неё.

Иными словами, мы считаем систему мысли универ­сальным выразительным средством, хотя и сознаём ограни­ченность её возможностей, признавая, что не всякий опыт выразим в языке мысли. (Последнее, в частности, кристаллизу­ется в идее бессознательного.) Тем не менее мы рассматриваем ее как интегральную, своего рода метауровневую по отношению ко всем прочим. Однако, возможно, что она — того же порядка, что и прочие репрезентативные системы. Просто в силу осо­бенностей эволюции нашей культуры она оказалась самым упо- требимым, фактически выделенным средством. И уже вслед за этим стала восприниматься как метауровневая, инопорядковая, и потому совершенно справедливо, обоснованно предпочитаемая человеком.

На самом же деле она всего лишь одна из многих, которая дает свою картину репрезентации происходящего (как и все прочие) и свои расклады выходов (как и все прочие). И раскла-

~\ KJ KJ

ды систем, которые не представимы в ней — по самой логике вещей, — в ней не фигурируют.

Приведу пример. Пусть у нас есть человек, потерявший обоняние в результате хронического заболевания носа. И вот он оказывается свидетелем некой непонятной для него ситуации, когда один человек лежит, а другой наклонился над ним и чем-то трясет перед его лицом. Тот, кто утратил обоняние, не будет иметь непосредственной информации о том, что происходит, потому что он не ощущает запаха нашатыря. Конечно, по косвенным при­знакам (закрытые глаза одного, озабоченное лицо другого и т.п.) он может догадаться — в результате размышлений и реконструк­ций — что другого приводят в чувство. Но ведь эта информация содержится непосредственно в системе обонятельного ряда, к которому он — в силу особенностей личностной истории — не восприимчив.

Плохослышащие и слабовидящие люди постоянно раз­гадывают ребусы, которые большинству незнакомы, именно потому, что очень широко задействованные в культуре совре­менного человека каналы репрезентации информации у них не функционируют в полной мере. Для таких людей выделенным каналом окажется какой-то другой: допустим, для слабовидя­щих — осязание и слух, для слепо-глухонемых — осязание.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа сновидений (эпистемоло­гический анализ). 2005

Еще по теме ГЛАВА 4. СИСТЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ:

  1. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
  2. 1.2. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
  3. Итак, язык символов — результат репрезентации че­ловеком
  4. 11.3. Кодирование сигнала
  5. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ
  6. Информация в системах банковского менеджмента
  7. 3.1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ИНФОРМАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ
  8. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЕ
  9. 6. Средства массовой информации в системе профилактики правонарушений
  10. 22.4. Количество информации при приёме дискретных сигналов радиотехнической системы связи
  11. Для обозначения информации, доступ к которой ограничен, широко используется термин «конфиденциальная информация».
  12. Раскрытие информации акционерными обществами и владельцами ценных бумаг (комментарий по системе нормативных актов)
  13. Виды информации согласно ст. 18 Закона Украины «Об информации»
  14. Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну. Инсайдерская информация
  15. В информационном обществе правовое регулирование информации необходимо. Наполнение термина «информация» в современной науке самое различное.
  16. 1.3. Понятия «документ» и «документальная информация». Классификация информации
  17. Поступая, информация сразу параллельно кодируется всеми системами с использованием всех средств, которыми организм располагает.
  18. Глава 9 Корпоративная информация
  19. Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации Комментарий к статье 15.12
  20. Глава 3. Виртуальная реальность в «век информации»