§ 3. Смерть как главное зло человечества
Особое место в русской танатологической традиции занимает концепция Н.Ф. Федорова. Его космизм, его первые в России мысли о ноосфере, о вынесении проблем человечества во Вселенную и решении глобальных проблем человечества с привлечением ресурсов Вселенной были новы для своего времени.
Он явился пионером в философии русского космизма.Федоров в 90 годах ХІХ века начинает напряженно работать над своим 3-х томником "Философия общего дела", но смерть в 1903 году прервала его работу (255. 10). Не имея общей картины его взглядов, некоторые его почитатели приписывают ему подчас несвойственные ему взгляды на смерть и бессмертие, на будущее человечества. На самом же деле, по Федорову, смерть - это самый главный враг людей. "Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть, и чем должен быть. .. Вообще смерть есть следствие зависимости от слепой силы природы, извне и внутри нас действующей и нами не управляемой".
По Федорову, смерть должна быть управляема разумом. И природа казнит людей смертью за невежество. Человечеству надо это осознать. И когда это произойдет, прекратятся все войны (289. 350-351, 365).И если физиолог Мечников говорил, что смерть - это естественное состояние биологического существа, то Федоров, как гуманист, утверждает, что человек как сознательное существо не может и не должен спокойно принять факт своего уничтожения. Зло природы, что нас "съедает", есть лишь недостаток природы, а не непреодолимая вещь, не первооснова бытия. Чтобы преодолеть это зло, надо изменить вселенную, надо прекратить её хаотическую
работу, т. е. надо нам стать в каком-то смысле работниками Вселенной.
Человек смертен, он сын Земли. Всем на этой Земле не хватает жизни.
Одно поколение вытесняет другое. Это оттого, что люди неродственны, а это, в свою очередь, следствие того, что над всеми нами висит дамоклов меч смерти (289. 66-67). Неродство надо лечить только трудом человечества. Не- родство к нам природы можно преодолеть трудом ученых. Люди должны прийти к Братству, познав себя, других, мир, выполненяя задачи регуляции и воскрешения.Человек, по Федорову, рождается дважды: как природное существо и как сам собой. Человек - единственное существо, чувствующее свою смертность, и это есть его родовая характеристика. Мы все при виде смерти родных естественным образом выражаем скорбь и хотели бы их вернуть к жизни. Для возрождения людей нам надо вывести человека на более высокий уровень, должен появиться (отнюдь не ницшеанский!) высший человек, т.е. космический работник. Его появление неотвратимо, ибо запасы Земли невечны, да и по теории эволюции человек - не венец природы, и что, хотя он и деятельное существо, но далеко не защищенное. По Федорову, в "общие дела" человечества входят: регуляция природы и погоды Земли, управление движением всего Земного шара, поиски новых видов энергии (289. 356, 360, 423). Безнравственным будет, если человечество будет бездействовать и сложа руки ожидать свою участь после истощения ресурсов Земли и Солнца. Отказавшись от нравственности, т.е. от необходимости движения вперед в космосе, человек откажется и от самого себя, от морали, говорит Федоров. Человек на будущем своем высшем уровне развития будет частью вселенских процессов, станет сам создавать свои органы, обновлять свои ткани, т.е. станет самосозидающим существом, которое сможет преодолевать пространство и время, значит, и смерть. Но человек нравственно останется таким же человеком, а не станет суперсуществом. Он будет как человек "больше самим собою", и все то, что человек будет проектировать, ему будет удаваться, "крылья души сделаются тогда телесными крыльями" (289. 405). Вместо бездушного чиновничьего мира, по Федорову, в будущем обществе отношения между людьми будут взаимно открытыми и прозрачными, и будет царить психократия, т.е.
власть души, чувств и разума, а не внешнего принудительного давления закона (289. 385).Ожидая от науки в будущем больших успехов, Федоров предполагает, что настанет день, когда станет возможным возрождение всех умерших. Если христианство полагает, что будут воскрешены лишь избранные, спасенные, а остальные останутся вечно проклятыми, т.е. останутся во мгле смерти, то для Федорова неприемлем такой подход. Он считал, что такое избранное воскресение было бы "воскресеньем гнева" (255. 33). И такое воскресение станет, по Федорову, всеобщим наказанием. Он считает, что воскресение должно быть всеобщим. Как ни утопичен взгляд мыслителя на будущее, но в нем заложена самобытная идея: человек тогда станет вечным, когда он станет причиной самого себя, когда он заменит последовательный способ существования на одновременный.
Воскресив силою науки и морали, т.е. через разум и сердце, всех своих предков, человечество станет более нравственным, полагает Федоров. Это воскресение можно сделать собирая рассеянные частицы праха умерших и складывая их в тела, а так же взаимопорождением духа родства по системе: сын A отца, отец A деда, дед A прадеда, и это надо делать, идя так до первоотца и первочеловека. И идея возрождения возможна, если есть еще информация сына об отце и т.д., т.е. если говорить современным языком, если есть, если сохранились ткани, где есть генетический код предков. И весь его грандиозный утопический замысел возможен, если мы возродим любовь сыновей к отцам, к родителям, пробудим чувство родственности, поддержав религию культа предков (255. 38, 39). Ключом (приданием нравственного смысла) к решению вопроса о всеобщем возрождении является религиозная связь между людьми, живая религия.
Таким образом, для Федорова, априори "невоскресение невозможно; невозможно неупразднение смерти" (288. 51), (254. 107-113). Несмотря на утопизм многих моментов в философии Федорова, в нем мы обнаружим веру в торжество разума, что характерно для классической философии.
Абстрагируясь от "измов" своего времени, от российской действительности, он ищет решение глобальных проблем человечества в ноосфере, где ритм сердца человека будет биться в одном едином ритме со Вселенной, где сердце человека будет вчувствованным (симпатизирующим) Вселенной. Обладая Вселенскими колоссальными знаниями, человек приостановит смерть, возродит умерших и тем самым полностью возродит мораль, прекратит "поедание" поколения поколением. Такова концепция возрождения человека Н.Ф. Федорова. Это есть концепция первого теоретика ноосферы, космиста, гуманиста, а также утописта-космополита, мыслившего категориями и образами Работника Вселенной.Мысли Н.Ф. Федорова никогда не оценивались однозначно. Сергей Булгаков в своей "Социологии смерти" называл их ложными и чудовищными. А в наше время с резкой критикой их выступили в 1982 году в 12 номере "Вопросы философии". Но, по нашему мнению, не надо ни апологетизиро- вать и ни умалять достоинства самобытной философии Федорова. Она есть особое явление в русской философии, и нам никуда от нее не деться как от объективной духовной реальности.
Еще по теме § 3. Смерть как главное зло человечества:
- Для Церкви грех - это зло, разрушающее целостность человеческой личности, а для светского государства главное - забота о внешнем благополучии общества
- Зло как побочный продукт индивидуации
- Материя и зло: Прокл как критик Плотина
- [Зло чистое и зло смешанное\
- Как зарождалась экономическая мысль человечества?
- Смерть как Абсолют
- Мудрость как целостная истина и главная цель познания
- 2.1. Смерть как Абсолют
- 1. США как главный военно-политический союзник Японии в АТР.
- США как главный военно-политический союзник Японии в АТР
- § 1. Смерть как уход в инобытие
- Как известно, толкование снов занимало умы человечества и волновало чувства давно
- § 3. Смерть как часть этикета
- § 2. Смерть как проявление природного в человеке