<<
>>

§ 1. Содержание естественнонаучного понятия и философской категории времени

Прежде чем рассмотреть содержание естественнонаучного понятия и философской категории времени, уточним ряд временных понятий.

Начиная с Парменида и Аристотеля, широкое распространение имеет мнение, что настоящее время - это отделяющее прошлое от будущего бездлительное мгновение.

Представление о бездлительности настоящего времени заставляло многих мыслителей отказывать материальному миру в истинном бытии. В действительности же любое материальное тело, любой материальный процесс, пока они существуют, - они существуют в настоящем времени. И хотя наполняющие материальный мир конкретные материальные объекты бренны и не могут существовать бесконечно долго, они не приходят в настоящее время “ из будущего” и не удаляются “ в прошлое” , а возникают и перестают существовать в результате происходящего в настоящем времени движения материи. “ Из будущего возникают” и “ в прошлое уходят” не объекты и процессы материального мира, а лишь их состояния.

Понятие “состояние” можно определить как качественную и количественную определенность бытия материальных объектов и процессов.

В силу иерархической многоуровневости материального мира и многокачественности материальных объектов каждый объект характеризуется системой состояний, обладающих разной степенью устойчивости.

Наиболее устойчивым является состояние, связанное с качественной определенностью объекта. Смена этого состояния означает потерю объектом своей качественной определенности и прекращение существования. Но и в этом случае сам объект не уходит в прошлое. Он остается в непосредственно текущем настоящем времени, но остается в виде останков, продуктов разрушения.

Именно смена состояний объектов и процессов материального мира и есть течение времени. Можно сказать, что “ возникают из будущего” и “ уходят в прошлое” различные состояния объектов и процессов материального мира, тогда как сам материальный мир находится в вечно длящемся настоящем времени.

Это объективно реальное бытие, наличное пребывание, актуальное существование материального мира, его объектов, процессов и событий и есть дление. Длиться - значит быть в наличии, актуально существовать.

Поскольку “ из будущего возникают” и “ в прошлое уходят” не сами материальные объекты, а лишь их состояния, то в объективно реальном материальном мире нет никакого прошедшего и будущего времени, а есть только непрерывно длящееся настоящее время. Для того чтобы представлять себе прошедшее и будущее время, необходимо обладать памятью и воображением.

Прошедшее время - это отражение в нашем сознании цепочки тех объективно существовавших и сменивших друг друга событий и состояний материальных объектов, которые в реальной действительности уже перестали существовать, но их информационные образы либо сохранились в нашей памяти, либо формируются в нашем сознании благодаря полученной об этих событиях информации. Объективность прошедшего времени означает, таким образом, не актуальное существование в реальной действительности прошедших событий и состояний материальных объектов и процессов, а только то, что они действительно когда-то “ в прошлом” актуально существовали в настоящем времени.

Будущее время - это существующая в нашем сознании цепочка образов тех еще не наступивших событий и состояний материальных объектов и процессов, которые, сменяя друг друга, могут (или должны) реализоваться “в будущем” как явления настоящего времени. Основой формирования в нашем сознании подобной абстракции является то обстоятельство, что протекающие в настоящем времени материальные процессы и изменения состояний материальных объектов подчиняются объективным законам, зная которые, можно предвидеть будущие события материального мира. Объективность будущего времени - это объективность закономерно обусловленного потенциального бытия тех событий и состояний материальных объектов и процессов, которые с определенной степенью вероятности могут наступить и стать актуально существующими событиями и состояниями материального мира.

Актуальное существование, пребывание, или дление материального мира - это процесс непрерывных количественно-качественных изменений наполняющих его материальных объектов, в ходе которого возникают новые и исчезают ранее существовавшие материальные объекты и таким образом происходит постоянное обновление, или непрерывное “ становление” , материального мира. Это и есть его временное бытие.

Итак, реальное существование материальных объектов представляет собой процесс непрерывной смены их состояний. Причем наличным актуальным бытием обладают какие-то конкретные состояния объекта, тогда как другие его состояния, в которых объект уже был или еще только будет, “ находятся” либо “ в прошлом” , и их уже нет, либо “ в будущем” , и их еще нет. С этими сменяющими друг друга состояниями связаны соответствующие моменты времени. Обычно понятие “момент” времени рассматривается как синоним “мгновения”. Однако мы считаем, что понятие “момент” целесообразно связать со сменяющими друг друга состояниями объектов и процессов материального мира, а под “мгновениями” понимать предельно малые (“бездлительные”) интервалы времени. Поскольку состояния объектов и процессов обладают разной степенью устойчивости, то “моменты” времени могут иметь разные величины. Сходство “моментов” времени и “мгновений” заключается в том, что “моменты” времени, как и мгновения, мы рассматриваем независимо от их продолжительности как некоторые единые, целостные и бесструктурные элементы длительности.

Согласно выводам теории относительности, в физическом мире до синхронизации пространственно удаленных друг от друга покоящихся в данной инерциальной системе отсчета “обычных часов” и введения временной метрики невозможно упорядочить отношением “ раньше (позже), чем” события, происходящие в разных точках пространства, и поэтому речь можно вести о длительности бытия только “ точечных” материальных тел.

Учитывая изложенное, мы можем сказать, что длительность - это непрерывное одномерное множество упорядоченных отношением “раньше (позже), чем” мгновений бытия материальных объектов.

<< | >>
Источник: И.А. Хасанов. Время: Природа, равномерность, измерение. 2001

Еще по теме § 1. Содержание естественнонаучного понятия и философской категории времени:

  1. Гл. 3. Время как философская категория и естественнонаучное понятие
  2. Понятия времени и вечности в философском учении Парменида.
  3. Философские категории и философские законы
  4. Гл. 1. Проблема измерения времени в контексте развития представлений о времени в истории философской мысли.
  5. § 2. Понятие и содержание компетенции арбитражного суда Соотношение со смежными категориями
  6. философские категории
  7. Три типа философских категорий
  8. 1.3. Философские категории в юриспруденции
  9. Объективность философских категорий
  10. 1. Философское содержание понятий "интеллектуальные эмоции и чувства"
  11. § 2. Право собственности как юридическая категория 1. Понятие и содержание права собственности
  12. Семинар 4. Онтология. Основные философские категории Цель занятия:
  13. Левин Г. Д.. Философские категории в современном дискурсе., 2007
  14. КОМПЛЕКСНАЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
  15. Семинар 6. Онтология. Основные философские категории.
  16. СИСТЕМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЙ
  17. Сущность государства как философская категория
  18. Философский аспект временных координат обществ данного вида
  19. Ошибки смешения категорий «общее—частное» («род— вид») с категориями «целое—часть» в логических операциях обобщения и ограничения понятий
  20. Глава VI. Культура как философская категория и объект изучения