Социальная стабильность как цель и инструмент.
3.2.5.
3.2.6. В большинстве антиутопий социальная стабильность обладает безусловным, самодостаточным приматом среди прочих социальных ценностей и этот примат не нуждается в объяснении, доказательстве и пр.
Современное общество также принимает стабильность и - главное! - неконфликтность в качестве одной из основных ценностей. И тут следует правильно расставить акценты. Современное общество все-таки предполагает торжество импульса к развитию. Он не всегда торжествует, и множество конкретных социумов демонстрируют достаточно длительные периоды застоя и стагнации. Однако этот импульс признается, по крайней мере, необходимым в большинстве развитых сообществ планеты. Однако развитие обладает дестабилизирующей функцией и, следовательно, чаще всего должно отрицаться в антиутопиях. Так, в «Утопии-14» Курта Воннегута инженеры - передовой инновационный класс общества утопической Америки - восторгаются тем, что их машины работают на лампах, а не на полупроводниках, открытых на момент художественного «настоящего» уже довольно давно [17]. Отрицается технологическое развитие, как нарушающее социальную стабильность в романе О. Хаксли: «Во всей Ирландии ввели четырехчасовой рабочий день. И что же это дало в итоге? Непорядки и сильно возросшее потребление сомы - и больше ничего. Три с половиной лишних часа досуга не только не стали источником счастья, но даже пришлось людям глушить эту праздность сомой. Наше Бюро изобретений забито предложениями по экономии труда. Тысячами предложений! - Монд широко взмахнул рукой. - Почему же мы не проводим их в жизнь? Да для блага самих же рабочих Нам надо заботиться о стабильности. Мы не хотим перемен. Всякая перемена - угроза для стабильности» [35, с. 686].Даже в идеологический «девиз» всепланетного государства Дивного Нового мира вынесена та же мысль: «”Общность.
Одинаковость. Стабильность” - проскандировал он [Директор Лондонского Инкубатория - примечание мое, И.Т.] девиз планеты. Величественные слова» [35. с. 530]. По уже иным мотивам - как единственная возможность выжить под угрозой все возрастающей численности населения планеты - провозглашается стабильность одной из главных ценностей Союза Англоговорящих стран в «Вожделеющем семени» Э. Берджесса: «Мы заботимся очеловеческой жизни, - произнес доктор Ачесон строго. - Мы заботимся о стабильности. Мы заботимся о том, чтобы на земле не стало слишком тесно. Мы заботимся о том, чтобы вдоволь накормить всех» [11, с. 168].
Одновременно во всех этих романах стабильность понимается как инструмент. При этом этот инструмент неизменно связывается с ограничением не только прогресса как такового, но и с ограничением творческого, научного и пр. потенциалов человека: «Ведь как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок или выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества» [35, с. 528] - говорит Директор Инкубатория, подавая студентам общую идею их будущей работы: «Чтобы дать вам общую идею» - пояснял он цель обхода. Ибо, конечно, общую идею хоть какую-то дать надо - для того, чтобы делали дело с пониманием, - но дать лишь в минимальной дозе, иначе из них не выйдет хороших и счастливых членов общества» [35, с. 527-528]. В романе О. Хаксли это ограничение потенциалов человеческого развития находит свое выражение в биологической «штамповке» людей в инкубаториях по заданным параметрам. Не просто «собиратели марок», а люди, приспособленные только к собиранию марок, или только к работе лифтеров, или только к работе на шахтах, в инкубаториях и пр.
«-А ничто так не снижает умственно-телесный уровень как нехватка кислорода.
- А зачем нужно снижать уровень? - спросил наивный студент.
Длинная пауза.
- Осел! - произнес Директор.
- Как это не сообразить, что эпсилон-зародыша должна быть не только наследственность эпсилона, но и питательная среда эпсилона.Несообразительный студент был готов сквозь землю провалиться от стыда» [35, с. 536].
Из этой посылки о «становом хребте общества» и ограничении потенциалов роста вытекает конечный вывод - возврат к двуединой для романа проблеме счастья и стабильности: «- И в этом, - добавил назидательно Директор, - весь секрет счастья и добродетели: люби то, что тебе предначертано. Все воспитание тела и мозга как раз и имеет целью привить людям любовь к их неизбежной [выделение мое - И.Т.] социальной судьбе» [35, с. 538].
Социальная стабильность определяется не только ограничением потенциалов роста, но и унификацией членов общества. Эта одинаковость подчеркивается наиболее ярко в романе Е. Замятина [24], она отмечается и исследователями жанра антиутопии [1 42, с. 213].
Обратимся к последнему компоненту триады «счастье- стабильность-власть вождя» - фигуре вождя.
3.2.7.
Еще по теме Социальная стабильность как цель и инструмент.:
- 1.1.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально-экономического развития страны
- 7.2. Коллективный договор и социальный кодекс – инструменты управления социальным развитием организации
- Социальные изменения и социальная стабильность
- Тема 4. ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ
- § 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
- Цель программы социально-психологического тренинга и ее задачи
- Цель программы социально-психологического тренинга и ее задачи
- Инвестиционная деятельность направлена на конкретную цель – получение прибыли или иного полезного социального эффекта.
- 2.4. IPO как инструмент привлечения инвестиций
- Чувства как инструменты творческого сознания
- 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
- § 4. Рынок как инструмент балансирования спроса и предложения
- Глава 2. РОСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ КАК ЦЕЛЬ ПРАВА
- Мудрость как целостная истина и главная цель познания
- 3.4. Дмитрук О.В. Опыт создания кластеров как повышения инструмента конкурентоспособности региона
- Модернизация социальной политики как основной механизм реализации приоритетов социального государства
- Организационная культура предприятия как инструмент принятия управленческих решений