<<
>>

1. Социально-исторические условия и идейные корни экзистенциализма.

Упоминание об экзистенциализме /или «философии существования», как он первоначально именовался/ впервые появилась в конце 20-х годов ХХ в. Это идеалистическое течение, поначалу казавшееся представителям тогдашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение.

Философия экзистенциализма возникла в Германии. В условиях, поражения в первой мировой войне: смутное сознание конца исторической эпохи / «закат Европы»/ порождает апокалипсические настроения, общую неуверенность и тревогу. Все это перемещает центр тяжести философских интересов из теории познания и логики научного исследования на проблемы человека, общества, истории.

Основоположники и основные представители экзистенциализма: М.Хайдеггер /1869-1976// и К.Ясперс /1883-1969/ - в Германии /после 1-й мировой войны/, Ж.-П.Саттр, А.Камю и Г.Марсель /1889-1973/ - во Франции /в период 2-й мировой войны/. Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что основа философии экзистенциализма была заложена в России /Л.Шестов, Н.А.Бердяев/ накануне 1-й мировой войны.

Появление в 1927 г. книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время», которая вскоре приобрела мировую известность не только в Германии, но и в других европейских странах, ознаменовало возникновение нового направления в западноевропейской философии. И это несмотря на то, что еще задолго до этого, в 1917 г. французский философ Г.Марсель в статье «Экзистенция и объективность», а в 1919 г. К.Ясперс в книге «Психология мировоззрения» наметили принцип «экзистенциальной философии», принцип философии, исходящей по «субъективности» мыслителя, эмоциональной структуры его сознания.

Идеи основоположников экзистенциализма были подхвачены в Германии значительным числом философов, среди которых стоит отметить О.Ф.Больгова, О.Беккера и др. Экзистенциализм получил распространение в Италии /Э.Кастелли/. В США идеи экзистенциализма популяризируют У.Лоури, У. Баррет, Дж. Эди.

Каковы же идейные корни экзистенциализма?

В мировоззрении экзистенциализма сливаются три философские тенденции: 1/ философско-теологические размышления С.Кьеркегора /1813-1855/; 2/ иррациональная «философия жизни» от Ф.Ницше до В. Дильтея; 3/ феноменология Гуссерля, Шилера. На Ясперса оказал существенное влияние также крупный немецкий социолог М.Вебер.

Нередко экзистенциалисты ссылаются как на своих предшественников и сторонников на религиозно-иррационалистических философов Л.Шестова и Н.Бердяева /Россия/, охотно цитируют Марка Аврелия, Августина и Паскаля, ищут поддержки в художественном творчестве Кафки, Унамуно, Рильке и Достоевского. Сочинение «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» /1931/ и другие работы романтика и мистика. Н.А. Бердяева /1874-1848/ оказали немалое воздействие на развитие религиозного экзистенциализма своей трактовкой экзистенции человека и свободы, иррационализацией истины. Но все же основными являются первые три тенденции.

Кьеркегор фиксировал внимание на неустойчивости человеческого «существования», его обреченности на смерть, выражая ее в понятиях «страх», «сомнения», «трепета» и т.д. Сложная и противоречивая жизнь человека не поддается, считал он, усилиям рассудка осмыслить ее, результатом чего является «бессилие мысли», настоящий «скандал для рассудка», а отсюда переход к мифу. Иными словами, человеческое существование, «экзистенция» неподвластна разуму: в экзистенции мысль находится в чужой среде.

Надо отметить, что принятая экзистенциализмом, эта идея не чужда и «философия жизни». Мы знаем, что последняя также приходит к выводу, что мышление не может постичь неисчерпаемую «жизнь» в ее конкретности.

Здесь ницшеанская критика научного познания совпадает с релятивизмом Дильтея и Зиммеля, а все вместе – с экзистенциалистическим противопоставлением рационального мышления и «экзистенции».

Но наиболее существенным является здесь заимствование экзистенциализмом / в особенности Хайдеггером/ дельтеевского метода «герменевтики». Экзистенциализм воспринял также принижение Ницше мысли, разума как того, что принадлежит не индивидуальному существованию человека, а его общественной, стадной природе, а потому выражает в человеке обобщенное, поверхностное, усредненное и посредственное.

Однако экзистенциализм идет дольше «философии жизни», радикально преобразуя ее теорию познания. Для «философии жизни» мышление есть хотя и глубокое, но все же средство приспособления к жизни.

Так, Ясперс считает, что наука в ХХ веке все больше свидетельствует о том, что все исходные предпосылки научного мышления, все убеждения насчет достоверности научного познания, все «абсолюты» потерпели крушение. Ясперс утверждает, что подобный опыт в науке учил, что имеется возможность совершенно определенного конкретного знания, и в то же время возможно найти в науке то, чего напрасно ожидали от тогдашней философии. Должен был обмануться всякий, кто искал в науке основы своей жизни, своих действий, своего бытия. Все это говорит о том, что наука не имеет ценности для мировоззрения, для разыскания «смысла жизни», руководства к действию. Философия, целью которой должно быть именно выяснение этих сторон человеческой жизни, должна стать принципиально вненаучным рассмотрением человеческого бытия.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 1. Социально-исторические условия и идейные корни экзистенциализма.:

  1. § 1. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права
  2. 7.1. Исторические корни терроризма
  3. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ КОРНИ «ПЛЮРАЛИЗАЦИИ МАРКСИЗМА»
  4. Полн. собр. соч., т. IS, с. SS 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА
  5. Социалистическая мысль России 40-х годов сложна — и по своим социальным корням, и по теоретическим источникам, и по своему идейному содержанию.
  6. § 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  7. Глава 1. Исторические условия возникновения, этапы развития и сквозные идеи российской правовой мысли
  8. Конец истории - рефлексия социально-исторического времени в антиутопиях
  9. 15.2 Основные понятия экзистенциализма
  10. 9.5. Экзистенциализм
  11. § 2. Социально-экономические условия
  12. Социальная структура: элитоцентричность и судьба элиты антиутопии в исторической перспективе.
  13. Экзистенциализм: человек как «проект самого себя»
  14. 15.1 Основные методологические подходы экзистенциализма
  15. 20.5. Социальная политика в России в условиях современной экономики
  16. 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
  17. 3. Проблемы социально-психологической адаптации к условиям жизни на свободе