<<
>>

Сознание и бессознательное в состоянии самообладания

B духовных практиках накоплено множество методов балансирования эмоциональных энергий, многие из кото­рых вошли в арсенал современной психотерапии. Перечислим некоторые из них:

- избегание конфликтных ситуаций (стрессов) и под­держка положительного настроя (главным образом радо­сти);

- неуклонное развитие положительного полюса;

- смещение доминанты, замещение негативной эмоции более сильным чувством, другими словами, тактика вышибания потипу «клин клином»;

- постепенная нейтрализация, сглаживание и изжива­ние крайностей, усмирение эмоциональной невоздержан­ности;

- трансмутация отрицательного полюса энергии эмо­ции в положительный;

- «медиация» - нахождение посредников и выход за пределы конкретной поляризации энергий;

- стойкое самообладание как нейтральное состояние;

- бесстрастие как свободное управление преображен­ными чувствами;

- глубокая нейтрализации в состоянии медитации.

B реализации этих задач существенное значение прида­ется:

- положительному труду (рукоделие, занятия искус­ствами и науками, физическим трудом);

- созданию благотворной среды путем избегания шум­ных компаний, болтливых друзей и пр., выбору лучших возможностей, развития умения нейтрализовать кон­фликты и гармонизировать внешнее окружение;

- роли словесных формул;

- овладению приказами мысле-воли;

- духовным деланиям; концентрации на идеале;

постоянному памятованию духовного учителя, на­ставника, высшей силы.

B качестве пояснения приведем примеры из православ­ной практики. B борьбе со страстями выделяли классиче­скую восьмерицу: «Есть восемь начальственных страстей: три главных: чревоугодие, сребролюбие, тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гор­дость. Так и из противоположных им добродетелей есть три главнейшие: воздержание, нестяжательность и сми­рение, и пять за ними следуюЩих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, - потом весь ряд добродетелей.

Изучить и познать силу, действие и каче­ство, свойственное каждой добродетели и страсти, есть достояние не всякого хотящего, а только того, кто делом все испытал и от Духа Святого дарование получил к рас­познаванию и различению их *[97].

Пути борьбы с восьмью страстями разнообразны: «Ты же, если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воз­держание, имей страх Божий, - и победишь. Если хочешь победить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти и никогда не имей бесед с женщинами, и - победишь. Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие Если хочешь преодолеть без­временную печаль, никогда не печалься о чем-либо вре­менном; но если тебя язвят словом, или беспокоят, или бесчестят, не печалься, а напротив того, радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в сем случае соб­людай меру, чтобы не впасть в отчаяние, и не погибнуть. Если хочешь препобедить уныние, займись, хотя бы нена­долго, каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись. Если хочешь препобедить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседения, пи предпочтения, а напротив того, люби, чтобы порицали и безчестили, взводя на тебя ложь: и укоряй сам себя, что ты грешнее всякого грешника. Если хочешь препобедить гордость, что ни делаешь, не говори, что делается с собст­венными твоими трудами, или собственными твоими силами, но постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или кладешь много поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и не моим старанием»[98]. Страсти преодолеваются посте­пенно, шаг за шагом: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров»[99].

He только чувства по отдельности, но весь комплекс эмоциональных, интеллектуальных и нравственных составляющих, то есть то, что составляет характер чело­века, нуждается в уравновешивании энергий.

Интересные описания биполярного видения качеств характера и свойств личности даются в работе современного практи­ческого психолога Мюриел Брюс Хасбрук «Таро и астро­логия». Тридцать шесть двойных пси-портретов типов личности сделаны на основании многолетних собствен­ных наблюдений и изучения древних астрологических систематизаций. Каждое качество характера рассматри­вается с лицевой стороны как положительное, и с изнан­ки -какотрицательное. «Древниепсихологи, разрабаты­вающие основу формулы, - пишет Хасбрук, - трактовали манию как изнанку качества характера. Таким образом, полная ответственность за выбор и применение в собствен­ной жизни «изнаночных» или достойных качеств харак­тера полностью лежит на нас самих. Оценить качество соб­ственного выбора нам просто никогда не приходит в голову иначе как по полученному результату. Довольно часто получается - мы ошибаемся, хотя большинство из нас верит в то, что все было сделано с наилучшими наме­рениями. Ha самом же деле мы действуем в подобном слу­чае нашей изнаночной стороной*[100].

Данный метод имеет под собой фактические основания, ведь поляризация, противоречия и внутренняя конфликт­ность в человеке обусловлена не только обстоятельствами жизни, но его природой. Уже во младенчестве проявляют­ся врожденные предрасположенности к определенным типам поведения, восприятия и мышления. Совокупность черт характера, привычек и когнитивных характеристик личности оказывают влияния на отношения с другими людьми, на отношения к жизненным проблемам и на их решения, на восприятие себя и самооценку. Это многооб­разие когнитивных и личностных проявлений, опреде­ляющих внутренний мир и внешнее поведение, требует внимательной и упорной работы по его сбалансированно­сти и гармонизации. C когнитивной точки зрения созна­ние человека вынуждено работать с противоречивой информацией в условиях неопределенности, спектра воз­можностей выбора, палитры разноречивых мнений; подсознательный разум зачастую воспринимает противо­речивую информацию по причине относительной само­стоятельности работы сенсорных систем (зрение и осяза­ние). Зачастую трудно дается реализация права выбора, поскольку мешают бесконечные сомнения и трудно спра­виться с природной нерешительностью. Редко встречают­ся внутренне сгармонизированные натуры, которых бы не волновали (а то и не раздирали бы) сомнения, не испыты­вали бы власть эмоций, желаний, навязчивых идей, влия­ний со стороны других людей и манипуляций со стороны СМИ и пр. Опасность фрагментарности сознания и дезин­теграции усиливается в переживаемое сейчас время гло­бализации, усложнения межличностных и социальных коммуникаций, пестроты мировоззренческих, религиоз­ных, социальных ориентаций. Наилучшей защитой от хаоса внешней среды будет подвижная стабильность внут­реннего мира, которая позволит чутко реагировать на изменения и делать сознательно взвешенный выбор.

Достичь стабильности может помочь осознание в себе множественности полярностей, которые взаимодей- ной работой над собой, требующей усиленной сосредото­ченности. Интересная методика работы с эмоциями опи­сана в книге Э. Хейч «Посвящение»[101]. Автор относит эту методику к древнеегипетским инициациям. После физи­ческих упражнений неофиты шли в специальное помеще­ние для тренировки ума и души. Мастер-учитель создавал мысленные картины-иллюзии, которые ученики должны были переживать так, как будто они были реальностью. Гребовалось сосредоточить все свое внимание на эмоцио­нальных состояниях. Интенсивно переживались как положительные, так и отрицательные эмоциональные юстояния, но при этом требовалось учиться у себя, внут­ренний стержень своего «я» отделять от переживания, чтобы сохранять присутствие духа независимо от обстоя гельств и уметь принимать верное решение. Ha следую- іцей ступени неофиты должны были по команде, без мыс- іенных картин испытывать разные эмоциональные 'остояния, переживая их с такой силой, как будто дей- твительно имели для этого причину. «Мы начинали, - нишет автор, - с низшего отрицательного состояния и, івигаясь шаг за шагом, доходили до высшего положи­тельного состояния, например, начинали с глубочайшей /друченности, двигались постепенно к безразличию, а затем через него все выше к радости и через нее к выс­шему состоянию счастья»[102]. B результате опытный неофит мог обращаться с эмоциями, так же как певец со своим голосом, быстро пробегая одну ноту за другой.

Упражнения разрешалось делать только при поддерж­ке учителя, поскольку они требовали большого напряже­ния нервов. Только тогда, когда ученик мог произвольно успокаивать свои нервы и сохранять спокойствие дли­тельное время, он допускался к более трудной задаче. Высшая ступень заключалась в переживании крайних состояний без постепенного перехода одного в другое.

B результате тренировок ученики приходили к убежде­нию, что человек причины своих состояний таит в себе самом. Одно и то же событие в одном человеке (и даже состоянии) вызывает грусть, а в другом - радость, а третье­го оставляет безучастным. И все это потому, что «каждый просто проецирует наружу свое собственное внутреннее отношение, а именно оно и только оно вызывает нашу реакцию, а не сами объекты*[103]. Учеников учили прини­мать реальные события жизни серьезно ровно настолько, насколько они обогащают жизненный опыт.

Самообладание достигалось долгим, напряженнейшим трудом, постоянным самонаблюдением, «не забываясь ни на мгновение, всегда осознавать и анализировать каждое чув­ство, каждую мысль, прослеживая их до самого истока*[104].

Развитые в результате освоения этих техник когнитив­ные способности становятся самодостаточными в когни­тивной системе, они могут проявлять независимость и относительную самостоятельность. У нетренированных людей сознание и мышление оказываются в зависимости от влияния аффектов, стереотипов, привычек. (He зря говорят, что человек - раб своего характера и его как поло­жительных, так и отрицательных черт.) Для того чтобы стать независимым, необходимо для начала научиться выделить во внутреннем мире некоторое устойчивое обра­зование - чистый центр «Я*, свободный от идей, интер­претаций и эмоций. Другими словами, культивируется установка на непривязанность к мыслеобразам или эмо­циям, затем достигается устойчивость этого состояния. Именно оно ведет к желанной свободе творчества. B опи­санной методике самовоспитания освоение сознанием мира эмоций идет постепенно, начиная с мысленной визуализации живописных картин, провоцирующих воображение и реальное переживание, затем постепенно осуществляется переход к свернутому действию - пере­живанию без картин при одном лишь сознательном побуждении, затем достигается свобода в произвольном переживании любых эмоций, и, окончательно, - незави­симость от слепых бессознательных эмоциональных сил.

Можно маркировать основные этапы овладения эмо­циями средствами языка. Осознание эмоции начинается с создания нового «я-образа*: «я - моя эмоция», напри­мер «я - печаль». Затем осваивается техника нейтрализа­ции оппозиций, при этом множатся конкретные образы схемы «я-эмоция*: «я-сокрушающаяпечаль*, «я-удру- ствуют и конфликтуют друг с другом. Для каждого типа личности в методике Хасбрук выделяется доминирующий конфликт, выражаемый в биполярной формуле «лица» и «изнанки*. Например, стремлениекславе и успеху кон­фликтует с желанием «плыть по течению», решитель­ность и настойчивость в реализации целей (особенно в зна­комых обстоятельствах или, если задеты сокровенные чувства, например любовь матери к ребенку, конфликту­ет с нерешительностью и апатией в незнакомых обстоя­тельствах. Разумная справедливость может конфликто­вать с импульсами безотчетной доброты, а медлительные чувства отставать от быстрого ума. Гармонизации можно достичь «путем продуманного и сознательного развития качеств, выражающих позитивное состояние». Посколь­ку сочетание качеств каждого типа уникально, то и для достижения равновесия каждый раз даются свои особые советы (формулы).

Приведем в качестве примера описание пси-портрета Двойки Овна (21 марта - 30 марта).

«Основные составляющие этой личности - предприим­чивость, находчивость, энтузиазм и приспособляемость, порыв к действию конфликтуют с тяготением к внутрен­нему порядку и спокойствию.

Позитивное состояние выражается в преобладании жизненных и побудительных сил. Двойка Овна всегда готова к действию и авантюре. Склонна вести других и желает взять ответственность на себя. Решительно, храбро и непосредственно подходит к жизни. Чувства сильнейшие, страстно лояльна, глубоко преданна

Негативное состояние проявляется в рвении к власти, чрезмерной самоуверенности. Предприимчивость тран­сформируется в наглость, храбрость - в неосмотритель­ность, не думающую о последствиях. Дел начинается больше, чем может закончить, и... тянет за собой шлейф незаконченных начинаний. Нерешительна, не способна выбрать из двух одного. Терпимость преображается в пло­хой выбор друзей, намерений и действий. Сильные эмо­ции становятся необузданными - вплоть до преступления! Становится упрямой, без какой-либо разумной основы. Такая Двойка Овна слишком чувствительна, впечатли­тельна, уязвима, злопамятна и... никогда не прощает.

Paenoeecue. Эту напряженнейшую личность лучше всего направят высокие идеалы, сдержанность, терпение и правильный выбор. Равновесие разума и тела (к чему устремлены все Двойки Овна!) достигается лучше, если начать обуздывать себя в малых вещах ежедневно, пока не будет достигнут строгий контроль над собствен­ными эмоциями, особенно завистью и гневом*1.

Сознание как центр управления пропускает через себя энергийные и информационные потоки со всех областей когнитивной системы. При этом требует не закрывать заслоны для потоков бессознательного, но зачастую имен­но шоры ума, стереотипы эмоционального, волевого, интеллектуального поведения, привычки характера пере­крывают каналы ценных спонтанных потоков. Можно создать особо благоприятные состояния, при которых открытость сознания к принятию информации, ее оцени­ванию и отбору максимальна. Наблюдения над собой в творческих профессиях приводят к выводу об исключи­тельной роли пограничных состояний между сознанием и бессознательным. K таким состояниям относят просо- ночное состояние сознания, когда мозг отдохнул, чувства уравновешены, а ум еще не включился в поглощающие проблемы дня. Если есть настоятельная потребность в решении какой-либо актуальной для человека пробле­мы, то часто озарение и понимание в развернутых мыс­ленных картинах приходит именно утром. Советуют изучать и сознательно приспосабливаться к таким состоя­ниям, дабы не пропустить ценной для себя информации.

Смыкание сознания и бессознательного в духовных практиках было осознано как состояние нейтрализации, равновесия всех сил, которое достигается при устойчивом культивировании самообладания. Самообладание пони­малось не как равнодушие и безволие. B пассивном состоя­нии самообладание можно определить как готовность всех сил организма действовать с полной отдачей в любой ситуации (нет парализации когнитивных потоков), а в активном творческом состоянии самообладание харак­теризуется равновесием напряжения всех сил организма.

Самообладание, при котором чувства спокойны, а соз­нательный ум работает ясно и легко, достигается длитель- зрения широко распространенной позиции дуалистичес­кого деления на материальное и идеальное фраза «Ваше сознание проецирует наружу через нервную систему все признаки объекта, отпечатывая их на ваших органах чувств» становится непонятной. Возникает вопрос - как нематериальный объект, такой, как образ, может отпеча­тываться на органах чувств? B традициях духовных прак­тик, в том числе и той, которую имеет в виду Хейч, не было дуалистического разделения на материальное и идеаль­ное. И мысли, и эмоции, и образы там понимаются как материальные образования, но особой тонко-энергетиче­ской природы. Разделение на материальное и духовное в текстах духовных учений относительно. Правильней говорить о двуединстве материального и духовного, о двух аспектах единой природы (сущности), о материально­духовном или духовно-материальном. To, что представля­ется материальным на более высоком уровне иерархиче­ской организации космоса, считается духовным на более низком, и наоборот. Индивидуальное сознание также имеет тонко-энергетическую природу. Например, йогин Шивананда дает ряд характеристик различных граней сознания, в том числе: «1. Сознание - это атма-шакти (энергия Высшего «Я»). 2. Именно в сознании Бог проя­вляется как Вселенная. 3. Сознание сформировано из тон­кой материи. 4. Сознание - это тонкая энергия»[105]. C этой точки зрения, физическое тело не является чувствили­щем. И мысли и чувства формируются наболее глубинных уровнях и в более тонких энергетических телах, при этом образы и мыслеобразы проецируются на нервную систему, воспринимаются мозгом и физическим сознанием на «привычных» языках.

Вернемся к Хейч. Можно провести аналогию фаз кон­центрации с процессом принятия решения. Обычно в стан­дартных схемах принятия решения в качестве начального этапа называют ощущение проблемной ситуации (ощуще­ние идеи), а затем идет этап формулировки проблемы (осознание идеи). От ощущения, неясности и некоторой размытости задачи, которую предстоит решить, путем логико-вербального поиска находят нужную формулиров-

ку проблемы, а затем начинается поиск решения с анали­зом ситуации и выработкой возможных сценариев решения. B этих творческих процессах спонтанность (интуитивность) дополняет дисциплинированность, логи­ко-вербальное мышление дополняет перцептивно-нагляд­ное, неопределенность дополняется определенностью, ответ снимает неопределенность, но порождает новый вопрос и новую неопределенность.

B художественном творчестве творческие этапы схожи с научным творчеством. Поясним сказанное на примере формирования исполнителем интерпретаторской концеп­ции произведения. Ощущение идеи “ начало начал, имен­но идея кристаллизует доминанту творческого процесса. Исследователь музыкального творчества Г.М. Цыпин выразил самонаблюдения мастеров следующими словами: «...самое важное при первых подходах к новому произве­дению - почувствовать в себе Идею будущей интерпре­таторской концепции. Именно Идею, подчеркивают опытные музыканты-практики; не окончательное реше­ние, - с ним спешить не стоит! - а общий смысл его, общую эмоционально-психологическую “тональность”*[106]. B музы­кальной психологии часто описываются два плана реаль­ности - внутренняя (творческая) и внешняя (физическая). Для музыканта-творца обе переживаются как равно реаль­ные, при этом в описании этих реальностей зачастую используется единый язык. Например, под музыкальной материей понимается звуки и их сочетания. Форму обра­зуют гармоники, метроритм, темп, лад и пр. Музыкальная материя и форма образуют как внутреннюю, так и внеш­нюю реальности. Эмоциональный образ (пока расплывча­тый, туманный) для музыканта дан во внутреннеслуховом пространстве. Образ-магнит притягивает к себе музыкаль­ную материю, организует ее в форму. Ha внутреннем плане для творческого сознания музыканта материален сам чувственный мыслеобраз. Невидимое-магнит становится видимым, проясняется, выходит на внешний, физичесКи- материальный план звучащего пространства.

Создание художественно-смыслового образа произве­дения с прояснением всех его контрастов, оттенков, чающая печаль», «я - мимолетная печаль», «я - безраз­личие», «я - тихая радость», *я - огненная радость», «я - всепоглощающее счастье* и т.п. Следующий этап предполагаетрасщепление «я-обрнза» и «образаэмоции»: «“я” - “печаль”*, а затем от эмоции остается лишь ее след - символ, которым можно оперировать мысленнс. Кстати сказать, сознательная рефлексия над эмоциями, перевод их в область оценки и суждения уже останавлива­ет аффективный поток, но просто рефлексия не даст над эмоциями власти, все-таки требуется научить нервную систему управлять переживаниями.

Власть над эмоциями не означает бездушия, а лишь про­живание эмоциональных состояний, в гом числе и спон­танных, на ином дистанционном и облагороженном уров­не. Грубые всплески чувств уже не захватывают существо человека, их можно изобразить, продемонстрировать в преображенном виде. Действия с эмоциями в этой прак­тике сродни изображающей эмоции игре талантливого актера, который убеждает зрителей правдивостью именно тем, что «делает правдиво*. Сознание и бессознательное в состояниисамообладаниясочетаются, образуя гармонию явного и неявного, поверхностного и глубинного.

Суммируем сказанное. B духовных практиках состоя­ние самообладания, предполагающее эмоциональное рав­новесие, рассматривалось в качестве фундамента для дальнейшего продвижения ученика по пути совершен­ствования. Ha энергетическом языке равновесие описыва­лось как нейтральный центр или фокус, выходящий за пределы плоскости напряжения биполярных энергий эмо­ций. Выход за пределы эмоционального поля предполагал отстраненность и непривязанность к ситуации, благодаря чему достигалась свобода в сознательном управлении как положительным, так и отрицательным полюсами эмоцио­нальных энергий. Имеется множество уровней состояния самообладания - от простой воздержанности и учтивости этикета до стойкой внутренней невозмутимости и глубо­кой нейтрализации в состоянии медитации. Методы достижения того или иного уровня состояния самооблада­ния зависели от духовных возможностей ученика, уровня развития воли, сознания и мышления.

\

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010

Еще по теме Сознание и бессознательное в состоянии самообладания:

  1. Сознание, бессознательное, предсознательное
  2. Сознание и бессознательное как регуляторы человеческой деятельности
  3. Сознание, подсознание, бессознательное
  4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО B ИСКУССТВЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ
  5. ЭГО-СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ B ИХ СООТНОШЕНИИ C ТЕЛЕСНОСТЬЮ
  6. Эго-сознание, подсознание, бессознательное в их соотносительности с телесностью человека
  7. Современные психофизиологические исследования естесшвенныхи «неестественных» измененных(транс- формированных) состояний сознания (сна, гипнотиче­ского состояния, галлюцинаций и т.д.)
  8. СУЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  9. ИЗМЕНЕННЫЕ состояния сознания
  10. ГРУППЫ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
  11. КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
  12. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
  13. НАРКОЗ ОБЩИЙ: СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  14. Состояние сознания во сне и в бодрствовании
  15. МЕДИТАТИВНЫЙ ТРАНС: СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ