<<
>>

сознание формируется не только под влиянием одних природных факторов, но и социальных.

Первоначально, когда человек только выходил из животного состояния, он получал основные впечат­ления от природы, и сам был неотрывной ее частью. Он еще не умел сравнивать и противопоставлять себя природе.

По мере развития чело­веческих качеств в его сознании все большее место получали впечат­ления от общения с сородичами, людьми из других родов. Непосред­ственные восприятия предметов природы уступали место впечатлени­ям от рассказов других людей. B его сознании появились проблески абстрактного мышления. Дальнейшая история привела его к тому, что природа, оставаясь важным источником познания, слилась со способ­ностью познавать мир, не соприкасаясь с его объектами непосредст­венно. Абстрактное мышление, восприятие мира через посредство об­мена мыслями, впечатлениями с другими людьми стало, пожалуй, главным источником знания о мире и формировании сознания. Соци­альное окружение, общение заняли доминирующее положение в соз­нании человека. Вне социального мира, вне общения с другими людь­ми, только на основе восприятия природы, человек уже не может раз­вить свое сознание, не может стать человеком.

В. М. Бехтерев был одним из тех физиологов, которые решитель­но приняли тезис о человеке как биосоциальном существе. «Отсюда ясно, — доказывает он, — что почти весь запас опыта, иначе гово­ря, почти вся совокупность приобретенных сочетательных рефлексов

Глава 8

154

того или другого рода или то, что можно было бы назвать содержанием личности, — все это является результатом окружающей среды. Нет в мире личности самой по себе, данной только от прирожденно-нас­ледственных условий, ибо личность в своих индивидуальных особен­ностях проявления соотносительной деятельности есть результат не только прирожденных наследственных условий, но и воздействия на нее социальной среды и приспособления ее к последней.

Без социальной среды нет и не может быть человеческой личности» (16, с. 657).

И. П. Павлов наряду с природными раздражителями нервов обра­щал внимание и на социальные. «He нужно большого воображения, чтобы сразу видеть, какое прямо неисчислимое множество условных рефлексов, постоянно практикуется сложнейшей системой человека, поставленной в часто широчайшей не только общеприродной среде, но и в специально социальной среде, в крайнем ее масштабе до степени всего человечества. Возьмем тот же пищевой рефлекс. Сколько надо разносторонних условных временных связей и общеприродных и спе­циально социальных, чтобы обеспечить себе достаточное и здоро­вое пропитание— а это все в основном корне условный рефлекс!»

(77, с. 26-27).

Сам факт условного рефлекса он рассматривал как результат со­циального воздействия среды на организм. «Факт условного рефлек­са, — говорил он, — есть повседневнейший и распространеннейший факт. Это есть, очевидно, то, что мы знаем в себе и животных под раз­ными названиями: дрессировки, дисциплины, воспитания, привычки. Ведь все это есть связи, которые образовались в течение индивидуаль­ной жизни, связи между определенными внешними агентами и опре­деленной ответной деятельностью. Таким образом, с фактом условного рефлекса отдается в руки физиолога огромная часть высшей нервной деятельности, а, может быть, и вся» (76, с. 36-37).

Русская, советская школа физиологии на протяжении полутора ве­ков последовательно отстаивает биосоциальный характер человеческо­го организма и биосоциальный характер его сознания. Под биологиче­ским компонентом ее виднейшие представители неуклонно понимали материально-энергетическую природу сознания, а под социальным — ту же энергию, только проистекающую уже не от одной девственной природы, а от социальной жизни, созданной и совершенствуемой ру­ками и умом человека. B обоих случаях источник возникновения соз­нания — материально-энергетический.

Здесь самое время сказать о существовании социальной энергии, ее характере, истоках, структуре, воздействии на сознание. Прежде

<< | >>
Источник: Яковлев Александр Ильич. Материальность сознания. 2009

Еще по теме сознание формируется не только под влиянием одних природных факторов, но и социальных.:

  1. Глава 2. Экономическое и политическое сознание как факторы влияния на среду формирования правосознания
  2. III. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ
  3. 1. Природные и социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие этических взглядов древних греков
  4. 4.1. Природные компоненты и факторы. Межкомпонентные связи. Вертикальная структура природной геосистемы*
  5. «Государство имеет не только природный, но и божественный исток.
  6. можно сказать, что именно сон формирует под­линно ресурсное поле личностного роста человека
  7. Основные направления влияния природной среды на развитие общества
  8. е) Анализ информации как фактора, формирующего оценку «риска» производственной среды, напряженность трудового процесса, и влияющего на здоровье
  9. Бразэрс не только разговаривал с Богом, но и проявил зна­чительное влияние на Него.
  10. А.И.Бадак, И. H. Войнич, H. M. Волчек.. Всемирная история: Европа под влиянием Франции., 2000
  11. Оценка влияния факторов на хозяйственный эффект предприятия