<<
>>

Средневековье (V-XIV вв.)

, пришедшее на смену антично­сти, обычно характеризуют как времена мрака и невежества, вар­варства и жестокости, апологетики религиозного мировоззрения и борьбы с инакомыслием - «темные века» в истории человече­ства.

Сказанное справедливо лишь отчасти. Нельзя не принимать во внимание, что Средние века - период образования основных европейских государств, народов и языков, многочисленных це­хов и корпораций ремесленников; период рождения романского стиля и готики, рыцарского романа и поэзии трубадуров, герои­ческого эпоса, григорианского хорала и иконописи; период воз­никновения монастырских и кафедральных школ, а также первых в Европе университетов. В действительности, это было довольно противоречивое время, оказавшее значительное влияние на после­дующее развитие западноевропейской цивилизации и культуры.

Главной особенностью культуры средневековья является доминирование религиозного христианского мировоззрения. Христианство формируется в I веке н.э. в восточных провинциях Римской империи и постепенно распространяется в Средиземно­морье, Западной и Восточной Европе.

Под его влиянием духов­ная культура приобретает ярко выраженный религиозный харак­тер и рассматривается как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

Отличительной чертой средневековой философии становит­ся теоцентризм (от греч. theos - бог), в соответствии с которым реальностью, определяющей все сущее, является не природа, космос, как это было в античной философии, а сверхъестествен­ное начало - Бог. Представления о реальном существовании сверхъестественного ведут к новому пониманию природы, чело­века и смысла истории. Философская мысль, ограниченная рели­гиозными воззрениями, сливается с теологией, сводится к систе­матизации христианского вероучения и его рационально­умозрительному обоснованию. Отсюда следуют другие особен­ности средневековой философской мысли. Прежде всего, - авто­ритаризм и догматизм. В основе философских умозаключений лежат догматы, предписанные Священным Писанием (в том чис­ле Библией), религиозными авторитетами, отчасти и авторитета­ми античности. Любые новации рассматриваются как «покуше­ние» на авторитеты и осуждаются. Резкой критике подвергается все то, что противоречит учению церкви. Христианские теологи сосредоточивают свое внимание на умозрительном анализе поня­тий, их творческий потенциал реализуется в сфере формально­логических доказательств.

Средневековая философия начинается с сознательного под­чинения знания вере. Религиозная вера трактуется как универ­сальный способ человеческого бытия, особая мировоззренческая позиция индивида. Человеческий разум может выразить посред­ством понятий лишь то, что уже есть в вере, истина предопреде­лена христианским вероучением. Таким образом, в эпоху средне­вековья складывается новый феномен - философствование в ве­ре, положившее начало религиозной христианской философии.

<< | >>
Источник: Баранников В.П., Матронина Л.Ф., Мещерякова И.Н. Исто­рико-философское введение. 2006

Еще по теме Средневековье (V-XIV вв.):

  1. Часть вторая. История средневекового государства и права Раздел III. Государство и право средневековой Европы
  2. Часть вторая Средневековый Восток Глава 1 Средневековье и проблема феодализма на Востоке
  3. • Имена. Людовик XIV
  4. Кризис XIV столетия в Европе.
  5. Польша в XIV—XV вв.
  6. § 3. Англия в XIV—XV вв.
  7. § 3. АНГЛИЯ В XIV—XV вв.
  8. Англия в XIV—XV вв.
  9. Абсолютизм Людовика XIV.
  10. § 2. ГЕРМАНИЯ В XIV—XV вв.