<<
>>

Становление эволюционных взглядов

Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на несколько этапов.

9. Антиэволюционизм

Абсолютное отрицание каких-либо эволюционных изменений было характерно для классической картины мира.

В основе ее лежало представление, что Мир бесконечен во времени и пространстве. Все процессы, изучаемые наукой, воспринимались как воспроизводимые и обратимые. В теологическом варианте антиэволюционизм декларирует бесконечность во времени творца и единовременное творение всех элементов мира вплоть до высших биологических организмов и человека.

10. Локальный эволюционизм

Идеология локального эволюционизма характерна для науки второй половины XTX и начала XX веков. В этот период возможность усложнения со временем вещественных и идеальных структур считалась доказанным эмпирическим фактом — научная картина мира включала в себя несколько феноменов, которые можно отнести к разряду эволюционных: Большой взрыв (то есть само начало Вселенной), формирование космологических объектов, зарождение жизни, появление растений и животных принципиально нового строения (морфологии), появление социумной системы, переходы между состояниями элементов социумной системы (политические, технические и прочие революции).

К эволюционным все эти феномены отнесены по одному простому признаку — все они связаны с появлением новых, ранее не существовавших систем или их свойств, качеств, принципов формирования и функционирования. Они уникальны, необратимы и невоспроизводимы[3]. Однако сам Мир признавался неизменным в целом и бесконечным во времени, все эволюционные процессы — например, зарождение и развитие жизни — рассматривались как независимые, случайно возникающие и затухающие в различных его частях.

11. Глобальный (универсальный) эволюционизм

Анализируя эволюционные процессы, можно выделить некоторые их общие закономерности: наличие явной исторической последовательности и преемственности эволюционных феноменов, вхождение ранее по времени сформированных эволюционных систем в качестве элементов в новые системы, параллельное существование систем разного уровня и другие. На основании этого анализа в конце XX века был сформулирован принцип глобального (универсального) эволюционизма или, как иногда говорят, понятие Большой истории.

Основу принципа глобального (универсального) эволюционизма составляет представление о взаимосвязанности всех мировъх феноменов, но не философски абстрактной, а исторически конкретной. Все феномены, согласно этому принципу, имеют свое начало во времени и их формирование однозначно обусловлено всей предшествующей Большой историей Мира. Эволюционное движение Мира представляется как закономерная, иерархическая (ступенчато надстраиваемая) последовательность появления новационнъх феноменов.

<< | >>
Источник: Болдачев Александр Владимирович. Суждения в русле эволюционной парадигмы . 2007

Еще по теме Становление эволюционных взглядов:

  1. Начало и финал мира в эволюционной парадигме Эволюционные проблемы современной научной картины Мира
  2. Взгляд души — взгляд с высоты птичьего полета
  3. Болдачев Александр Владимирович.. Суждения в русле эволюционной парадигмы .2007, 2007
  4. КРИТЕРИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
  5. Эволюционно-иерархические системы
  6. Общие суждения об эволюционной парадигме
  7. Эволюционная парадигма и Финал Мира
  8. 1.2. Эволюционные ограничения жестокости
  9. Экстраполяция эволюционной последовательности в прошлое
  10. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ДАРВИНА
  11. Эволюционная парадигма
  12. Вероятность эволюционно-новационных событий
  13. 6.2. Поведение при стрессе в эволюционном аспекте