<<
>>

1. Страна мечтателей, страна ученых: предыстория

Еще до революции К.И.Чуковский обратил

внимание на новых, незамечаемых ранее на

дорогах истории людей, которых он назвал

"битнеровцами" - по имени В.Битнера,

владельца издательства "Вестник знания",

выпускавшего популярные книги и журналы для

самообразования.

Он описал этот феномен в

блестящей статье "Мы и они", которой,

кстати, предпослан эпиграф Les parvenus de

la science ("Выскочки науки")2. Битнеровцы,

как их характеризовал К.И.Чуковский, - это

люди, не просто не прошедшие школы высокой

культуры, а часто и вообще никакой школы,

но зато охваченные безудержной жаждой

знаний. К.И.Чуковский пытался понять то, от

чего другие отмахивались как от проявлений

дурного вкуса, на которые и внимание обра-

щать не стоит.

Эти "полунищие полуневежды" были молодо

влюблены в жизнь, в людей, в какое-то

волшебное будущее:

Просыпайся страна

Слышишь зов к прогрессу?

И рабу зацвесть пора!3

(Существенная черта: знаками препинания

эти "новые люди" себя, как правило, не

утруждали!)

Любопытно читать письма, которые они

писали, например, в редакцию журнала

____________________

2 См.: Чуковский К.И.

Лица и маски. Спб.,

1914.

3 Там же. С. 198.

261

"Вестник знания", а часто и самому

В.Битнеру, который общался со своим

читателем в разделе "Беседы с молодежью".

Вот один корреспондент пишет, что у него

"явилось страстное желание снять эту узду с

людей обездоленных, пасынков жизни...

рвущихся к знанию. У меня явился план неза-

метно подточить корни рабовладельцу-

капиталу, и в мечтах своих я уже

представляю, как он, лишенный корней,

засохнет, рухнет и рассыплется в прах.

Пусть будет это не при мне, через десятки,

сотни лет, но начало этому я положу.

Пусть

этого и никогда не будет, но нескольким

десяткам, сотням, а может быть, и тысячам

людей можно будет жить не только животной,

но и разумной жизнью"4.

Подчеркнем сразу же: жажда знания и

стремление изменить мир здесь слиты

воедино. Этих людей интересует не столько

знание-истина, сколько знание-сила.

Существенна и еще одна особенность:

беззаветное стремление к знанию у них

сочеталось с резко выраженной

антиинтеллигентской направленностью.

А.М.Горький, также изучавший манускрипты,

поступавшие в редакции от рабочих и

крестьян, сапожников, солдат и проституток,

отмечал, что "самый значительный факт -

отрицательное отношение этих людей к

интеллигенции"5, принимающее формы

убийственно враждебные и злые. Для них

интеллигент - тип барина, слабовольного, но

привыкшего командовать, плохо знакомого с

____________________

4 Вестник знания. 1913. ь 13. С. 357.

5 Горький М. О писателях-самоучках // Совр.

мир. 1911. ь 2. С. 187.

262

действительностью и трусливого в момент

опасности. Как писал А.М.Горький: "...это

настроение, но, видимо, очень глубокое, оно

как будто все более разрастается и, может

быть, способно еще расширить давний

многократно оплаканный разрыв между

культурными людьми и массой"6. И баре, и

интеллигенты для них, для "массы", чужаки и

"нелюди".

В обществе, где культурный слой был

крайне тонким, сами представители

интеллигенции также чувствовали себя

изгоями, чужаками. Общественное отношение к

интеллигенции как социальной группе

включало в себя смесь признания ее

общественной необходимости с некими

опасениями, которые разделяли в общем-то

все слои общества - от народных низов до

правительственной бюрократии. Сама

интеллигенция была носителем сложного

комплекса социальной вины, включавшего

мотив искупления, стремление преодолеть

изгойничество и слиться с основами народной

жизни.

Это последнее чувство отливалось в

различные формы, вплоть до позднейшего

пастернаковского желания "труда со всеми

сообща и заодно с правопорядком".

Люди из народа проходили, как правило,

путь от доверчивости к интеллигенции до

горького сознания того, что интеллигенция

не с ними, а против них, что образована она

"для себя" и "про себя". Отсюда и

настроение: "чую, интеллигенты, что придет

настоящий хозяин жизни и сметет с лица

земли мусор"7. Уже постфактум, после

____________________

6 Там же. С. 188.

7 Чуковский К.И. Указ. соч. С. 197.

263

революции, те же симптомы отмечал

Г.Федотов, называя новую интеллигенцию

"новой демократией": они прошли, как

правило, школу экстерна, они могут

отличаться гигантской начитанностью, но им

с трудом дается грамота. Это - мир

самодельных людей - изобретателей-

неудачников, непризнанных поэтов. "В

социалистических партиях они, - отмечал он,

- встречаются с интеллигенцией на равной

ноге"8.

Они действительно встречались с

интеллигенцией в марксистских кружках

самообразования, целью которых было разви-

тие сознательности в среде рабочих,

организация их и сплочение сил на

завоевание тех политических прав, которые

ведут к преобразованию общества. Эти кружки

состояли сначала из интеллигентной молодежи

и поднадзорных, которые изучали политэко-

номию и политическую историю России,

занимались разбором и критикой

народнических теорий, стремясь развивать, в

противовес им, идеи научного социализма и

демократии. Владевшие иностранными языками

читали Маркса и Энгельса, Каутского и

Либкнехта, Бебеля и Лафарга, занимались

переводами. Книги Эрисмана, Янжула и

Погожева помогали им в изучении русской

экономики. Знакомясь с программами кружков

социал-демократов (а позднее большевиков),

обращаешь внимание на то, что ос-

новоположников марксизма изучали "не

слишком": "Коммунистический манифест",

"Классовая борьба во Франции", некоторые

____________________

8 Федотов Г.

И есть и будет: Размышление о

России и революции. Париж, 1932. С. 49.

264

другие работы К.Маркса, "От утопии к науке"

Ф.Энгельса... Значительно большую долю в

программе составляли работы Каутского,

Либкнехта, Лафарга, позднее Богданова9.

Аналогичные цели кружковой работы ставила

и партия социал-революционеров: "Выяснение

противоречий современного общественного

строя и их разрешение с точки зрения

революционного социализма"10. Как и социал-

демократы, они читали Маркса и Энгельса,

Ковалевского и Бюхнера, Бернштейна и Ка-

утского, Зомбарта и Герца. И здесь и там

делался акцент на использование теории не с

целью познания реальности, а с целью ее

изменения посредством приложения к

реальности готовой теории, не затемняя

"сути" дискуссиями, которые могут увести от

"заветной цели" в сторону.

Кружки существовали в условиях

культурного и социального раскола. Этот

раскол, наряду с безграничной жестокостью

власти, загонял кружковцев в подполье,

укрепляя чувство изгойничества, заставляя

принимать темные и тесные комнаты своего

сознания за целые миры. Эти люди стояли

далеко от дел общества и государства. Само

их социальное положение диктовало

невовлеченность в деятельность институтов

общества. Деловой мир был им невидим. Они

____________________

9 См.: Программа для кружков, выработанная

Московским окружным комитетом РСДРП в

авг. 1908 г. // Спиридович А.И.

Революционное движение в России. Спб.,

1914. Вып. 1.

10 Спиридович А.И. Партия социал-

революционеров и ее предшественники. Пг.,

1918. С. 576.

265

жили в условиях политической несвободы. Эти

особенности существования диктовали

склонность ко всему новому, оригинальному,

веру во всеохватывающие теоретические

системы. Они пренебрегали реальными

жизненными фактами и социальными

ситуациями, отрицали возможность

постепенного изменения старых структур и

учреждений.

В их сознании легко возникала

соблазнительная мысль, что на место

"многослойных" традиционных обычаев, веками

складывающихся привычек легко поставить

новые правила, которые основывались бы на

том, что эпоха считала "естественным

правом".

Вытекающие из этой ситуации проблемы

анализировались многими - от народников до

Бердяева. А.Потресов в блестящей статье

описывал кружки как специфическую

социальную среду, уклад которой столь же

мало соответствовал насущным задачам дня,

сколь мало кружковый рационализм -

теоретическому учению Маркса. Среда

конституировалась, противопоставляя себя

массе. А групповое интеллигентское Я

вставало на пьедестал массовых движений,

дабы сыграть свои героические симфонии на

оркестре масс. Рождался культ

профессионального революционера, нашедшего

свое Евангелие в работе Ленина "Что де-

лать?"11.

____________________

11 См.: Потресов А.Н. О кружковом

марксизме и интеллигентской социал-

демократии // Потресов (Старовер) А.Н.

Этюды о русской интеллигенции. Спб.,

1906.

266

Именно там и тогда вырабатывался тип

интеллигента новой формации - с довольно

большим запасом знаний, но относящегося к

этому знанию прагматически. Эти

интеллигенты из "новой демократии" вели

кружки для рабочих, они были авторами бро-

шюр, распространявшихся в их среде. Опыт

такой деятельности не мог не повлиять на

структуры и способы организации после-

революционных институтов "новой науки"

(Институт красной профессуры, Комакадемия).

И еще одна существенная черта сознания

"новой демократии" - постоянное "повторение

пройденного". Описывая "битнеровцев",

К.И.Чуковский отмечал: "...они переживают

заново 60-е годы! Недаром же их журнал

недавно им выдал книгу К.Бюхнера "Сила и

материя", посредством которой Базаров

"развивал" старика Кирсанова.

Интеллигенция

давно эту книгу перешагнула, а

полуинтеллигенция встречается с нею

теперь"12. Об этом феномене "отставания по

фазе" писал и Н.А.Бердяев: "Вы еще не

знаете таблицу умножения, в то время как на

вершинах в таблице умножения уже

усомнились. Но вам необходимо еще ее

изучать"13.

Описанные выше процессы обусловлены

спецификой развертывания просвещения на

российской почве. Просвещение -

"эпифеномен" модернизации. Идея прогресса,

ключевой элемент просветительского

комплекса, выступает в качестве фактора,

легитимирующего модернизацию. Для нашей

____________________

12 Чуковский К.И. Указ. соч. С. 189.

13 Бердяев Н.А. Философия неравенства.

Париж., 1970. С. 226.

267

страны характерно неоднократное вхождение в

"модерн", а это означает, что волны

просвещения возникали не однажды:

дворянское просвещение, разночинное, а на

рубеже ХХ столетия нечто вроде третьего

просвещения, захватившего городские низы и

национальные окраины. То, о чем здесь идет

речь, - симптоматика третьей волны. При

столкновении новых анклавов просвещения со

старой интеллигенцией, уже успевшей отойти

от просвещенческой идеологии модернизации и

перейти к более сложным представлениям об

обществе и человеке, возникали новые,

неизвестные Западу конфликты. Движение

общества сталкивалось со своим собственным

прошлым. Волны новых социальных, идейных,

духовных движений повторяли уже

пройденное14.

Субъект каждой новой волны российского

просвещения - очередной эшелон "новых

людей", которые каждый раз, с каждой новой

волной модернизации как бы рождается

заново. Тип энтузиаста-неофита был

чрезвычайно распространен в России.

"Свежие" люди ничему не наследуют, а

действуют так, как будто мир является

эдемским садом, а не скопищем давно

назревших проблем. Новые, а часто не

слишком новые идеи становились для них

откровением.

Уже до революции эти люди мечтали о

преобразовании университетов, о превращении

их в "достояние революционного народа, в

пункт концентрации и организации народных

____________________

14 См.: Померанц Г. Парадоксы

модернизации // Человек. 1990. ь 1. С.

158-159.

268

масс, который откроет аудитории всем

гражданам, желающим войти в них, сделает

университеты местом народных собраний и

политических митингов"15. Попытки создания

новых, альтернативных существующим

университетов также имели место. Как

отмечал Г.Федотов, оони уже до войны имели

свой университет, созданный в Петербурге

"Психоневрологический институт"... Там было

все свое, доморощенное - для экстернов,

полуграмотных. Уже тогда, вращаясь среди

этой молодежи, можно было представить,

каков будет большевистский

университетпытаться претворить в жизньп16.

Как известно, к началу ХХ века в России

уже сложилось "нормальное" научное и

культурное сообщество. По сравнению с

европейским оно сложилось поздно, но, тем

не менее, оно существовало. Попасть в него

"новому демократу" было действительно

трудно. Тем не менее, люди из народа в него

попадали. Такими людьми были и И.Цветаев, и

Н.Бугаев и многие другие. К.И.Чуковский,

одним из первых написавший о полукультуре,

как известно, сам вышел из такой

"промежуточной" среды: отец - студент, мать

- прачка. Это "нормальное" научное и

культурное сообщество играло незаменимую

роль носителя универсальных начал и

общечеловеческих ценностей в условиях

отчуждения культуры от масс. Оно

культивировало, "обтесывало" разночинную

публику, которая в него попадала, делало из

них ученых, педагогов, деятелей культуры.

Вхождение в это сообщество действительно

____________________

15 Искра. 1905. ь 107.

16 Федотов Г. Указ. соч. С. 50.

269

было затруднено и требовало длительного

систематического труда. Кроме того,

существовал и действовал "закон о кухар-

киных детях"! Это заставляло "низы" мечтать

о "своей" культуре и об особой науке,

которая народу служит и народом создается,

которая является радикальным фактором

создания новых жизненных форм. Ощущалась

потребность в науке, которая могла бы ре-

ализовать правду низов.

<< | >>
Источник: В.Г.Федотов. Теория и жизненный мир человека. 1995

Еще по теме 1. Страна мечтателей, страна ученых: предыстория:

  1. 4. Новые индустриальные страны. Какие страны туда входят?
  2. Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны
  3. 5.5. Страны Западной Европы и США в 19181939 гг. 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (19181922 гг.)
  4. §3. Развитие группового иска в зарубежных странах §3.1. Групповой иск в гражданском процессе стран общего права
  5. Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор
  6. 17. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах 1 .Регулирование земельных отношений в развитых странах западной Европы и в Америке
  7. ! Задание 3.9. ИРЧП является показателем, отражающим качество жизни населения в странах и регионах и позволяющим строить рейтинг стран и регионов. Эта информация ежегодно публикуется в статистических справочниках, средствах массовой информации. Узнайте показатель ИРЧП и место в рейтинге для России и Вашего региона.
  8. Развивающиеся страны
  9. 1.4. ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА
  10. Группа стран с переходной экономикой.
  11. Группа стран с переходной экономикой
  12. Страны с переходной экономикой
  13. 1.3.4. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ
  14. 2. Типология стран мира
  15. Группа развитых стран
  16. Группа развитых стран.
  17. 1.3.3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ
  18. Группа развивающихся стран.
  19. Группа развивающихся стран