<<
>>

2 Структура психики по З. Фрейду

Свой психоаналитический метод Фрейд разработал, занимаясь лечением истеричных больных. Правда, в своих лекциях «О психоанализе» основателем психоанализа Фрейд называет другого венского врача Йозефа Брейера, с которым он сотрудничал после окончания учебы. Фрейд вспоминает историю болезни пациентки доктора Брейера и созданный им метод лечения. Пациентка страдала тяжелой формой истерии. Понять причину болезни, чем были вызваны эти душевные потрясения, было непросто. И Брейер применил гипноз, заставив девушку вспомнить обстоятельства, предшествовавшие болезни.

Оказалось, что большинство симптомов являются последствиями «психических травм», связанных с дежурством пациентки у постели тяжело больного отца и пережитыми там аффективными переживаниями. И стоило Брейду заставить больную вспомнить и пережить эти аффективные состояния, как симптомы болезни исчезли. Этот метод лечения Брейер назвал «катарсисом» ( от греч. – очищение).

Эксперименты натолкнули Фрейда на мысль о том, что сфера психического не может быть сведена к сознательному. Довольно часто подлинные мотивы поведения находятся за пределами нашего сознания, не осознаются, заменяются другими мотивами. А из случая с пациенткой Брейера следует, что подлинные причины психического расстройства также находятся за пределами сознания Дальнейшее применение катартического метода Фрейдом, причем не в гипнотическом, а в нормальном состоянии больного, убеждают его в правильности гипотезы и приводят к выводу о сложной и разнородной структуре психики человека.

В структуре психики З. Фрейд выделяет два слоя или два элемента – сознание и бессознательное. Сознание Фрейд связывает с отчетливыми и надежными восприятиями, нашедшими словесное выражение. В бессознательном Фрейд выделяет две группы явлений. Во-первых, представления, которые ранее были сознательными, но потом «ушли» из области сознания, но в любой момент снова могут стать сознательными. Этот вид бессознательного Фрейд называет скрытым бессознательным или предсознательным. Во-вторых, к бессознательному относятся те «весьма напряженные душевные процессы или представления», которые не становятся

7
сознательными потому, что этому противодействует какая-то сила, сопротивление, вытесняющее эти представления из области сознания и не пускающее их туда. Этот вид бессознательного Фрейд называет вытесненным бессознательным. И если скрытое бессознательное является таковым только в описательном смысле, то есть эти представления не присутствуют в сознании в данный момент, но в любой момент без труда могут быть возвращены в наше сознание, то вытесненное бессознательное – это те представления, которые находятся за пределами сознания, потому что их не пускают в сознание, на их пути в сознание стоят запертые ворота, стена, но они, тем не менее, находясь за пределами сознания, оказывают большое влияние на наше поведение, душевное состояние, выступают причиной многих психических расстройств. Это бессознательное Фрейд называет динамическим вытесненным бессознательным, бессознательным в подлинном смысле слова, в каком употребляется этот термин в психоанализе.

Находясь за пределами сознания, вытесненное бессознательное может быть представлено в нем, иначе мы о нем не могли бы ничего сказать. Оно проявляется в описках, оговорках, сновидениях, может быть обнаружено с помощью метода свободных ассоциаций.

Но смысл этого представительства в сознании в большинстве случаев искажен, и степень искажения находится в прямой зависимости от силы сопротивления, которую встречает бессознательное на пути в сознание. Бессознательное Фрейд обозначает, словом ОНО.

Сферу сознания, как связное единство «душевных процессов в одной личности», Фрейд обозначает, как Я. Я представляет собой поверхностный слой ОНО, отвечает за побуждения к движению, за связь с внешним миром, осуществляет контроль над требованиями ОНО. Именно Я обеспечивает вытеснение в область ОНО некоторых наших желаний и побуждений, выстраивает на их пути в сознание барьеры и баррикады. Если Оно в своей деятельности руководствуется принципом удовольствия, то Я – принципом реальности, его задача - соотносить наши желания и побуждения с реальной обстановкой, требованиями окружающей среды. В Я тоже далеко не всё принадлежит к области сознания Я, по замечанию Фрейда, тоже может быть бессознательным, но когда мы рассматриваем его в структуре психики в соотношении с её другими элементами, в соотношении с ОНО, то мы характеризуем его как сознательное в противоположность бессознательному.

Взаимоотношения между Я и ОНО Фрейд образно сравнивает с взаимоотношениями всадника и лошади. Всадник управляет лошадью, её побуждениями, направляет её движение в нужное для себя направление. Но силы всадника и лошади несоизмеримы и потому нередко всаднику, когда лошадь «закусит удила», если он не хочет расстаться с лошадью, приходится подчиниться её побуждениям, вести туда, куда она хочет.

Точно так же несоизмеримы силы Я и ОНО. Оно – это кипящий котёл страстей, где действуют силы, имеющие целью удовольствие и агрессию, занимает в структуре психики большее место и играет более значительную роль, чем Я. Я - тонкая оболочка ОНО, по мысли Фрейда, ответственно за нашу связь с реальными условиями внешнего мира, прежде всего стремящаяся сдержать стремление к немедленному получению удовольствия и обуздать силы агрессии. ОНО играет более важную роль в определении нашего поведения, чем Я, способно с целью обойти цензуру Я так маскировать свои подлинные цели, что Я, поддавшись на эти уловки, неадекватно осознает подлинные мотивы поведения или же нередко волю ОНО выдает за свою собственную волю. Но нельзя и недооценивать значение Я, ведь это - разум и рассудительность человека, позволяющие ему занимать особое место в структуре живой материи.

Наряду с ОНО и Я в структуре психики Фрейд выделяет «некоторую инстанцию», которую он называет идеалом Я, или сверх Я, и которая является дифференцированной структурной единицей внутри Я. Сверх-Я является высшей инстанцией в структуре душевной жизни, нравственным высшим цензором, человеческой совестью, его религией. Процесс формирования сверх-Я Фрейд связывал с преодолением сексуальной фазы жизни ребенка, Эдипова комплекса. Именно на этой фазе в сложных взаимоотношениях с родителями, посредством отождествления себя с ними, инфантильное Я накапливает силы для преодоления Эдипова комплекса, его вытеснения, создавая идеальное Я или сверх Я. Но: в сверх Я запечатлен не только опыт индивидуального Я. Сверх Я менее тесно связан с сознанием, чем Я. «В то время, как Я является представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как адвокат внутреннего мира или ОНО».

Расчленение человеческой психики на ОНО, Я и сверх Я позволяет лучше представить душевный механизм, но не раскрывает еще полностью движущие силы душевной жизни, её динамику. Тем более что с точки зрения З. Фрейда душевный механизм, структура психики любого человека, а не только психически больного заключает в себе три этих элемента. Фрейд выделяет два вида влечений, определяющих психическую деятельность, а следовательно, и поведение человека: 1) сексуальные влечения или эрос, включающие не только подлинное половое влечение и производные от него подавленные влечения, но и инстинкт самосохранения, и 2) влечение к смерти, проявляющееся, прежде всего, в инстинкте разрушения. При этом решающее значение имеет сексуальное влечение и неразрывно связанная с ним энергия «либидо»- энергия сексуального влечения.

Сексуальный инстинкт, с точки зрения Фрейда присущ нам с момента рождения и инфантильная сексуальность выступает как необходимый этап, ступень на пути к нормальной сексуальности взрослых. Фрейд здесь предстает перед нами как пансексуалист, видящий смысл сексуального инстинкта в получении ощущения удовольствия, а потому все ощущения удовольствия мы можем рассматривать как видоизменение сексуального наслаждения.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 2 Структура психики по З. Фрейду:

  1. Фрейд и Юнг
  2. З. Фрейд.
  3. 2. зигмунд фрейд (1856–1939)
  4. 14.2 Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа
  5. З. Фрейд
  6. 3. Карл густав юнг о зигмунде фрейде
  7. Идеи Фрейда
  8. Сфера волнующих сновидца содержаний, по Фрейду, довольно бедна
  9. 4. теория «либидо» з. фрейда
  10. Модель человеческой психики
  11. 7. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИКА[38]
  12. Дальнейшее развитие психики
  13. Медитации: их суть и влияние на психику
  14. 2.1. Понятие психики человека
  15. Неадекватная реакция психики на экстремальную ситуацию с точки зрения модели активного отражения
  16. Гипотеза, объясняющая возникновение неадекватных реакций психики
  17. ДУША КАК ВНЕМОЗГОВОЙ СУБСТРАТ ПСИХИКИ
  18. 2.1.2. Воздействие опасности на психику человека