<<
>>

Субъективная форма понятия

единичное – всеобщее

особенное

субъект – предикат

суждение

первое суждение (Е – О) – второе суждение (О – В)

умозаключение (Е – О – В)

Суждения наличного бытия (качества)

положительное

отрицательное

тавтологическое

Суждения рефлексии (количества)

сингулярное

партикулярное

универсальное

Суждения необходимости

категорическое

гипотетическое

дизъюнктивное

Суждения понятия

ассерторическое

проблематическое

аподиктическое

Умозаключения наличного бытия (качества): Е – О – В

первая фигура Е – О – В

вторая фигура В – Е – О

третья фигура О – В – Е

четвёртая фигура В – В – В

(количественное, или математическое умозаключение)

Умозаключения рефлексии: В – Е – О

общности Е – О – В

индукции В – Е – О

аналогии О – В – Е

Умозаключения необходимости: О – В – Е

категорическое Е – О – В

гипотетическое В – Е – О

дизъюнктивное О – В – Е

Объект

Механический объект: Е – О – В

особенный центр Е – О – В

единичный центр В – Е – О

всеобщий центр О – В – Е

Химический объект: В – Е – О

реакции соединения Е – О – В

реакции разъединения В – Е – О

химический процесс в целом О – В – Е

Биологический объект: О – В – Е

субъективная цель Е – О – В

деятельность В – Е – О

осуществлённая цель О – В – Е

Идея

Идея жизни

организм

ассимиляция

родовой процесс

Идея познания

теоретическая деятельность

практическая деятельность

истина

Абсолютная идея

всеобщая

спекулятивная

логическая

§281.

Восходящими ступенями постижения чистого понятия являются: а) бытие, б) сущность, в) понятие как таковое.
В учении о бытии развита система категорий, посредством которых мышление определяет окружающий мир со стороны его внешности.
В учении о сущности выведена система определений, раскрывающих внутреннее содержание вещей, их сущность. Единство определений бытия и определений сущности (экстерьера и интерьера природы) дало нам в итоге генетическую экспозицию понятия, благодаря которой мы произвели логическую систематизацию субъективных форм мысли: суждений и умозаключений. От форм мысли мы перешли к типам объективности. А по ступеням объектов мы пришли к абсолютной идее – идее нашего не только материального, но и духовного единства с тем миром, в котором мы рождаемся и живём.

§282. В обыденной жизни мы строим свои рассуждения в обратном порядке. В любых своих проявлениях мы неосознанно исходим из идеи того, что мы, люди, едины с тем миром, в котором живём. При этом мы также уверены в том, что мы познаём этот мир таким, каков он есть на самом деле. Здесь, в логике, данная идея рассматривается последней как результат всего предшествующего пути развития нашего мышления. Но в обыденной жизни всё обстоит наоборот. Ещё неотягощённое логической культурой сознание начинает своё восхождение к миру непосредственно с этой идеи.

Приступая к собственно познанию мира, наше сознание первым делом подразделяет его на качественно специфичные области или, как их ещё называют, на (качественные) ступени его развития. С этой целью оно выделяет: а) Вселенную в целом, б) нашу планету в частности, в) биосферу. От них оно отделяет самих людей, человечество. Этот этап деятельности нашего рассудка рассматривается здесь в разделе "Объект".

Выбрав определённую область мира, рассудок заявляет далее, что для того, чтобы познать её правильно, её следует мыслить как целостность, как единую в себе систему. Здесь, следовательно, речь идёт о том, что постигать понятие интересующей нас области мира необходимо через единство всех трёх её определений: всеобщего, особенного, единичного. Этот этап в логике соответствует разделу "Субъективное понятие". Однако вместо использования указанных определений и развивающейся последовательности умозаключений рассудочное сознание заводит туманные разговоры о необходимости применения системного метода познания.

При этом предполагается, что сначала следует создать сам этот метод, и только после этого его можно будет применить для познания интересующего нас объекта. – Учиться плавать, стоя на берегу.

Что такое системный метод познания? Это та последовательность категорий, которая рассмотрена нами в разделах "Бытие" и "Сущность", и которая обусловливает собой последовательность развития субъективных форм мысли. Однако поскольку рассудок ещё пребывает в иллюзии, что содержание познаваемого им мира существует само по себе, а содержание его мыслительной деятельности – само по себе, то в этом пункте познания он начинает творить полный произвол. По своему усмотрению он выдёргивает из объекта отдельные определения и, сопоставляя их, пытается определить то, которое важнее. Тем самым вместо системного познания получается его полная противоположность.

§283. Следовательно, всё то, что мы рассматривали здесь, в учении о чистом понятии, не является чем-то надуманным. Всё это – от первого до последнего параграфа – присуще нашему мышлению. И всё это нам следует знать. Конечно, рассмотренная здесь игра мысли весьма непривычна даже для образованного и во многом подготовленного читателя. Но эта непривычность обусловлена лишь только новизной данной науки.

На этом мы завершаем наше знакомство с понятием чистого понятия. Далее, вооружившись им (понятием), мы переходим к наведению порядка в сфере определений природы и человечества. "Природа и дух (человечество) составляют реальность идеи, первая – как внешнее наличное бытие, второй – как знающий себя"[15].

<< | >>
Источник: С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. 2003

Еще по теме Субъективная форма понятия:

  1. Субъективная форма понятия
  2. 1. Понятие форм государства. Форма правления. Форма государственного устройства.
  3. 11.1. Субъективное понятие
  4. 11.1. Субъективное понятие
  5. Субъективная логика или учение о понятии
  6. 27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
  7. § 2. Понятие права в объективном и субъективном смысле
  8. Центральный элемент гражданского правоотношения - его содержание, т.е. связанные между собой субъективное право и субъективная обязанность участников.
  9. 74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
  10. 42. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, элементы и их взаимосвязи
  11. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
  12. ГЛАВА II ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  13. Понятие как форма мышления. Дефиниции понятий
  14. 37. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  15. 25. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления