<<
>>

Субъективная логика диалектического противоречия

Субъективно противоположности в диалектическом противоречии могут соотноситься по-разному: альтернативно - по принципу «или-или», негативно - по принципу «ни-ни», позитивно - по принципу «и-и», субъективно-диалектически - по принципу «субъект - объект» и объективно-диалектически - по принципу «объект - субъект».

Альтернативная логика «или-или»

Альтернативной логикой «или-или» - «да-нет» - «нет- да» - является так называемая формальная логика. Она широко используется в повседневной жизненной практике.

На ее основе строится современная вычислительная техника.

Однако альтернативная логика является односторонней, т.к. не всегда дает исчерпывающее решение противоречия.

Негативная логика «ни-ни»

Негативная логика «ни-ни» - логика алогизма, обструкционизма, обскурантизма, волокиты, бюрократизма и пр. Логика по принципу «ни да - ни нет», «кто во что горазд», «я так считаю» не признает и не допускает наличия каких- либо логических посылок, не признает и не замечает реальности тех или иных жизненных противоречий и необходимости их решения. На эту логику опираются идеологический скептицизм и агностицизм, социальный антагонизм и нигилизм, политический пессимизм и авантюризм, экзистенциальное иждивенчество и квиетизм, гентильный гетеризм и геноцитизм, экономический паразитизм и тунеядство.

Позитивная логика «и-и»

Позитивная логика «и-и» - логика беспартийности, абстрактной равнозначности противоположностей в противоречии: материи и сознания, объекта и субъекта и т. п. Дуалистическое решение основного вопроса философии - допущение равнозначности материи и сознания - ведет к совместимости науки и религии. Допущение равнозначности объекта и субъекта ведет к гносеологическому аполитизму в науке. Взятая односторонне, позитивно-дуалистическая логика не исчерпывает всей структуры отношений между противоположностями в диалектическом противоречии.

Субъетивно-диалектическая логика интересов

Субъетивно-диалектическая логика интересов строится на основе приоритета неосновной стороны противоречия над основной: сознания над материей, субъекта над объектом, личных интересов над общественными, логики идей над логикой вещей.

Объективно-диалектическая логика вещей

Объективно-диалектическая логика вещей строится на основе приоритета основной стороны противоречия над неосновной: материи над сознанием, объекта над субъектом, общественных интересов над личными, логики вещей над логикой идей. На этой основе формируются и развиваются стихийно-реалистическое мышление трудящихся и единственно последовательно научная объективно­диалектическая логика вещей.

3.

<< | >>
Источник: Березовский В.И.. Тупик и Выход : научная статья. 2012

Еще по теме Субъективная логика диалектического противоречия:

  1. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  2. Субъективная логика или учение о понятии
  3. 3. Методы диалектической логики. Научная абстракция, восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического. Равновесный и неравновесный методы
  4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава первая ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  5. § 2. Диалектический метод исследования как система. Соотношение диалектического метода с методами исследования конкретных наук
  6. Центральный элемент гражданского правоотношения - его содержание, т.е. связанные между собой субъективное право и субъективная обязанность участников.
  7. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
  8. ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  9. О субъективной вероятности, субъективной "невозможности" и экстремальности измерения среды.
  10. Принцип диалектического единства личности
  11. Принцип диалектического единства личности
  12. Принцип диалектического единства личности
  13. 18.5. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности
  14. Диалектический характер мышления