<<
>>

Суть философского мировоззрения Канта

можно выразить его собственными словами: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора: я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием моего существования. Первое начинается с того места, которое я зани­маю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необо­зримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами, над мирами и системами систем, в безграничном времени их пе­риодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого «я», с моей лично­сти, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи.

Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете ту материю, из которой она возникла, по­сле того как эта материя короткое время неизвестно, каким обра­зом была наделена жизненной силой.

Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней ме­ре поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни» [2. Т. 4. Ч. .2. С. 499-500].

Но вернемся к подробностям жизненного пути философа.

После окончания Кенигсбергского университета Кант про­работал там всю жизнь.

Он преподавал естествознание, матема­тику, логику, метафизику, физическую географию. В 1758 г. (во время Семилетней войны) Кенигсберг вошел в состав Российской империи и находился в ней до 1762 г. В этот период помимо сво­их учебных курсов Кант читал специально для русских офицеров фортификацию и пиротехнику.

Деятельность философа делится на два периода - докрити- ческий (занятие наукой) и критический (когда он занимался фи­лософией).

Свой путь в науке Кант начал как астроном-теоретик, нью- тонианец. Он первым поставил задачу проследить все возможные для Вселенной следствия проявления закона всемирного тяготе­ния и понять с этой точки зрения, как устроена и развивается Вселенная. В одной из ранних работ Кант обращает внимание на то, что лунно-солнечные приливы в океане должны систематиче­ски тормозить вращение земли, а это значит, что во Вселенной, по Канту, существуют необратимые процессы: она становится иной, имеет свою историю. В своем главном астрономическом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант развивает первую научную теорию происхождения Сол­нечной системы.

Практически все космогонические гипотезы XX-XXI вв. со­храняют в себе ядро кантовской идеи о происхождении земли и планет из холодного газо-пылевого вещества [2. C.147-149].

Занимаясь наукой, Кант начинает задаваться философским вопросом: насколько точно научное знание отражает мир? Это непростой вопрос, и скептицизм Д. Юма свидетельствует об этом. В трактате «О человеческой природе» Юм сделал вывод: нельзя считать, что научное знание отражает законы мира, по­скольку оно целиком зависит от наших восприятий и ничем дру­гим проверено быть не может.

Но еще до Юма Декарт сформулировал тезис: «Я мыслю, следовательно, существую», определив знание о мире как знание с точки зрения «Я», субъекта. Во времена Канта Лейбниц в своей «Монадологии» построил философскую теорию монад как пре­дельных реальных сущностей, способов организации реальных вещей. Согласно этой теории, эмпирическое познание не является истинным.

Таким образом, в философии назревала проблема отноше­ния сознания (а наука о мире и есть сознание о нем) и бытия (или мира, который изучается наукой). Она звучала так: если науки, как считал например Юм, не отражают мир, а знание есть лишь наша привычка наблюдать за одним явлением другое (солнце всходит и заходит), то почему же они существуют?

Если науки существуют, то как они возможны? Таков

вопрос Канта.

Как же Кант решал эту задачу - задачу о знании «звездного неба»? Это вопрос гносеологии, теории познания: как возможна наука в качестве знания о мире? Остановимся на этой теме. Затем обратимся ко второй теме Канта: «моральный закон во мне», т.е. проблеме человека. Для Канта-философа проблема познания ми­ра и проблема человека являются основными, причем они орга­нично соединены, т.к. философ видит одно основание для таких казалось бы различных вопросов: один - по ведомству естество­знания, другой - по ведомству человеческой души. Как свиде­тельствует выше приведенное высказывание Канта - он связыва­ет с сознанием своего существования и звездное небо, и мораль­ный закон. В этом состоит коперниканский переворот в филосо­фии, совершенный Кантом и им самим так обозначенный.

<< | >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Суть философского мировоззрения Канта:

  1. 2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем
  2. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  3. Философия И. КАНТА
  4. Философия И. КАНТА
  5. 8.1 Антропология И.Канта
  6. § 2. Учение И. Канта о государстве и праве
  7. Учение о государстве и праве И. Канта
  8. 1. Учение И. Канта о государстве и праве
  9. наполняет значимостыо рассуждение о ней. 2. СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ B ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФСКОЙ ЭССЕИСТИКЕ И ФИЛОСОФСКОМ ИСКУССТВЕ
  10. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности
  11. 7.2. Основные черты философии И. Канта
  12. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
  13. Гегель пытался исправить ошибку Канта