ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен
Вопросы
1. Понятие мировоззрения, его задача и структура. Исторические типы мировоззрения.
2. Объект и предмет философии, структура философского знания, функции философии.
3.
Основной вопрос философии. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика.Мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений о природе, обществе и человеке, их взаимосвязи; это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, которая определяет направление деятельности и отношение к действительности, как отдельного человека, различных социальных групп, так и общества в целом.
Оно складывается под влиянием социальных условий, воспитания и обучения человека. Задачей мировоззрения является формирование всеобщей универсальной картины мира, утверждение принципов его устройства и эволюции. В мировоззрении выражаются особенности культуры эпохи и конкретных народов.
Мировоззрение складывается из знаний, полученных опытным путем, чувств, переживаний человека, существующего в реальном мире, его развивающегося воображения, позволяющего видеть прошлое и будущее, объяснять себе непонятное, формируя свою систему ценностей.
Поэтому в структуре мировоззрения принято выделять такие компоненты как мироощущение, которое формируется на основе непосредственных чувственных переживаний человека или общества; мировосприятие (представления), определяющее целостные образы действительности; и миропонимание, мышление (логос), направленное на осмысление представлений о реальности для дальнейшего применения в жизнедеятельности как системы ценностей. Таким образом, мировоззрениепредставляет совокупность эмоционального и интеллектуального отношения человека или общества к миру и самим себе.
Исторически сформировались пять типов мировоззрения: миф,
искусство, религия, философия и наука.
Миф является исторически первой формой мировоззрения, характерной для ранних этапов становления общества. Целью мифа выступает сплочение первобытных людей в общности и обособление их от других общностей. Основными чертами мифа являются:
- синкретизм, утверждающий единство противоположностей мира (нет различия необходимого и случайного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, доброго и злого, отдельного и общего);
- антропоморфизм, отражающий одушевление всего живого, наделение предметов этого мира эмоциями и переживаниями человека;
- традиционализм, устанавливающий предопределенность жизни человека и руководство обычаями и ритуалами;
- коллективизм, отрицающий наличие внутреннего духовного «Я» человека и устанавливающий единство человека с общностью («Мы»). В рамках мифах начинает формироваться следующий исторический тип
мировоззрения - искусство. Благодаря искусству, мир наделяется высшей гармонией, красками и смыслом. Через искусство человек выражает свое чувственно-эмоциональное отношение к действительности и с помощью художественных образов запечатлевает ее в своем внутреннем духовном мире.
Религия как тип мировоззрения формируется в тот период, когда человек начинает отделять себя от коллектива в качестве духовной индивидуальности, но у него нет еще точки опоры в самом мире. Она определяет целостное понимание объекта и требует определенного уровня мышления (обобщения опытных знаний), суммы ощущений, воображения, памяти. Человек обращается в мир запредельный, сверхъестественный, ищет
Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии______________________________ 6
в нем спасения. Он верит, что есть силы, способные ему помочь определиться. Знание о мире, о себе самом недостаточно для самоутверждения. Идеи Добра, Истины и Красоты не осмысливаются разумом, а укореняются в сознании через веру.
В отличие от религии, философия (с греч. «любовь к мудрости») ориентирует человека на свободный интеллектуальный поиск истины и обоснование всего, что определяет существование человека.
Философия появляется тогда, когда личность окончательно осознает свое своеобразие и противопоставляет себя обществу и общепринятым верованиям. Особенность философии заключается в том, что она рассматривает мир через отношение к нему человека, поэтому ищет точку опоры в его духовном мире.Философия обобщает весь культурно-исторический опыт человечества и транслирует его новым поколениям. Именно она способна сформировать общечеловеческие социокультурные ценности. Философия осознает, формулирует принципы и законы, значимые для любой сферы человеческой деятельности, помогает постижению смысла самой жизнедеятельности человека, развивает способности ориентироваться в противоречиях общественной жизни. Благодаря философии, человек осваивает навыки логической аргументации, овладевает культурой ведения диалога, дискуссии.
Философия помогает человеку сформировать свои представления о мире на основе идеализированного, абстрактного восприятия реальности и особого языка - категорий (универсальных понятий, определяющих наиболее общие и устойчивые закономерности развития мира). Для построения и обоснования своих систем она использует средства рационального теоретизирования, обеспечивающие обоснованность ее положений на основе законов логики, научных принципов и методов, прежде всего на основе принципа детерминизма («все имеет свою причину»), системности, взаимосвязи («все взаимосвязано), развития («все течет, все изменяется»).
Специфика философии состоит в том, что она, с одной стороны,
является одним из исторических типов мировоззрения, а с другой - сама рефлексирует над проблемами развития мировоззренческих представлений различных эпох. Рефлексия является способностью нашего сознания раскрепощаться от традиционных знаний и убеждений и находить точку опоры в собственном духовном мире. С зарождением рефлексии мысль приобретает неограниченное число степеней свободы, а вместе с этим бесконечные возможности творческого самовыражения. Это способ фиксации в логосе духовного феномена, проявляющего себя в философствовании.
Философски мыслить - значит смотреть в сущность вещей.В эпоху Нового времени начинает складываться научный тип мировоззрения. Наука представляет объективный взгляд на действительность. Ее рассуждения строятся на рационализме и ориентированы на открытие законов и явлений мира. В отличие от философии, субъектом научного познания не может быть любой человек, наука требует специальной подготовки и особого типа мышления. Научные знания обоснованы и систематизированы, выражены с помощью искусственного языка.
Таким образом, современный мир, руководствуясь научным типом мировоззрения, формирует интегративное мировоззрение на основе принципов философии, искусства и, безусловно, религии.
Но, тем не менее, философия представляет собой и науку: у нее есть все признаки науки - объект и предмет исследования, цели, задачи, функции, методы и логико-категориальный аппарат.
Объект философии - мир в целом. Философия воспроизводит мир как целостное образование, как единство природы, духовного мира человека и социума.
Предметом философии являются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Философия отражает в своих идеях становление человека как
Человека, более того, она рождается, когда человек стремиться преодолеть свою биологическую ограниченность, конечность и несовершенство.
Исходя из проблем философии, формируются ее основные разделы:
- история философии - история развития самой философии;
- онтология - учение о бытии, поиске первоосновы мира (субстанции), сущем и существовании, о формах бытия;
- антропология - учение о человеке, его сущности и развитии, формировании как биопсихосоциального существа;
- гносеология - учение о природе познания, целях и методах познания;
- социальная философия - учение о природе и сущности общества, взаимосвязи общества с государством, включении человека в систему общественных отношений;
- аксиология - учение о ценностях, определяющих способ существования человека, его смысл жизни.
Свое функции философия реализует в следующих формах:
- мировоззренческая. Философия ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям;
- методологическая. Философия выступает как общее учение о методе. Методические ориентации, которые она предлагает, применимы к любому объекту действительности и необходимы для его глубокого познания;
- прогностическая. Философия формулирует гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира;
- критическая. Философия своими средствами выявляет заблуждения, догмы, устаревшие стереотипы мышления и практической деятельности, ведущие по ложному пути, предупреждает о возможных дисгармониях и катастрофах;
- аксиологическая (ценностная). Философия вырабатывает критерии оценок значимости явлений природной, социальной или духовной
Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 9
реальности для человека, группы, общества; способствует формированию общечеловеческих ценностей и идеалов, пониманию смысла человеческого существования, защищает духовный мир человека, определяет его культурный уровень;
- идеологическая. Философия обосновывает идеологию как теоретическую систему, отражающую общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы;
- праксиологическая. Философия помогает вырабатывать в русле своих смыслов основные направления, цели, средства и методы человеческой деятельности.
Как же философия постигает наиболее общие законы развития и формы бытия существующей реальности?
Мировоззренческая проблема человек - мир в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношение души и тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса - создан ли мир духовным началом или существует вечно и т.д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия получила название основного вопроса философии.
Еще по теме ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен:
- § 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте
- Общество как социокультурная система
- Значение политической философии и та роль, которую она играет, сегодня столь же очевидны, как это было и всегда с тех пор, как политическая философия появилась на свет в Афинах.
- Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
- 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
- Абсолютизация смерти как феномен культуры
- 2.1.3. Абсолютизация смерти как феномен культуры
- Психологическая защита как феномен
- Как решается тема Бога в философии Канта?
- Экстремальность как краевой феномен.
- § 2. Организованная преступность как социальный феномен
- §2. Организованная преступность как социальный феномен
- 7.1. Язык символов как эпистемологический феномен
- Язык символов как эпистемологический феномен
- Самотрансценденция как феномен человека
- Самотрансценденция как феномен человека
- Травма как транзитный феномен.