<<
>>

2.2. ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Для теоретико-познавательного истолкования притчи о пещере важно учесть, что сущее в своем онтологическом различии души, как выражается Платон, т. е. в различии явления и его причины, осознается разными способами: во-первых, как мнение (doxa), а во

-

вторых, как знание (episteme). Эти две формы познания, которые различал

18 Платон. Государство. 516b-c.

61

еще Парменид (как впрочем и Гераклит), Платоном не разводятся как независимые друг от друга по разным сферам: мнение — в область явления, знание — в область идеи.

Ту и другую он рассматривает во взаимно обусловленном отношении, в котором более высокая ступень достигается благодаря низшей, причем нахождение на высшей ступени не отрицает возможности возвращения на самую низкую. Новому видению, которое обретает мыслящий, достигая последующей ступени, свойственно сохранение ограниченности взгляда предшествующей.

Достигший высшей ступени видит, что его мышление вынуждено постоянно иметь дело только с фрагментами реальности, а не с сущим как таковым. На пути, которым следуют из пещеры освобожденные от цепей люди, они полагают, что с каждой более высокой ступенью все больше приближаются к видению сущего, как оно есть само по себе, т.е. к истине о ней, но это убеждение на следующей ступени вновь оказывается неистинным.

Столь же мало, сколь и прикованный, еще живущий в мире теней и отражений человек знает, что он вынужден иметь дело только с копиями, это знает и тот, который надеется познать в проносимых мимо вещах причину теней. Ибо он не знает, что проносимые предметы равным образом являются лишь копиями, а не оригиналами. Познать это возможно, по Платону, только покинув пещеру.

Так в притче о пещере освещается путь познания; он есть в то же время и путь образования, который должно пройти мышление, чтобы достичь в конечном счете правильного знания.19 Характер этого пути определяется тем, что тот, кто ему следует, только потом познает свойства достигнутых им ступеней, и тем, что дальнейшее достижение более высоких ступеней знания не означает полного освобождения от мира пещеры. Осознание того, что человеческое мышление должно довольствоваться познанием фрагментов реальности, а не самого способа ее существования, расширяется на высшей ступени до знания о том, что человеческая деятельность и познание возможны только с оглядкой на жизнь в пещере.

Так, для идущих к свету пещера превращается в место их образовательной деятельности. Философское сознание, которому дано познать пещеру как такое место, становится при этом «правильным знанием», согласно которому надо упорядочить и оформить жизнь в пещере. Поэтому Сократ в своем истолковании воз-

19 Эта высшая форма воззрения, в которой мы созерцаем «вещи сами по себе самою по себе душой» (Платон. Федон, 66d-e), представлена у греков понятием theoria.

62

можности выхода из пещеры рассмтривает и возвращение в нее как обязанность:

... нашим делом будет заставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше назвали самым высоким, то есть умению видеть благо и совершать к нему восхождение; но когда, высоко поднявшись, они в достаточной мере его узрят, мы не позволим им того, что в наше время им разрешается.

—Что ты имеешь в виду?

—Мы не позволим им оставаться там, на вершине, из нежелания спуститься снова к тем узникам и, худо ли бедно ли, они должны будут разделить с ними труды их и почести.20

К hyperbole относится как восхождение, так и нисхождение, возвращение в пещеру. Это возвращение не просто возврат назад; оно есть практика, представляющая собой участие в «тяготах» повседневной жизни и живущая созерцанием истинной причины вещей.

<< | >>
Источник: ХАЙМО ХОФМАЙСТЕР. ЧТО ЗНАЧИТ МЫСЛИТЬ ФИЛОСОФСКИ.. 2006

Еще по теме 2.2. ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Для теоретико-познавательного истолкования притчи о пещере важно учесть, что сущее в своем онтологическом различии души, как выражается Платон, т. е. в различии явления и его причины, осознается разными способами: во-первых, как мнение (doxa), а во:

  1. Высшая цель жизни: осознать, что в действительности все мы - души.
  2. ТВОРЧЕСТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
  3. ♥ Что делать, если пациент считает, что то, что прописал врач, причинило вред его здоровью? Как это доказать в суде? (Иван)
  4. Глава 1 Уголовное преследование как познавательный процесс
  5. § 5. Классовые различия и противоречия, способы их сглаживания
  6. Очерк первый. Угол зрения: 70-е годы XX века. Теоретик, становится странным для самого себя.
  7. Известно, что толкование Платона — дело чрезвычайной трудно­сти
  8. Пещера Платона
  9. 5.1.1. Познавательное общение
  10. Очерк второй. Место и время действия: XVII — начало XX века. Теоретик-классика как образ культуры.
  11. “Духовно-познавательный принцип.
  12. КОМПЛЕКСЫ И ПРОБЛЕМЫ КАК ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ «ЛЕВОГО» И «ПРАВОГО» МЫШЛЕНИЯ
  13. Познавательные процессы
  14. Схема 16. Познавательные способности человека
  15. 2.3. Познавательные психические процессы
  16. § 2. Основные элементы познавательной деятельности в процессе уголовного преследования
  17. Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
  18. О философии и познавательных конфликтах
  19. 1. Тактика познавательного поведения
  20. 4.1. Общие закономерности изменения познавательных процессов при длительном стрессе