<<
>>

§ 2. Типичные формы правления

В форме или организационном упорядочении государств вы­ражается их содержание - сущность режимов и их правления, схема передачи власти (по наследству или в результате выборов). Становление государственных структурных атрибутов сопровож­далось изменением и совершенствованием правления.

Содейство­вали этому как способности властителей к саморазвитию, так и мыслители.

Необходимость строительства ирригационных и других крупных объектов при низкой производительности труда подне­вольных частично обусловила утверждение деспотических мо­нархий. Система рабовладения наиболее полно сложилась в Древ­ней Греции и Древнем Риме и предназначалась для обуздания уг­нетённых и подавления их бунтов, восстаний. При этом увеличи­валось и число управленцев. В Спарте образовалась аристократи­ческая республика, в Афинах (6 в. до н. э.), а затем и других поли­сах (городах-государствах с прилегающими поселениями ремес­ленников и земледельцев) - демократическая. Демократия озна­чала власть народа. На самом деле рабы и другие пришельцы к полисному народовластию не имели никакого отношения.

Им раз­решалось лишь заниматься позорным делом - производить аресты, т. е. быть пешими и конными лучниками (полицейскими). Мало­имущие (феты) могли только участвовать в собраниях свободных граждан. Права голоса были лишены женщины. На руководящие должности избирались богатые мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Так что демократия была весьма ограниченной.

Разбогатевшие аристократы стремились заполучить поболь­ше власти и защитить свою собственность. Под их нажимом ар­хонт Афин (высший начальник, правитель полиса) Драконт в 621

г. до н. э. отобрал и пересмотрел законы, ужесточил их. За кражу, поджог и умышленное убийство назначалась смертная казнь. Убийство вора, совершённое ради самозащиты или возврата укра­денного имущества, не признавалось преступлением.

Суровость законов послужила поводом назвать их драконовскими.

В подобном русле действовал и прославившийся военачаль­ник Солон, избранный в 594 г. до н. э. архонтом. Он провёл ряд реформ. Тимократическая конституция подразделила всех граждан на четыре категории в зависимости от величины доходов с земли. Политические права их определялись размером имущества. Отме­нялась поземельная задолженность бедняков. Афиняне, проданные за долги в рабство, были выкуплены и возвращены на родину.

Любая кража каралась смертью. За другие правонарушения взима­лись денежные штрафы. В тюрьму сажали лишь за неуплату дол­гов. Убийцы очищались от пролитой крови в храме Аполлона, о чём оповещал оракул. В случае непредумышленного убийства ви­новного изгоняли или заставляли заплатить штраф. Не обнару­женного убийцу проклинали и вывозили применённое оружие за пределы полиса. Никто не мог сам мстить за обиду или возмещать ущерб. Поэтому запрещалось носить с собой оружие. Солон усилил роль народного собрания, создал Совет 400 (буле) и ввёл суд при­сяжных, что расширило демократию.

К несправедливому правлению Платон, как и Сократ, отнёс: тимократическое (власть честолюбцев), олигархическое (власть богатых), тираническое (власть одного) и демократическое (власть народа через представителей). Они порождают зло, произ­вол и хаос. Осуждение Сократа он объяснил тем, что решения, ба­зирующиеся на частных интересах, субъективных и изменчивых мнениях, не могут быть справедливыми. Истине он придавал бо­жественный смысл. Смертные не могут избежать зол, так как они всегда будут тяготеть к соперничеству, корысти, алчности. Но при этом он пытался нарисовать схему идеального (совершенного) го­сударства, которое бы обеспечивало «благо для всех», справедли­вость. Достичь таких абстрактных ориентиров можно, по его представлению, при условии, если управлять будут мудрецы (фи­лософы), обладающие мужеством и чувством меры, или же цари станут философами. Приоритет отдавался разумности. Но так как она относительна и воспринимается субъективно, то и оценка ре­зультатов властвования неоднозначна.

Политику («царское искус­ство») он ценил выше ораторского, военного и судебного мастер­ства, ибо она помогает оберегать и улучшать людей, превращать нравственные нормы в социальные. Воины должны охранять по­рядок, а земледельцы и ремесленники обязаны заниматься произ­водительным трудом. Такое, якобы естественное, разделение уве­ковечивало господство аристократов (меньшинства).

Близких взглядов придерживался и Аристотель. Правильное правление (монархическое, аристократическое, власть большинст­ва) он обосновывал служением общим интересам, а неправильное (тираническое, олигархическое, демократическое) - стремлением к личной выгоде. В «Политике» он даже считал, что чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто прикончит тирана. Предпочти­тельность политики он связывал с обеспечением мира, порядка, с развитием наук и искусства, содействующих утверждению нравст­венности и добродетельности. Особенно Аристотель выделял му­жество, благоразумие, справедливость и рассудительность, нали­чие которых и означало счастье, а также умение повиноваться вла­стям и законам. Причину возмущения подневольных и переворо­тов он усматривал в навязанном неравенстве, призывал к щедро­сти, поддерживать неимущих. Дружба свободных сограждан была объявлена высшей политической добродетелью.

Своеобразная обстановка складывалась в римской общине. В ней верховодил сенат, состоявший из 300 старейшин родов (пат­риций, владевших большими наделами земли). На народных соб­раниях, проходивших по куриям, принимались или отвергались законопроекты, провозглашались судебные решения, пожизненно избирался царь. В Римской республике (5-1 вв. до н. э.) важные вопросы в сенате не обсуждались, дискуссии не велись. В обще­ственной жизни участвовали только воины. На плацу (Марсовом поле) выбирали магистров, сотников. Военачальники почитались лавровым венком (триумфом) или миртовым (овацией).

Борьба плебеев (мелких землевладельцев, ремесленников) за свои права привела к установлению равенства перед законом, но не политического и социального.

Стержнем римского права, отра­жавшего противоречие между личным и общественным интере­сом, стала защита частной собственности. Были утверждены спо­собы приобретения и прекращения прав собственности. Любые покушения на неё, кражи карались. Система договоров охватывала различные отношения товаропроизводителей и гарантировала ста­бильность торгового оборота. Появились такие термины, как юри­дическое лицо, давность, гражданство. Место человека, его роль определялись его имущественным положением (цензом). Рабы не признавались субъектом права, рассматривались как вещь или го­ворящее орудие.

Правители Рима насаждали беспредельную власть как над рабами, плебеями, так и над покорёнными народами. Цари начали назначать сенаторов из узкого круга знатных патрициев. Прерога­тивы царя были перераспределены между двумя избиравшимися преторами, а затем консулами. Сенат ведал государственным имуществом и финансами, внешней политикой, вопросами войны, религии и культа, внутренней безопасности. Магистратуры оста­вались коллегиальными. Краткосрочные должности в них не опла­чивались.

В ходе непрерывных войн Рим подчинил себе весь Апеннин­ский полуостров и распространил свою экспансию на заморские владения - Сицилию, Корсику, Сардинию, Испанию, Балканский полуостров, Малую Азию, превращённых в провинции, которые были отданы в бесконтрольное распоряжение наместников (назна­чаемых сенатом проконсулов). Сложилась крупнейшая средизем­номорская держава. Организация управления в ней основывалась на принципе «разделяй и властвуй». Но эксплуатировать громад­ный контингент рабов, используемых в производстве, прежде все­го в поместьях (латифундиях), оказалось затруднительно. Они не­однократно восставали. Наиболее мощным было их вооружённое выступление под руководством Спартака, бежавшего из школы гладиаторов на Везувий. В его армии сражалось около 70 тысяч дисциплинированных воинов. Они одержали ряд побед, но не вы­двинули задачи уничтожения рабства, не выработали чёткой про­граммы действий и были разбиты.

Около 6 тысяч восставших бы­ли распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Разрозненные отряды продолжали самоотверженную борьбу ещё несколько лет.

Рабовладельцы поняли, что для сохранения своих привиле­гий нужно создать постоянную и профессиональную армию. Её вожди и стали играть решающую роль в социально-политической жизни. С момента распространения гражданских прав на всё насе­ление народное собрание превратилось в юридическую фикцию. Сенаторы теряли свой авторитет, власть и положение. В 60 г. до н. э. известные деятели Красс, Помпей и Цезарь заключили антисе- натский союз - первый триумвират. В 45 г. до н. э. Цезарь стал не­ограниченным властителем. Сенат декретировал ему чрезвычай­ные полномочия (пожизненного диктатора, трибунской власти), титул «император», «отец отечества». Его монархические притя­зания вызвали беспокойство у сторонников республики. Заговор­щики во главе с Брутом и Кассием 15 марта 44 г. до н. э. убили Це­заря, в результате чего вновь разгорелась гражданская война.

Цезарианцев возглавил сначала Антоний, а затем наследник Цезаря Октавиан. В 43 г. до н. э. возник второй триумвират, кото­рому удалось разбить республиканскую армию. Брут и Кассий по­кончили жизнь самоубийством. Но обострились взаимоотношения между новыми союзниками. Октавиан вышел победителем и стал править единолично. В 27 г. до н. э. сенат присвоил ему почётный титул «Август». Хотя функционировали старые магистратуры, власть сосредоточивалась в руках принцепса сената, пользовавше­гося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть - империй (отсюда - император).

Императоры обладали пожизненной трибунской властью, званием жреца (понтифика), консула, цензора, определяли внеш­нюю политику, издавали законы. Они лично контролировали про­винции, в которых стояли легионы, а также казну, чеканку золо­тых и серебряных монет, назначали командиров. Между ними и сенатской знатью вызревали конфликты, особенно при Нероне.

В первом веке новой эры империя достигла наибольшего размера и могущества.

Завоеватели требовали не только раздела отнятого у побеждённых богатства (продовольствия, золота и т.

д.), но и развлечений, зрелищ. Популярность приобрели междо­усобные бои гладиаторов со смертельным исходом, а также - с ти­грами и львами. Нередко обречённых зашивали в шкуры. Ради по­добных забав в 75-80 гг. был сооружён из туфа громадный Коли­зей. Рабы пытались убегать, разбойничали, убивали господ. Их разыскивали и жестоко наказывали. Но боясь их озлобления, им­ператоры начали ограничивать произвол. Было запрещено убивать рабов, постоянно держать их в оковах, отдавать в гладиаторы.

При Диоклетиане и Константине I, опиравшимся на армию, император был признан государём и господином, а его власть - абсолютной и божественной. Править помогали ему консистория (совет) и дорого стоивший военно-бюрократический аппарат. Но отсутствие благородных и созидательных целей порождало скеп­тицизм, усугубляло кризис ценностей и идеалов.

В 330 г. Константин I назвал столицей империи г. Византий (Константинополь). Потом управляли два императора: один в за­падной половине, другой - в восточной. Сыновья Феодосия I окончательно закрепили такое разделение. В 476 г. Западная Рим­ская империя распалась, а Византийская просуществовала ещё около тысячи лет.

В V-XI веках в Западной Европе сельские общины распада­лись. Основной производственной ячейкой стало индивидуально­семейное крестьянское хозяйство, что повлекло за собой свобод­ное отчуждение земельных наделов. Одновременно германские короли раздавали своим дружинникам целые поместья бывших римских землевладельцев с рабами. Количество феодалов возрас­тало. Они строили себе замки, содержали рыцарей, захватывали владения соседей. Феодализация сводилась к прикреплению кре­стьян к земле, к выплате ими ренты в виде барщины, натурального или денежного оброка. Широко применялось внеэкономическое принуждение, которое вызывало протест. Но сами феодалы не же­лали подчиняться королям. Так что формирование раннефеодаль­ных монархий в варварских королевствах также сопровождалось ожесточённой борьбой. Множество самостоятельных или полуса- мостоятельных княжеств, сеньорий и т. п. свидетельствовало о слабости центральной власти. Её усиление детерминировало обра­зование сословно-представительных монархий. В этом процессе активно участвовали зажиточные слои городов. Возникли такие управленческие органы, как генеральные штаты во Франции, пар­ламент в Англии, земские соборы в России.

Результатом борьбы с сепаратизмом, преодоления фео­дальной раздробленности стали абсолютные национальные мо­нархии. В них монарх (король, царь, шах, султан) опирался на дво­рян, был главным источником и законодательной, и исполнитель­ной власти, которая передавалась наследнику, даже глупому. Го­сударь устанавливал налоги и распоряжался финансами. Придвор­ные лишь помогали ему, исполняли его волю. Укреплялись по­стоянные армии и полиция (для усмирения недовольных). Фома

Аквинский одобрял такое правление, но допускал свержение мо­нарха в случае злоупотребления властью. Он полагал, что власти нужно подчиняться в той мере, в какой она благословенна.

Суть абсолютизма выразил Людовик XIV, которого льстецы именовали «король-солнце», в изречении: «Государство - это я». В Испании он перерос даже в деспотию. Иван Грозный в полемике со своим бывшим советником и другом, а затем главным врагом князем А. Курбским, требовавшим ограничения власти самодерж­ца, в ответных письмах отстаивал идею о божественном происхо­ждении власти и любые действия против неё расценивал как пре­ступления. Он также был поборником абсолютного самодержавия.

В России предпосылки преодоления местничества, удельной самостоятельности наметились во второй половине XVI в., когда принизилось значение Боярской думы, земских соборов. Вернув­шись из-за границы, молодой и энергичный царь Пётр, объявлен­ный самодержавным и неограниченным монархом, разослал по дальним городам стрелецкие полки, поднявшие в 1698 г. ещё один мятеж. Их заменили регулярные полки солдат и драгун. В солдаты на всю оставшуюся жизнь отдавали рекрутов из крестьян, в офи­церы - дворян. Быстро увеличивался флот.

Изменялась система управления. В 1708-1709 гг. Россию разделили на 8 губерний. Губернатор назначался царём и наделял­ся большой властью. В 1711 г. из назначенцев был создан Сенат, который контролировал деятельность центральной и местных ад­министраций, сбор налогов, разрабатывал законы на основе «именных указов». За Сенатом наблюдал генерал-прокурор, кото­рого называли «оком государевым». В «Уставе воинском», приня­том в 1716 г., говорилось о необходимости почитания низшими чинами высших, наказаний за оскорбление его Величества. В 1718 г. вместо старых приказов были учреждены 12 коллегий: ино­странных дел, воинская, адмиралтейская и другие. Церковными делами ведал Синод. Учреждения переводились из Москвы в Санкт-Петербург. В 1720 г. там разместился Главный магистрат. После окончания Северной войны и заключения в 1721 г. Ни- штадтского мира Сенат присвоил Петру титул Отца Отечества,

Великого императора Всероссийского. На карте появилась Рос­сийская империя.

На высшие должности в Сенат и коллегии царь не назначал случайных дворян, а выбирал из бывших «потешников». Низшие должности занимали те, кто выслуживался. Преимущественно это были безземельные дворяне, служилые, разночинцы. Дойдя до 8 ранга из 14 или штаб-офицерского чина, они приобретали права потомственного дво

<< | >>
Источник: Басалай А.А.. Актуальная и правдивая философия. 2001

Еще по теме § 2. Типичные формы правления:

  1. § 2. Понятие формы правления. Факторы, влияющие на форму правления
  2. 3.1.3. Типичные правовые формы собственности
  3. § 3. Нетипичные формы правления
  4. 2.Формы правления.
  5. Формы правления.
  6. 1.10. Формы правления государства
  7. Существуют три формы правления:
  8. § 3. Нетипичные формы правления
  9. Формы государственного правления
  10. Формы государственного правления.
  11. Формы правления
  12. Формы государственного правления
  13. Тема 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
  14. Личковаха А.В.. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ, 2011, 2011
  15. § 2.Понятие формы правления и ее основные разновидности
  16. Формы правления.
  17. Формы правления.