<<
>>

Учение Платона о творении мира и создании времени как «подвижного образа вечности»

Первый из греков, кто учил о возникновении мира как о творении — Платон. Именно его имеет в виду Аристотель, когда говорит о тех, кто ошибочно считает Небо возникшим, но неуничтожимым.

Согласно Пла- тону^Вселенную создал разумный Демиург, т.е. «мастер». Он создал мир потому, что захотел; а захотел потому, что он благ. Таким образом, бла­гость Божья и свободное произволение — единственная причина тво­рения мира, по Платону («Тимей», 29d-30a). Поскольку творец был в высшей степени благ, то и его творение должно было быть в высшей степени прекрасно й упорядоченно: платоновский Бог создал именно космос, т.е. воплощение красоты и порядка, насколько они могут быть воплощены в пространственном, т.е. имеющем части и потомутленном мире. Сходство платоновской космогонии с христианским учением о творении поразительно[57], но не полно: Демиург не творил из ничего, но «привел из беспорядка в порядок» то, «что пребывало в нестройном и беспорядочном движении» (там же). Правда, как объяснит далее Пла­тон, и утвердят позднее платоники, «то, что пребывало в беспорядке» до творения космоса, субстрат всякого телесного возникновения, нача­ло пространственности, недоступное ни ощущению, ни мышлению, ни воображению, — это, собственно, и есть ничто, противоположность бытию, «небытие» как таковое — то pv) оѵ.
Создавая мир из этого «небы­тия», платоновский Бог-Творецруководствовался образцом — взирал на умопостигаемый космос, который вечен, неизменен, всегда тождествен себе и потому не знает ни возникновения, ни уничтожения. (Этот тезис Платона впоследствии будет воспринят многими христианскими мыс­лителями, в особенности через посредство ФилонаАлександрийского).

Поскольку Вселенная возникла, она не может быть нетленной по природе. Тем более, что ничто, имеющее части, а значит, ничто про­странственное, не может быть неразрушимым: все, что состоит из час­тей, способно на нихразложиться (см.

«Тимей», 41b; «Федон» 78c). (Эти два аргумента против вечности видимого мира будут многократно исполь­зованы в полемике последующих веков). Ho космос устроен настолько совершенно, что разрушить его можетлишь «тот, кто его сплотил» («Ти­мей», 32c). A Устроитель мира — благ и никогда не захочет уничтожить свое создание, о чем и говорит в речи, которую Платон предлагает в «Тимее» отлица Творца: «Я Демиург и Отец вещей, и возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля» (41a).

Впоследствии на протяжении многих веков сторонники теории веч­ности мира будут приводить такие аргументы: если мир был создан, то почему именно тогда, когда был создан? Чем тот момент времени отли­чался от бесконечного множества других, прошедших до него? Ведь до творения ничего не было, значит, все моменты времени были совер­шенно одинаковы. A если не особенность какого-то момента побудила Творца создать мир именно тогда, то изменилось нечто в нем самом. Ho Бог неизменен, и это невозможно. И еще один, менее основательный: есди мир возник, значит было время, когда времени не было?

Платон предзадал ответ, к которому будут прибегать все мыслители, стремящиеся совместить учение о тварности мира с эллинской онтоло­гией вечного и неизменного: Бог создал мир не во времени. Само время не вечно, а сотворено вместе с космосом. Время — это равномерное вра­щение небосвода, сферической внешней границы мироздания. «Когда Отец усмотрел, что созданное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще больше уподо­бить [творение] образцу. Поскольку же образец являет собой вечное живое существо, он положил в меру возможности и здесьдобиться сход­ства. Ho... вечность нельзя передать ничему рожденному. Поэтому OH замыслил сотворить некоедвижущееся подобие вечности; устрояя небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ (т.е. подобие — Т.Б.), движущийся от числа к числу, который мы называем временем. Ведь не было ни ночей, ни дней, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо, и он уготовил для них возникно­вение лишь тогда, когда небо было устроено.

Bce это — части времени, а «Было» и «будет» суть виды возникшего времени, и, перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем ошибку. Мы говорим [о божественной сущности], что она «была», «есть» и «будет», но, если рассудить правильно, ей подобает только «есть», между тем как «было» и «будет» приложимы только к возникновению, становящемуся во вре­мени, ибо и то и другое сутьдвижения... Итак, время возникло вместе C небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновре­менно, если наступитдля них распад.» («Тимей», 37c-38b).

Таким образом, вопрос о вечности мира переносится в несколько иную плоскость: во времени мир был всегда, но он не вечен в том смыс­ле, что не может существовать сам по себе, из своих внутренних, имма­нентных ресурсов. Для того, чтобы быть, он нуждается в причине иной, нежели он сам, лежащей по ту сторону вселенской совокупности всего сущего. B этом смысле само время не вечно, ибо является движением, причем вторичным — производным от движения небосвода. Движение же, ѵиул изменение для Платона не может быть вечным по определению: изменяющееся не остается тождественным самому себе, то есть в каждый момент в каком-то отношении погибает или возникает, «становится».

<< | >>
Источник: Бородай Т.Ю.. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. 2008

Еще по теме Учение Платона о творении мира и создании времени как «подвижного образа вечности»:

  1. Глава 1 Подвижный образ вечности
  2. Понятия времени и вечности в философии Платона
  3. Творение и вечность мира: креационизм «Тимея» и античная традиция.
  4. Учение Плотина о времени и вечности
  5. Иоанн Филопон как платоник и аристотелик в вопросе о вечности мира
  6. Плотин: критика платоновского учения о творении мира и о природе. Природа как иррациональная энергия мировой души
  7. Образ будущего, образ настоящего и физическая картина мира, или правы ли «физики» в обвинениях «переписываемой» истории?
  8. УПРАЖНЕНИЕ: СОЗДАНИЕ БОЛЬШЕГО ЗАРЯДА СО-ТВОРЕНИЯ В СЕЙЧАС
  9. Учение Платона об идеях и сознании
  10. Понятия времени и вечности в философском учении Парменида.
  11. Мифологические истоки представлений человечества о времени и вечности
  12. § 1. Основные этапы и специфика становления раннефилософских представлений о времени и вечности.
  13. Учение Платона
  14. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
  15. Образ мастера и семантика слова «демиург» в диалогах Платона
  16. Создание материального мира «из ничего»
  17. Ho что такое «образ образа»? Как это понять?