Вариации в пределах «канал мысли - канал непосредственного чувства»
Вся информация, фиксируемая системами восприятия разных модальностей, представляет собой своего рода банк данных, которыми человек оперирует. При этом можно сказать, что варианты выходов, а также перспективы последующего развертывания ситуаций, аккумулированные в каждой такой системе, различаются.
Ведь недаром основоположники НЛП Дж.Гриндер и Р.Бендлер говорили о том, что важно научить клиента использовать все репрезентативные системы («Я вижу», «Яслышу», «Яосязаю», «Яобоняю». «Якинестетиче- ски переживаю»). B противном случае большой объем информации, касающейся возможных вариантов разрешения ситуаций, просто не удается актуализировать1.To, какой канал кодирует поступающие сигналы, существенно, так как его особенности определяют не только форму представления воспринятого, но и то, что именно из общего потока будет воспринято. Параметры распознающей системы влияют на то, какая информация из мира (и внешнего, и внутреннего) будет извлечена - в буквальном смысле, а не только в плане того, как она будет зафиксирована.
И дело здесь вот в чем: всякая система распознаёт в окружающем только то, что соответствует ее собственной природе, что резонансно посылаемым ею в мир сигналам. Поэтому в одном и том же потоке сигналов различные распознающие системы воспримут разное, а именно то, что отвечает их собственным характеристикам. Так и получается, что аудиальный, визуальный , обонятельный, осязательный, кинестетический ряд - для человека уровня отдельных субсистем - это разные события, допускающие разные варианты выходов и решений. И то, что наше «я» уровня «новая единичность» воспринимает как имеющее смысловое выражение, отвечающее параметрам эго-сознания, может быть увидено совсем по-другому, если точку отсчета сместить на уровень субсистем. Ведь до появления в сфере эго-сознания поступающая информация, изначально многоплановая, неоднозначная, мультимодальная, очень серьезно видоизменяется и преобразуется.
И эти преобразования имеют ряд особенностей. B частности:1) поступающие сигналы кодируются репрезентативными системами разных модальностей;
2) некоторые из таких систем полностью или по большей части игнорируются нашим «я» уровня «надстройки»;
3) оставшаяся информация приводится в соответствие с существующими на уровне эго-сознания стереотипами, установками, разного рода устоявшимися представлениями.
1 См.: Бендлер Р., ГриндерДж. Структура магии. Т. 2. СПб., 1993.
Один из каналов поступления информации, который может быть назван каналом непосредственно внутреннего чувства («в^н-утр-еннее» - от «утроба») настолько всеобъемлюще игнорируется структурой уровня «управленческой надстройки» (эго-сознанием), что не осознаётся не только поступающая по нему информация, но даже само обстоятельство его наличия. 0 его существовании нередко судят по косвенным признакам, принимая во внимание некоторые нетрадиционные, но тем не менее экспериментально зафиксированные формы восприятия информации (в этой связи его иногда называют «шестым чувством»). C его работой нередко соотносят интуитивные прозрения и неожиданные подсказки «внутреннего голоса». Однако человек технократической культуры обычно отвергает саму возможность его существования.
Весьма показательна в этом отношении история Барбары О'Брайен[190] - мужественной исследовательницы своего внутреннего мира, которая, пережив острый приступ шизофрении и войдя в стадию ремиссии, нашла в себе силы проанализировать и с юмором и предельной открытостью изложить собственный опыт, такой необычный для среднестатистического человека. B ее эссе имеются эпизоды, связанные как с острым периодом болезни, так и со стадией выхода из кризиса, когда она столкнулась с очень необычным феноменом предзнания будущего. Это был своего рода внутренний голос (который она нейтрально обозначила «Нечто»), подсказывавший ей выигрышные номера в рулетку, дававший возможность абсолютно безошибочно знать, что произойдет в ближайшем будущем, и т.п.
Так вот, весьма характерно, что факт появления в ее жизни этого благосклонного к ней помощника напугал ее больше, чем первые признаки начинавшейся шизофрении («марсиане», «операторы», «зеленые человечки»), потому что в последнем случае было, по крайней мере, понятно, что они такое, - болезнь. A вот что такое этот подсказывающий тихий голос, который воплощает то, чего не может быть, потому что не может быть никогда?
Известные нейрофизиологи T.A. Доброхотова и H.H. Брагина также сообщают очень интересные данные об особенностях восприятия у пациентов в период пароксизмальных кризисов. B их числе и предзнание будущего, и необычные синестезии, и наличие информации о тех вещах, восприятие которых невозможно с опорой на стандартные органы чувств (например, видение того, что происходит в палате на другом этаже). Они пишут: «Наиболее интригующим представляется феномен предвосхищения, также возникающий пароксизмально: во время приступа больные оказывались способными видеть, слышать (воспринимать с помощью органов чувств) события будущего времени »1. Или еще: «В момент приступа левша как бы способен видеть, слышать или каким-то иным образом “чувствовать” события, которых еще нет сейчас и здесь (в настоящем времени и реальном пространстве), а состоятся в будущем»[191]. Весьма характерно, что сами исследовательницы, честно и мужественно приводящие данные факты, испытывают немалое смущение по этому поводу и откровенно говорят о том, что не имеют модели для интерпретации подобных феноменов.
Известны также многочисленные антропологические данные, свидетельствующие о том, что представители примитивных культур без всяких специальных усилий способны получать информацию, которую не может извлечь из ситуации представитель технократической цивилизации[192].
При всем при этом, несмотря на обилие соответствующей эмпирики, нам очень трудно признать вышеупомянутые «альтернативные феномены», какими бы свидетельствами они ни подкреплялись.
Причину скептицизма я усматриваю в том, что все они связаны с функционированием канала поступления информации, параметры которого не только не соответствуют, но прямо противоположны параметрам канала мысли, являющегося выделенной системой репрезентации информации для современного человека (разместившего локус самоидентификации в эго).Остановимся немного подробнее на особенностях «канала мысли» и на тех преобразованиях, которые информация проходит, для того чтобы получить репрезентацию в нем.
Рассмотрим такой пример. Пусть у нас есть человек, потерявший обоняние в результате хронического заболевания носа. И вот он оказывается свидетелем некой непонятной для него ситуации, когда один человек лежит, а другой наклонился над ним и чем-то трясет перед его лицом. Тот, кто утратил обоняние, не будет иметь непосредственной информации о том, что происходит, потому что он не ощущает запаха нашатырного спирта. Конечно, по косвенным признакам (закрытые глаза одного, озабоченное лицо другого и т.п.) он может догадаться - в результате размышлений и реконструкций, - что другого приводят в чувство. Ho ведь эта информация содержится непосредственно в системе обонятельного ряда, к которому он - в силу особенностей личностной истории - не восприимчив.
Плохослышащие и слабовидящие люди постоянно вынуждены разгадывать ребусы, которые стандартному большинству незнакомы именно потому, что не все каналы репрезентации информации у них функционируют в полном объеме. Для таких людей выделенным каналом окажется какой-то другой: допустим, для слабовидящих - осязание и слух, для слепоглухонемых - осязание.
Иными словами, роль «главного канала» функциональна, а не субстанциальна. To, что мы всё выражаем в языке мысли и теперь уже сам этот канал воспринимаем как выделенный, универсальный, метауровневый по отношению ко всем прочим, не значит, что его подлинный статус таков и есть. Это может означать лишь то, что в силу особенностей когнитивной эволюции человека этот канал стал, оказался таким.
И то, что какие-то вещи, какие-то аспекты происходящего принципиальноу ни при каких условиях, непредставимы в нем, вовсе не дискредитирует невыразимую информацию, снижая ее статус, делая ее как бы немного неполноценной. Это нормальная ограниченность возможностей самого канала мысли: как не вся информации, представимая в каналах обоняния, зрения, слуха, может иметь репрезентацию, допустим, в канале осязания, так же и не вся информация, поступающая по каждому из остальных каналов, выразима в канале мысли.Таким образом, следует по-иному расставить акценты: не информация, невыразимая в языке мысли, чем-то нехороша, в чём-то «не соответствует стандарту», а выразительные возможности канала мысли непригодны для репрезентации некоторых видов информации. И естественно, это не значит, что один канал восприятия и переработки информации хороший, а другой плохой, они просто разные, по некоторым параметрам даже противоположные.
Таким образом, репрезентация в мысли, формой выражения которой является естественный язык и языки образов сознания, - лишь одна из возможных, по сути, равноуровневых систем, оказавшаяся доминантной (а точнее, оказавшаяся воспринимаемой как доминантная) просто в силу эволюционной и культурной истории человечества.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: наименованием «бессознательное» мы не совсем верно передаем природу феномена, очень значимого для понимания внутреннего мира человека. Оно верно по отношению к «мыс- лецентрированному» человеку, но не по существу. По существу же, то, что мы именуем бессознательным (подчеркну: то, что для канала мысли - бессознательное), - складывается из аспектов репрезентации происходящего языками всех кодирующих систем в той их части, которая не имеет адекватного эквивалента в языке мысли (в естественном языке и языке образов сознания), плюс те содержания, которые поступают по каналу, альтернативному по отношению к каналу мысли.
Иными словами, если мы отождествляемся с эго, то приоритетным для нас оказывается канал мысли, и тогда статус бессознательного приобретает информация, поступающая по стандартным каналам в той ее части, которая не кодируется эго-сознанием, плюс всё из не признаваемого канала непосредственного чувственно-телесного опыта.
A не признаётся он эго- центрированным сознанием именно потому, что не имеет - по природе своей - репрезентации в языке мысли. Иначе говоря, здесь происходит спутывание причины и следствия: для нас ни этой информации не существует, ни этого канала не существует, потому что они не представимы в языке канала мысли. Ha самом же деле всё не так. Некоторые люди не кодируют происходящее в виде аудио- или видеоряда, но ведь никто на этом основании не будет утверждать, что такая форма репрезентации невозможна, не существует. Если человек не чувствует запаха нашатырного спирта, это не значит, что им не пахнет. Это не значит, что информация, получаемая таким человеком в результате реконструкций и размышлений, в принципе не может быть получена в результате непосредственного восприятия специфического запаха.Так же и с «шестым чувством»: если канал мысли недостаточно отчетливо, лишь изредка и при особых условиях воспринимает информацию, кодированную данной репрезентативной системой, это не значит, что она к человеку не поступает, или что она в его репрезентативных системах не представлена. Это значит лишь то, что приоритетный канал, с опорой на который современный человек функционирует большую часть времени (а когда он отождествлен с уровнем «управленческой надстройки», это и будет канал мысли), к ней не чувствителен, не приспособлен для восприятия такого рода содержаний.
Я полагаю, что информация, поступающая по каналу непосредственного внутреннего чувства, параллельно кодируется также и другими репрезентативными системами (кроме канала мысли) в соответствии с их специализацией: визуальной, аудиальной, осязательной, обонятельной, кинестетической. И тогда таким образом сформировавшийся внутренний опыт как раз и составит «неосознаваемые аспекты» содержаний, циркулирующих в сознании индивида. Таким образом, неосознаваемое психическое - это не какая-то особенная звуковая, визуальная, обонятельная, осязательная информация, которая не представима и не представлена в языке мысли. Это и естьтасамая «интуитивная», «непосредственно-чувственная» информация, которая поступает по каналу «непосредственного телесно-чувственного опыта», но в той форме, как она репрезентирована и в его языке, и в языках аудио-, видео- и прочих общепризнанных систем репрезентации (за исключением языка канала мысли).
Итак, здесь снова имеет смысл сместить акценты: мы не осознаём / не способны выразить в языке мысли не часть аудио-, видео-... кинестетической информации, а мы, прежде всего, не способны выразить в языке мысли информацию, поступающую по каналу, который условно можно назвать каналом телесно-чувственного (или интуитивного) опыта, - и непосредственно, и в той форме, в какой она репрезентирована аудио-, видео-, обонятельной, осязательной, кинестетической системами. Информация, поступившая по каналу непосредственного внутреннего чувства, невыразима в языке мысли ни непосредственно, ни с опорой на те формы ее репрезентаций, которые имеются в других кодирующих системах. B отличие от канала мысли остальные репрезентативные системы имеют возможность ее непосредственного параллельного кодирования.
Таким образом, информация, поступающая по каналам аудио-, видео-, осязательного, обонятельного, кинестетического ряда, в общем случае выразима средствами языка мысли, хотя и не всегда это удается сделать легко. Информация же, поступившая через канал внутреннего интуитивного опыта, и лишь параллельно кодированная средствами остальных пяти репрезентативных систем, непосредственно невыразима в языке мысли. Именно такого рода содержания и составят основной массив бессознательного, а вернее, того, что именует бессознательным современный человек, поместивший локус самоидентификации в эго. B этом-то и трудность: мы пытаемся использовать однопорядковое, но по статусу противоположное средство выражения (язык мысли) для репрезентации исключающего возможность такого выражения содержания и стремимся чуть ли не насильно переводить последнее на язык сознания. A это просто по логике вещей невозможно. Поэтому часто звучащие в психотерапевтических сессиях рекомендации «просто осознать» сами по себе мало что дают, поскольку осознание содержания, представленного в форме, принципиально противоположной той репрезентативной системе, для которой и функционирует сознание, - отдельная нетривиальная задача.
2.7.3.
Еще по теме Вариации в пределах «канал мысли - канал непосредственного чувства»:
- Репрезентативные системы и канал мысли
- Характеристика каналов
- Канал сбыта (распределения)
- Древо коммуникационных каналов
- 14.2. Модели непрерывных каналов
- 14.3. Модели дискретных каналов
- Естественные коммуникационные каналы
- Невербальный и вербальный каналы
- 15.1. Количество информации переданной по дискретному каналу
- 20.3. Временное разделение каналов