<<
>>

ХХ век: проблема человека как проблема эпохи

Проблема человека как самостоятельная философская проблема стала предметом активного обсуждения лишь в нашу эпоху: как это ни странно, оказалось, человек теперь не знает, что он такое, и знает, что не знает этого.

Выдвижение антропологии в центр всей философской проблематики в ХХ веке - это результат развития самосознания человека, когда по-новому актуальным стал сократовский призыв: «Человек, познай самого себя!».

Поскольку самосознание - это встреча человека со своим «Я», постольку, возможно, заметное увеличение интереса к философской антропологии можно расценить как метафизический ответ на тот «приступ мирового одиночества» (М. Бубер), что испытало человечество ХХ столетия, ибо более всего склонным к самопознанию оказывается именно одинокий человек. В данном случае речь идет о «положительном», продуктивном смысле одиночества, когда человек, оставаясь наедине с собой, получает возможность отнестись к себе «всерьез», ощутить противостояние своего Я всему миру и тем самым за собственными, личными проблемами увидеть проблемы человечества.

Поэтому совсем неслучайно проблема одиночества оказывается в центре внимания всех философов, занимающихся проблемами человека, его существования, личности. Так, например, Н. А. Бердяеву она представляется основной философской проблемой, ибо «с ней связаны проблемы «я», личности, общества, общения, познания. В предельной же своей постановке проблема одиночества есть проблема смерти»[1].

Понимание одиночества как необходимого условия самопознания дает возможность определить те исторические условия, которые приводят к актуализации антропологических проблем: это эпохи, когда человечество перестает чувствовать себя в мире уютно, как в защищенном доме, и оказывается один на один с бесконечным миром. В самом деле, бесконечный космос не может представляться домом, а потому человек и почувствовал одиночество, как только принял идею бесконечности.

Антропологический вопрос «прозвучал в ту пору, когда был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка. Конец этого образа мира и, следовательно, его надежности повлек за собой и новые вопросы беззащитного, бездомного и потому проблематичного для самого себя человека»[2].

М. Бубер обнаруживает в современном мире два особых фактора, которые особенно способствовали пробуждению сильного интереса к проблематике человека (помимо общего хода философского развития), связанные с кризисным состоянием его бытия в мире: социологический фактор и фактор истории души. Эти факторы порождены как сменой мировоззрений, так и изменением социальной ситуации. Первый из них - разрушение органических форм жизни. Сначала человек перестал осознавать себя как органическую часть античного космоса, затем, начиная с Нового времени, постепенно утрачивает силу чувство органической связи человека с Богом. Впоследствии рождение буржуазного общества ознаменовало начало «нового приступа мирового одиночества», что было связано с распадом традиционных органических форм человеческой совместной жизни. Здесь под органическими формами человеческой жизни «подразумеваются те человеческие общности, которые в количественном отношении не могут быть большими, чем это требуется для постоянного пребывания вместе всех объединяемых ими людей и для непосредственных отношений их друг к другу; качественно же они таковы, что для всякого человека, родившегося или вросшего в эти общности, принадлежность к ним определяется судьбой и живой преемственностью, а не свободно возникающими связями с остальными их членами...»[3]. Важность этих форм, к которым М. Бубер относит семью, ремесленный союз и городскую и сельскую общины, обусловливается их ролью «социального дома», дающего «социологическую уверенность»: вследствие утраты «космического дома» и чувства «космологической безопасности» они становятся необходимы как последний гарант уютного, надежного бытия человека в мире.

Эти старые органические формы, однако, разрушаются изнутри, утрачивая свой исконный смысл и постепенно уступая место новым формам типа клуба, партии, которые, увы, не могут уже дать человеку прежнего чувства стабильности.

Другая особенность современного кризиса бытия человека в мире - «отторжение человека от его творения», представляющее собой коренное изменение отношения человека к созданным им вещам и связям, когда творец попадает в рабскую зависимость от творения, что обозначается понятием «отчуждение». Это проявилось прежде всего в трех областях – в технике, экономике и политической практике, - в результате чего «человек оказался перед страшной реальностью, смысл которой в том, что творец демонов перестал быть их господином»[4]. Не случайно поэтому, как отмечает М. Бубер, что наиболее весомые философско-антропологические труды появились в Европе в первое десятилетие после первой мировой войны, которая, возможно, явилась для европейцев «последней каплей»: чувство беззащитности перед могучими социальными и космическими силами достигло предела, и человеку потребовалось главное - снова обрести уверенность в себе, а для этого - понять себя и свое существование в мире.

<< | >>
Источник: Н.А. Суровегина. Человек – общество – история - культура. 2005

Еще по теме ХХ век: проблема человека как проблема эпохи:

  1. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  2. XXIV. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
  3. § 2. Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни
  4. Проблема барьеров, как индивидуально психологических затруд- нений человека в различных жизненных контекстах, привлекает внимание педагогов и психологов.
  5. §1.1. Философия древности, средневековья, Нового времени и современной эпохи: становление и развитие проблемы смысла жизни
  6. 3. Проблема бытия человека. Человек в условиях отчуждения и «пограничных ситуаций».
  7. 4. Проблема человека в философии ХХ в.
  8. В истории западноевропейской культуры XVIII век известен как век Просвещения.
  9. Проблемы трехуровнего здоровья человека
  10. Проблемы происхождения человека.
  11. 10.3. Человек в искусственной среде: проблема выживания
  12. К ПРОБЛЕМЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ