<<
>>

Вместе с трудностью осмысления субстанциальности сущего новое значение получает и проблема истины.

Теперь уже нельзя без оглядки утверждать, что истина якобы есть совпадение мышления и бытия, если то, что делает сущее сущим, только отчасти может считаться чем-то «самим по себе».

Не только в этике достоверность получала свое значение относительно истины —в форме совести как истинности1 — это осмысливалось также и в сфере так называемого теоретического разума. Если мы можем судить о предметах в соответствии с нашим познанием, то кажется совершенно правильным, чтобы наше мышление устанавливало то, что является истинным. Так как все научные законы и любое научно-теоретическое образование опираются на предпосылку, что логика, лежащая в их основе, истинна, то в наше научное столетие логика переживает невиданное развитие и подъем. И все же насколько вопрос истины — это вопрос логики, можно понять только тогда, когда мы добьемся ясности в ее эффективности и круге ее задач. Отныне логика, бесспорно, стала составной частью философского знания, поэтому Студиозуса из гетевского «Фауста» и наставляют:

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

Ваш ум, нетронутый доныне,

На них приучат к дисциплине,

Чтоб взял он направленья ось,

Не разбредаясь вкривь и вкось.2

1 Кантовское понимание лжи лежит в основе различия между достоверностью, истиной и правдивостью. Достоверность и правдивость формируют субъективную убежденность. Мы можем быть убеждены, что демократия является лучшей формой государства, тем не менее лишь на основе нашего убеждения это утверждение еще не может быть доказано как истинное. Правдивость в кантовском смысле присуща тому, кто убежден, что то, что он выдает за нравственный долг, нравственном смысле достоверном. Кто декларирует нечто в качестве нравственного поведения, не придерживаясь его сам, тот неискренен и лжет. Ср.: Hofmeister Н. The Ethical Problem of the Lie in Kant // Kant-Studien. 63/3. 1972. S. 353ff.

2 Гете. Фауст. С. 68.

182

Примерно в это же время Кант в предисловии к «Критике чистого разума» превозносит логику за ее достоверность, которой она привержена с древнейших времен, и за то, что со времен Аристотеля «она кажется наукой вполне законченной и завершенной».3 Ей не удалось сделать ни шагу вперед или назад. Кант знал также и ответ на вопрос, почему логике так хорошо удавалось с тех пор идти достоверным научным путем:

Своими успехами логика обязана определенности своих границ, благодаря которой она вправе и даже должна отвлечься от всех объектов познания и различий между ними; следовательно, в ней рассудок имеет дело только с самим собой и со своей формой.4

<< | >>
Источник: ХАЙМО ХОФМАЙСТЕР. ЧТО ЗНАЧИТ МЫСЛИТЬ ФИЛОСОФСКИ.. 2006

Еще по теме Вместе с трудностью осмысления субстанциальности сущего новое значение получает и проблема истины.:

  1. § 35. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда
  2. степень истинности получаемого знания.
  3. 1 Проблема бытия и первоосновы всего сущего
  4. Если оглянуться на ход наших размышлений, то нетрудно заметить, что вопрос об arche, т. е. вопрос об основе и причине всего сущего, остался невыясненным именно в отношении этого сущего
  5. . Государство и право в информационном обществе: проблемы теоретического осмысления
  6. ГЛАВА 10. ЖИТЬ ВМЕСТЕ С ПРОБЛЕМОЙ
  7. Вместо послесловия Проблема происхождения индоевропейцев в свете новых данных
  8. Язык Платона и проблема «понятийности» в Новое Время
  9. «И познаете истину,и истина сделает вас свободными».
  10. 10.4.1. Субстанциальное отношение
  11. 10.4.1. Субстанциальное отношение
  12. Идеалистическая истина есть синтез двух других истин, т. е. синтез, созданный нашим разумом” [77, 463].
  13. Торговые проблемы, имеющие решающее значение для развития
  14. Субстанциальное отношение
  15. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  16. «Единство всего сущего»
  17. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СУЩЕГО
  18. Интеллектуальная и психологическая трудность перехода от Бога к Сущему
  19. Трудности использования экстенсиональных средств в анализе интенсиональных контекстов
  20. Космос: природа как совокупность сущего в пространстве и времени