<<
>>

Вместо заключения: антиутопии как модель обществ контроля.

4.4.8.

4.4.9. В статье «Общества контроля: Postscriptum» Ж. Делёз анализирует вероятный переход от дисциплинарных обществ заключения к обществам «текучего контроля». Общество заключения представляет собой феномен индустриальной стадии развития человеческой цивилизации: разделение человеческой жизни на хронологические и пространственные этапы и локации, подразумевающие каждый раз «старт с нуля».

Пространства заключения, по М. Фуко и Ж. Делёзу, это - ясли, детский сад, школа, университет, казарма, завод, госпиталь, тюрьма. Переходя из одного пространства в другое, индивид в большинстве случаев теряет уровень статуса [107] - не в абсолютном, а относительном смысле: скажем, 5-курсник является выпускником высшего

учебного заведения и, в некотором смысле, обладает высшим статусом в студенческой социальной иерархии. Но после выпуска попав на новое место работы, он, получив формальное «наименование» молодого специалиста сталкивается с полной потерей привилегий и даже самого ощущения своей квалифицированности.

Общество контроля предполагает переход дискретных пространств заключения, контролирующих индивида, к форме глобального пространства контроля, порождаемого информационными технологиями и глобальными коммуникациями. Технологические основания такого общества, во многом, сформированы уже сегодня.

История уже знала подобные феномены - тоталитарные государства, в которых инструменты контроля были предельно институционализированы, формализованы. Тоталитарные государства XX века представляют собой классические общества заключения по М. Фуко. Совершенные, проработанные до мелочей механизмы. и вместе с этим - чрезвычайно неустойчивые. Старой форме привили новый, чуждый ей механизм: обществу заключения - государство контроля.

Процесс формирования информационного общества растянулся на десятилетия, сопряжен со многими параллельными общественными, политическими, научными процессами.

Зарождавшееся информационное общество развивалось бок о бок с самой на сегодняшний день устойчивой тоталитарной системой - Советским Союзом. А Союз стал мишенью социально­политической критики, которая нашла свое воплощение в антиутопиях первой половины XX века. Таковы произведения Е. Замятина «Мы» [24], Дж. Оруэлла «1984» [30].

Позднее авторов научной фантастики и социальной сатиры вместо темы тоталитаризма начинают привлекать темы автоматизации производства, культурного кризиса второй половины прошедшего столетия и т.д. Таковы произведения, например, Р. Брэдбери «4510 по Фаренгейту» [14], К. Воннегута «Утопия-14» [17], С. Лемма «Футурологический конгресс» [27].

В истории уже XXI века такие образы будущего были рождены кинематографом, синтезировав богатый материал литературных предтеч: «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла и «4510 по Фаренгейту» Р. Брэдбери послужили источником вдохновения для авторов фильма «Эквилибриум», а «Футурологический конгресс» С. Лемма [27] - для культового фильма поколения компьютеров и Интернета - «Матрицы». Именно образ будущего, представленный в «Матрице» является наиболее совершенной, законченной иллюстрацией общества контроля и ощущений человека, «перескочившего» в это общество из общества заключения.

Эти произведения являются антиутопиями в силу двух фактов: неприемлемости для читателя системы ценностей

представленного образа общества и наличия в этом обществе группы людей, сопротивляющихся данной системе ценностей - людей, с которыми и проводит самоотождествление читатель.

Не взирая на то, что выбранные нами для анализа произведения весьма серьезно отличаются и по времени написания и по характеристикам описанных обществ у них есть один общий момент - это образы общества информации:

1. «Футурологический конгресс» С. Лемма и «Матрица» - «аверсивной» информации, информации, направленной в будущее и контролирующей его напрямую, информации, определяющей возможности прогнозирования и построения вектора управления.

2. «1984» Д. Оруэлла, «Эквилибриум» - общества

«реверсивной» информации: информации о прошлом («Кто контролирует прошлое, тот контролирует настоящее. Контролируя настоящее, Партия контролирует будущее.» - «1984») и информации в отчужденном виде - эмоции.

3. «Мы» Е. Замятина и «4510 по Фаренгейту» Р. Брэдбери - общества информации «ребра», информации о настоящем: постоянно поддерживаемая оценка настоящего индивидом как вечного и неизменного состояния за счет отсутствия возможностей анализа либо замусоренного («4510 по Фаренгейту» Р. Брэдбери), либо отчужденного сознания, лишенного возможностей к фантазированию («Мы» Е. Замятина).

Самое парадоксальное заключается в том, что приведенные примеры демонстрируют тенденцию, которую «классические» информационные общества демонстрировать не должны, а именно: стремление к статичности, предельное сужение возможностей социальной мобильности. Информационное общество строится на широких основаниях огромной социальной мобильности (проблема изучалась подробно, например, в работе Э. Тоффлера «Футурошок» [176]) и постоянных инновациях в отношениях, технологиях и т.д. Существует простое объяснение: стремление к гиперболизации образа тоталитарного государства, проецируемых в будущее реальных тенденций и породило в антиутопическом жанре образ статичности общества такого типа. Однако такое объяснение не совсем удовлетворительно, хотя бы потому, что, например, «4510 по Фаренгейту» Р. Брэдбери [14] и «Утопия-14» К. Воннегута [17] создают образ будущего американской демократии, не имеющей ничего общего с тоталитарной политической системой Советского Союза. Литературный ответ на этот вопрос можно найти в еще одной антиутопии - «Цивилизации Статуса» Р. Шекли [40].

Общество, чей образ создан этой антиутопией, расколото на две части: благополучную Землю и планету преступников. Земное общество в романе представляет собой, казалось бы, общество благополучия, свободы, демократии и т.д. Однако на проверку оказывается, что вся система держится на привносимом извне самоконтроле.

Будь это исключительно внутренним моральным импульсом - это можно бы было назвать ответственностью. В условиях сочинения Р.Шекли это становится самоКОНТРОЛЕМ. Планета преступников представляет собой общество контроля в чистом виде - тайного постоянного наблюдения, организаций «плавающего сетевого членства». Это общество хаоса, непостоянства, постоянного внедрения нового. И вместе с тем, Земля лишена импульса к развитию, а в обществе преступников переменчивый хаос общественных отношений на проверку оказывается жесточайшим образом структурирован и постоянен, неизменен, едва ли не сам по себе сопротивляется инновациям.

По сути, это вторжение теории относительности в область политологии и социологии, точнее осознание такого присутствия человеком, осведомленным о сущности теории. Бесконечно плавающие координаты позволяют одновременно представить одни и те же образы общественных отношений, как общества инновации и изменения и общества стазиса и стабильности.

В общем смысле проведенный анализ позволяет нам сформулировать гипотезу «негэнтропийного стазиса»: общество как динамическая система столь же подвержена законам энтропии и синергетики, как, скажем, любая физическая система - 2 закону термодинамики. Для развития требуется приток энергии от внешнего источника, которым являются люди (в прямом смысле - «электрические батарейки» в обществе, представленном в фильме «Матрица») и их деятельность. Система стремится к стабилизации (читай - заморозке) своего состояния с силой «прямо пропорциональной» силе преодоления энтропии и выхода системы на текущий уровень. То есть чем большие усилия были приложены к развитию системы, тем сильнее она будет сопротивляться новым изменениям, одновременно теряя стабильность своего существования.

Стоит добавить, что исключительное значение имеет информация в романах «О дивный новый мир», особенно, в «1984» Дж. Оруэлла, косвенным образом - в «Мы» Е. Замятина. Уинстон Смит занимается тем, что непрерывно производит, корректирует информацию, создает информационный образ политической реальности, которая соответствует словам (прогнозам и анализу!) Старшего Брата [30].

Д-503, в числе всех граждан Единого государства должен в обязательном порядке посещать некие образовательные занятия в «аудиториумах» [24, с. 343]. Информационная обработка граждан Единого Государства осуществляется регулярно и. идеологично.

Социально-политические антиутопии - это информационные общества, переродившиеся в общества контроля, идеологически- информационные. Вообще, такое подчеркнутое внимание к важности информации в антиутопиях, то есть в области художественного творчества, осмысляющем актуальную и будущую вероятностную социальность, означает, что понимание стратегической социальной значимости информации имеет гораздо более длинную историю, чем концепция «информационного общества», о чем мы уже говорили выше. «Позитивистская» и «негативистская» концепции осмысления будущего развития в науке и художественном творчестве оказываются «сцеплены» друг с другом. И это лишь повод в очередной раз повторить за Вильямом Шекспиром и Олдосом Хаксли: «О дивный новый мир!»

<< | >>
Источник: Тузовский, И. Д.. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. 2009

Еще по теме Вместо заключения: антиутопии как модель обществ контроля.:

  1. Вместо заключения
  2. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  3. «Общество под колпаком» - контролитаризм антиутопий
  4. Вместо заключения
  5. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  6. Общество всемогущего знака: идеология и ее суррогаты в антиутопии
  7. Ваша записная книжка (вместо заключения)
  8. Вместо заключения: Я преодолела свой страх
  9. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
  10. Самобытность правовых учений России (вместо заключения)
  11. Управление социумом антиутопии как энергоемкий процесс.