Внешние несловесные мыслительные акты
Язык тела
O том, что человеческое тело, словно зеркало, отражает внутреннюю жизнь человека, писал в знаменитом труде «Изумрудная доска» 5 тысяч лет до Рождества Христова древний мудрец Гермес Трисмегетис: «Что внутри, то и снаружи, // Что снаружи, то и внутри».
Сходную мысль, совпа- даюшуюдаже всловесном выражении, высказал и Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри - снаружи». Значение языка тела фундаментально. Недаром Л.Витшенштсй, начиная свое обоснование языковой картины мира, прямо ссылается на слова Святого Августина: «Я схватывал памятью, когда взрослые называли какую-нибудь вещь, и по этому слову оборачивались к ней; я видел это и запоминал: прозвучавшим словом называлась именно эта вешь. Что взрослые хотели ec назвать, это было видно по их жестам, по этому естественному языку всех народов, слагающемуся из выражения лица, подмигивания, разных телодвижений и звуков, выражающих состояния души, которая просит, получает, отбрасывает, избегает. Я постепенно стал соображать, знаками чего являются слова, стояшие в разных предложениях на своем месте и мною часто слышимые, принудил свои уста справляться с этими знаками и стал ими выражать свои желания»4.«Языком тела» называют игру мускулов и голоса, дости- гаемуюдействиями (моторикой) каксамихорганов человечес- коготела, так и всочетании с предметами внешнегоокружения (к примеру, хлопанье дверью, бросание предметов и др.). 9
Среди разнообразия форм языкатела принято выделять, по крайней мере, четыре системы знаков: оптико-кинетическую, паралингвистичсскую и экстралингвистичсскую, организацию пространства и времени, систему визуальных контактов. Оптико-кинстическую систему знаков образуют жесты, среди которых различают жестикуляцию - лвиже- ния частей тела, мимику - движения лица, пантомимику - различные позы.
Паралингвистическая система знаков - это система вокализаций, связанная с игрой голоса: его высотой, тембром, тональностью, сюда входят также паузы, темп речи, смех, покашливания и др. K системе организации пространства и времени относят размещение партнеров, к примеру, за «круглым столом», приход во время, опоздание и др. Система визуальных контактов это специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, к примеру «контакт глаз»\Вербальный язык можно использовать или не использовать (быть временно как бы безъязыким) в зависимости от потребности и обстоятельств. K языку тела прибегают и сознательно и бессознательно. Скажем, водном случае нуж- ноусилитькакое-тоэмоциональное воздействие, вдругом — требуется быстро и незаметно передать информацию и т.гі. Каждому из нас известно, что по жсстам, по выражению, «игре» глаз («очей немые разговоры»6), по походке мы совершенно отчетливо можем судить о разных эмоциональных состояниях человека, о том, что он озабочен, огорчен, болен, испытывает радость или горе, удивление, недоумение и т.д.; поодномулишь выражениюлица мы сразудогадыва- емся о решимости человека, о его намерениях и т.п. Краска стыда или презрительный взгляд подобно речи могут открывать систему человеческой мысли и человеческой психики. Мы не существуем без языка, если даже молчим, утверждает Гадамер. Как часто одного лишь беглого взгляда бывает достаточно, чтобы «сказатьмногое», чтобы мгновенно «схватить» смысл происходящего, понять ситуацию и ее связь с другими контекстами и пр. A междутемдля выражения всего 10 пого потребовалось бы много слов. Смысловые возможности тембра голоса - «умоляющие», «гневные», «осуж- лаюіііис» и пр., - мы с успехом используем, когда пытаемся в чем-то убелить своего адресата, когда желаем оказать на него воздействие’.
Итак, я зыка гела способен выразить мысль и чувство, настроение и желание, быть языком эмоций", проводником самых разных действий: приказывать, угрожать, благодарить, сожалеть и др.
Другими словами, язык жестов и мимики позволяет передавать нс одни только знаки утверждения или отрицания, нс одну лишь «голую» информацию, но и значительное мысленное содержание. Жесты и мимика играют роль «материальной точки опоры», в которых «опрелмечена» наличная ситуация4. A это значит, что подобно естественному языку телесный язык способен K почти бесконечному разнообразию реакций практически на любые ситуации.B соответствии со сказанным, язык тела точно также как и речь способен выполнить обе функции вербального языка, одна из которых «указывает на объективные факты», а другая «служит для выражения состояния говорящего»10: «тело» способно и обозначать объекты внешнего мира (напомним о знаменитом утверждении Хайдеггера об указующей роди жеста, который говорит сам и через нас говорящий), и высказать о них истинное или ложное утверждение, г.е. выполнять когнитивные функции. Н.Хомский говорит о способности языка тела выполнять дескриптивную функцию.
Итак, «тело» способно с точностью передавать мысли и испытываемые человеком чувства. Ведь телесный язык по своей изначальной природе, действительно, не способен лгать. И объясняется это прежде всего тем, что многие жсс- гы человека возникаютспонтанно, поскольку прямосвяза- ны с речью. B силу такой корреляции следить за жестами, регулировать их проявление человек часто бываетбессилен. Именно неосознанной и спонтанной природой можно
и
объяснить непроизвольный характер языка тела: жесты и мимика «выводят на поверхность» внутренние душевные состояния человека, даже, если он намеренно пытается их скрыть. Факты такой взаимосвязи основываются на давно открытом законе психофизической корреляции. Истоки психосоматической гипотезы восходят к трудам Г.Гельм- гольцаирядадругихученых. И.М.Сеченовобосновал мысль об изначальном мышечном чувстве, о кинестезичсском рисунке движений, присуіцим только человеческому телу; Ф.Соссюр писал о «даре речи», который укоренен в тело, имеет генетическую зависимость, а любое ментальное движение (впечатление, воспоминание и др.) вызывает моторную реакцию; двигательное раздражение, наоборот, при- водитвдвижение сферу психики.
Современный исследователь зависимости между почерком и характером отмечает, что все произвольные попытки изменить почерк нс могут скрытьни индивидуальныхособенностей характера, ни психических переживаний человека. Какими бы старательными ни были попытки либо изменитьбуквы, либо старательно их вывести, - все это не помогаетскры гьдушевные переживания чедовека: в каждой извилине почерка они отражены точно в зеркале. Результаты изучения фактов такой корреляции показали на регулярность связи между типом почерка и типом характера. Анализ почерка талантливыхлюдей самых разных профессий показал, что по почерку можно судить о таких чертах характера, как «надломленность и слабость ноли н частной жизни, влюбчивость и страстность»11.Уточнение природы языка тела шло по линии систематизации многообразия видов и форм несловеснос- ти. Всеотмеченныеразновидности - оптико-кинетическую, паралингвистическую и экстралингвистическую, организацию пространства и времени, систему визуальных контак- іов — принято относить к внешним несловесным актам12. Будучи открытыми, такие акты несут «открытую», непосредственную информацию, с их помощью осуществляется межличностная коммуникация. «Прямое» знаниеотекуших субъективных состояниях является, как правило, осознаваемым (произвольным) состоянием. Коммуникативные кинемы - жесты, мимика, телодвижения - сознательно используются в расчете на наблюдателя. Сушествуюттакже и неосознанные (непроизвольные) жесты. Паралингвистиче- ские явления могут контролироваться либо частично, либо, как жесты и мимика, нс контролироваться вовсе. K числу последних относятся изменения кожных покрововлица, зву- ковыесимптомы (плач, пронзительные крики),двигательные симптомы (дрожание рук, губ и др.). Жесты, сопровождающие речь, несут определенную информацию, HO являются непроизвольной информацией. Движения, направленные на говорящего - покачивание головы, приглаживание нолос, или же - кручение карандаша, пуговииы и пр., — все это язык имплицитной коммуникации.
Сушествуют и такие жесты, которые помимо информационного содержания несут с собой и гілан содержания. Скажем, указательные жесты (кивок головы, разведение руками и т.п.) позволяют выделить некоторую часть пространства вокруг говорящего; у изобразительного жеста есть реальный прототип, внешние конкретные признаки которого стремятся передать жестикуляцией. Планом содержания обладают и осмысленные движения, основанные на практическом интеллекте: например, действия шофера при повороте рулевого колеса; ручные операции женшины, которая вяжет чулок и т.п. Такой не осознйваемый язык называют «мышлением руками». Многие изтакихдействий осуществляются автоматически, то есть без запоминания каких-либо подробностей, помимо самого факта наших действий. Это часто случается, когда мы, например, закрываем дверь или оказали кому-то помощь на улице.
Говоря о неосознаваемых жестах, отметим один «литературный случай». Писатель-символист Андрей Белый в ряде ситуаций, смертельно опасных для его жизни, способен был к бессознательным действиям, которые оказывались столь адекватными ситуации, как будто он до этого jHcLi, как нужно былодействовать. 'Ото знание писатель на- зыBtLi «спинным» (илушим от позвоночника) умением iipo- никнуіь. поглядеть «в зону бессознательного». Так с иомо- іньк) «ілубочайшего бессознательного жеста» — высокого прыжка, с последующими поворотом волчком и кувырком в воздухе - ему y;uLioci> выскочить из-под уже наехавшего на неготрамвая. He менее опасный случай произошел с писателем, когда его нога оказалась в лапах у медведя. Сам
А.Бслый считал, что только «темный языкбессознательных действий» помоі ему и збежать роковых последствий: «рука его знала го, чего сам он не знал»п. Сенсорный опыт, по словам Р.Арнхейма, «не всегда сознателен. И уж наверняка он не всегда сознательно запоминается»14.
Многие жесты посвосй природе носят конвенциональный характер, ч го, как правило, фиксируется в инструкции или устном договоре. Конвенционально ориентированные не-словесные акты, в том числе и ритуальные, относятся к группе осознанных.
Конвенциями являются жесты и мимика, форма и функции которых предварительносогласованы и осознаются. B самом деле, корреспонлентдолжен заранее знать смысл того или иногодействия, его форму и содержание, поскольку коннснциональнмссигналы предназначаются для целей коммуникации. Так знак приветствия может быть выражен с помощью разных жестов в зависимости от культурно-исторической традиции. Уроженеп Тибета, например, встретив незнакомого, показываетсму язык, желая таким знаком приветствия выразить: «у меня на уме ничего нет дурного». Тот же жест у индейца племени Майя служит для обозначения мудрости человека; у индуса — зто знак гнева, у китайиа - угрозы, а европеец таким знаком транслирует насмешку, поддразнивание15. Покачивание гростью может быть предупреждающим знаком, а передача веши — подарком. Ho чтобы понять зто, человек должен хорошо знать, какое значение придавалось покачиванию тростью, что имелось в виду при передаче веши. Только гіри условии конвенциональное ги такой акт может выполнять роль «пре- дуиреждсния»16. Безгакого предварительного знания коммуникативные отношения могут HC состояться, поскольку олин и тот же жест может иметь разное содержание, а одно и то же коммуникативное действие выражаться разными знаками. П.Ф.Строссон полемизирует с таким пониманием и считает, что позы и жесты не всегда имеют конвенцио- надьную природу, обосновывая при этом возможность развития действий в соответствии с разными моделями17.C другой стороны, форма конвенций не всегда произвольна. Конвенции могут бытьоснованы на функциональ- ныхтипах поведения. Различают коммуникативное, значащее поведение от самодостаточного, от тех поступков, которые выполняются ради самих себя. Как правило, самодостаточное действие в силу своей осознанности может быть передано словами, в то время как для понимания коммуникативного необходимо знание контскста. Скажем, жест пожатия руки, хотя и имеет одну и ту же форму, может быть, однако, разным по содержанию: пожать руку, подать или протянуть руку. Без знания контекста однолишь называние - речение - само по себе никак еше не указывает на то, какой именно жест выполняется и что он значит.
Семиотика не-словесности свидетельствуето знаковой природе языка тела.
Любые формы не-словесносги формируются на основе знания о положении дел в мире. Мы не только воспринимаем окружающий нас мир, но и одновременно придаем объектам определенный смысл, концептуально выделяем. C этой точки зрения, воспринимаемые объекты суть знаки, а придаваемый им смысл - истинная или ложная информация о них. Знаки не даны сами по себе и не образуют отдельных классов объектов. Они возникают в процессе cc- миосиза как продукты деятельности интерпретатора, не существует вне семиотического процесса.
«Означивание» позволяет найти сходство одного предмета с другим, наделив тем самым его определенным качеством. Скажем, «круглый стол», используемый в переговорном процессе, является знаком равенства участвующих партнеров; черный цвет одежды символизирует в зависимости от обстоятельствлибо о торжественности события, либо о трауре и т.п.
Ha невозможность существования цивилизации без знаков и знаковых систем, на неотделимость человеческого разума от функционирования знаков указывали основоположники семиотики. Важная роль знаков открылась в результате исследований, проведенных влогике и лингвистике, семиотике, в философии и психологии. Стало ясно, что мы не только воспринимаем окружающий нас мир, но и одновременно придаем объектам знаковую форму. Основоположник семиотики Ч.Пирс разработал классификацию знаков, сохранившую свое значение и поныне. Иконичес- кий знак выражает физическое сходство со своим референтом. Стал классическим пример о дыме, который является индексом огня: рисунок сохраняет некоторые двумерные, зрительно воспринимаемые признаки огня. Знак-индекс - это знак, который связан со своим референтом при помощи некоторого непосредственного физического существования. Например, дым является индексом огня, поскольку дым есть событие, которое порождается огнем и, следовательно, всегда одно следует за другим. Знак-символ - это знак, который связан с референтом только посредством конвенций, принятых сообществом носителей. Это отношение совершенно произвольное, т.к. междудвумя компонентами отсутствует «естественное» физическое сходство, или сочетаемость. Слово «огонь» представляет собой референттоль- ко потому, что есть договоренность использовать данную последовательность звуков именно данным образом.
Компонентами семиосиза являются: сам знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Доминантой семиотического процессауЧ.Пирса является интер- претанта, которая трактуется не по ее предметной или концептуальной соотнесенности, а как динамический, 16 деятельностный фактор. Ч.Моррис строит семиотическую концепцию, исходя из представлений о трех компонентах семиосиза, которые были названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем), десигнатом и интерпре- тантой, а в качестве четвертого фактора может быть введен интерпретатор18. Использование знаков и знаковых систем позволяет человеку оперировать в своем сознании «заместителями» объектов внешнего мира, создавать знаковые модели действительности, используя их для выявления свойств и отношений объектов. Понятие «интерпретанта» занимает то же самое место, которое в европейской традиции Гуссерль отводил значению, Г.Фреге — смыслу, Ф. де Соссюр - означаемому, Л.Ельмслев — содержанию, Огден и А.Ричардс - мысли и референции.
Еще по теме Внешние несловесные мыслительные акты:
- 1. ТИПОЛОГИЯ НЕСЛОВЕСНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ АКТОВ
- Внутренние не-словесные мыслительные акты
- Несловесное мышление: расширение смысла (предисловие)
- Н.Т. Абрамова.. НЕСЛОВЕСНОЕ МЫШЛЕНИЕ., 2002
- II. Мир мыслительного процесса (ГБ).
- 50 ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ. АКТЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИ
- АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА (ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ): ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК МОДЕЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. Здравый смысл — величайшая мыслительная ценность
- § 5. Отчет внешнего управляющего по итогам внешнего управления
- 3. Экспериментальное исследование специфики и продуктивности решения мыслительных задач в зависимости от их включения в различно мотивированную деятельность
- Нормативно-правовые акты и акты судебной практики
- Внешние признаки дезадаптации, выявляемыепри внешнем осмотре:
- Акты применения (правоприменительные акты)