Внешность человека: глубинное обусловливание и пространство самопредъявления
Когда мы говорим о внешности человека, то можем подразумевать как черты лица и особенности фигуры, так и форму подачи себя (одежду, манеру держаться, излюбленные телодвижения, жесты, позы).
И это значит, что речь можно вести, так сказать, о «базовой внешности», данной человеку по природе и изменяемой с большим трудом (с помощью пластических операций, особых упражнений и т.п.), и о «поверхностной» - легко корректируемой за счет одежды, прически, краски. B какой-то мере промежуточное положение занимает манера двигаться, жестикулировать, «подавать себя»: она может быть скорректирована без привлечения радикальных средств, но для этого все же требуются собственные, специально контролируемые усилия.B «базовой внешности» параметры глубинной телесности (органические и физиологические) представлены очень отчетливо. Например, то, какие у человека глаза, уши, плечи, как они расположены, какой формы, какого размера - всё это достаточно жестко и однозначно определяется историей формирования и структурой его внутренних систем.
Детально эти взаимосвязи и взаимозависимости разработаны в китайской традиции. Например, глазасчитаются «выходными воротами» системы «печень - желчный пузырь», уши - «почки - мочевой пузырь» и т.д. Соответственно история формирования той или иной внутренней системы в эмбриогенезе (а это определяет ее янские или иньские характеристики) найдет свое внешнее воплощение в том, как на поверхности тела человека будут видеться «выходные ворота» соответствующих внутренних систем (субсистем организма). Учитывая это, можно сказать, что базовая внешность человека абсолютно не случайна. И эта неслучайность обусловлена не только генетическими факторами (на что чаще всего обращается внимание и что обычно имеют в виду, когда говорят о такого рода опосредованиях), но также и историей формирования внутренних систем данного человека в эмбриогенезе, и прежде всего тем, в каких условиях протекала беременность матери.Глубинная телесность чрезвычайно информативна в отношении внутренней природы человека. Ee проявления слабо поддаются принципиальной коррекции. Зато они могут быть довольно легко чисто зрительно скорректированы за счет средств, скрывающих или видоизменяющих эти проявления, если субъект по какой-то причине недоволен тем, что видит в зеркале. Например, увеличить свой рост на 5-10 см в принципе возможно за счет тяжелых ортопедических операций по вытягиванию ног (такие случаи известны): для этого ломают совершенно здоровую кость, ставят аппарат Илизарова и добиваются постепенного нарастания костной ткани в месте перелома. Можно также за счет специальных упражнений на растягивание позвоночника вытянуться на 2-3 см, но и это довольно тяжело. Однако совсем нетрудно надеть туфли на высоком каблуке, и зрительно рост увеличится сразу на нужное количество сантиметров.
Надо сказать, что такие действия чисто внешней, визуальной, коррекции, безусловно, чаще всего носят спонтанный и бессознательный характер - человеку «просто» не нравится, как выглядит его нос, какая у него фигура или какого цвета глаза. Ho природа бессознательных действий такова, что они зачастую скрывают какие-то глубинные, неочевидные для него самого представления, обстоятельства, взаимосвязи, которые он никогда не принял бы, если бы ему о них сказали в явной форме. Чаще всего они противоречат чему-то такому, что человек на уровне эго-сознания одобряет, признаёт правильным, заслуживающим похвалы и поддержки.
Специалисты в области имиджмейкерства и психологи- консультанты нередко отмечают, что у человека недовольство собственной внешностью может быть настолько необъяснимым, он может испытывать такие сильные негативные чувства по поводу совершенных пустяков (с позиции стороннего наблюдателя) и быть готовым на такие крайние и радикальные действия для их устранения, что иначе как неадекватным подобное восприятие и поведение трудно назвать. B чем же на самом деле причина «странностей»: в неадекватности испытывающих подобные чувства людей или в каких-то более глубоких причинах, чем те, которые мы привыкли рассматривать?
Если учитывать то, что было сказано выше относительно обусловливания особенностей «поверхностной внешности» какими-то фундаментальными характеристиками глубинной телесности, то можно предложить другое объяснение непонятных «вывихов самовосприятия» у людей.
A именно недовольство какими-то очевидными проявлениями поверхностной внешности и попытки видоизменить или скрыть их могут иметь под собой глубинные неудовлетворенности, связанные C тем, как самим человеком воспринимается и переживается работа соответствующих внутренних систем его организма (репрезентированных в этих «внешних воротах»). Именно по этой причине, на мой взгляд, на несообразности в вариантах внешней подачи собственной телесности так трудно воздействовать. Например, человек может использовать какой-то совершенно экстремальный наряд или прическу, но, сколько бы окружающие ни говорили, что это ему не идет, не к лицу, что гораздо лучше было бы так-то и так, чрезвычайно тяжело, практически невозможно без жестких форм внешнего принуждения побудить его изменить подачу себя вовне. Крайние формы такая неадекватность самовосприятия и самопредъявления принимает в случаях психических заболеваний, например, при нервной анорексии.Еще раз подчеркну: экзотические и странные формы самопредъявления с использованием порой экстремальных вариантов «поверхностной внешности» (которые объективно могут просто уродовать человека) имеют под собой глубинную и неосознаваемую им самим неудовлетворенность внутренними параметрами функционирования его субсистем, иными словами, его внутренней, глубинной телесности. Именно поэтому такого рода «вывихи самопредъявления» с трудом поддаются коррекции со стороны окружающих при кажущейся легкости и доступности изменению.
По большому счету только глубинная работа над собой, заключающаяся, прежде всего, в принятии себя, может помочь решить эту проблему. Причем под принятием себя я подразумеваю не то, о чем обычно говорят в таких случаях: «просто прими, что у тебя такой нос, просто прими, что у тебя такая фигура», а нечто иное. Я имею в виду, что по-настоящему требуется принятие параметров своей глубинной телесности, особенностей функционирования своих внутренних систем. Вот почему на деле осуществить такое принятие очень непросто.
Тем не менее такая возможность существует, и связана она с налаживанием позитивного взаимодействия «эго» с внутренними системами.Итак, именно потому, что за внешне очевидными, поверхностными формами проявления стоят глубинные параметры функционирования организма, задачу коррекции внешних форм самопредъявления можно решить лишь за счет принятия человеком глубинных особенностей своей телесности: принятия того, каков он по своей природе внутренне, в буквальном смысле слова, орган-ически.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: особенно активные попытки видоизменить собственную внешность наблюдаются у членов сообщества тогда, когда неудовлетворенность собой, точнее, внутренними параметрами функционирования своего организма, особенностями собственной глубинной телесности у его членов массово возрастает. Чем выше степень глубинного неприятия себя, того, как устроен, как работает собственный организм, тем более широко распространяются попытки чисто зрительно скорректировать свою наружность. Причем можно сказать, что если доминируют агрессивные, янские формы самоподачи, то они, вероятнее всего, призваны компенсировать недовольство функционированием собственных внутренних систем, которое такими индивидами воспринимается-переживается как избыточно иньское: мягкое, расплывчатое, уступающее.
Такое недовольство может не отражать подлинных параметров функционирования внутренней телесности человека и быть следствием насаждаемого культа насилия (ему вообще в реальной жизни обычных людей мало что соответствует, поэтому практически все формы функционирования в сравнении с этим стандартом окажутся избыточно иньскими). Ho возможно, что такое внутреннее самоощущение человека точно отражает подлинные параметры работы его субсистем, верно характеризуя его глубинную телесность. Например, «иньскость» в работе внутренних органов, по китайской традиции, может быть обусловлена доминированием в рационе матери в период беременности (когда закладываются параметры глубинной телесности человека) иньской пищи - фруктов, соков, растительных веществ - и недостатком янской - в первую очередь мяса.
Так и получается, что вещи, на первый взгляд мало связанные (пропагандируемый в сообществе вариант здорового питания матерей во время беременности и формы самопредъявления выросшего ребенка), могут оказаться в прямой зависимости друг от друга.Итак, наиболее распространенным для обычного человека является стремление компенсировать неудовлетворенность какими-то параметрами глубинной телесности за счет коррекции внешних форм самопредъявления. При этом диссонанс ожидаемого субъектом и воспринимаемого окружающими может быть достаточно велик. Сам субъект может этого совершенно не замечать, т.к. вся ситуация разворачивается в условиях минимального осознания побудительных мотивов, лежащих в основе внешнего конфликта.
Можно ли предложить пример альтернативного отношения в рассмотренной ситуации? И с чем потенциально связан вариант такой альтернативности?
Человек имеет возможность не вытеснять собственные неудовлетворенности, а, что называется, повернуться к ним лицом, спросив себя: почему мне так не нравится в себе то или это (имеется в виду в плане внешности)? Иными словами, попытаться осознать тот аспект негативности, неприятия, который воспринимается в данный момент как внутренний, собственный, но, вполне возможно, на самом деле изначально имеет внешнюю природу. B частности, может оказаться манифестацией голоса одного из родителей, когда-то воздействовавшего извне на ребенка, но со временем ставшего внутренним.
Когда наши родители иди другие значимые взрослые стремятся донести до нас некоторые свои представления о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что красиво (внешне красиво) и что уродливо, чаще всего они пытаются помочь нам, но делают это так, как умеют, как это им доступно. Что-то из этого арсенала усвоено ими от их родителей, что-то наработано на собственном опыте и показалось (или действительно было) им полезным. И вполне возможно, на том этапе, когда соответствующие постулаты озвучивались для маленького ребенка, они были ему необходимы и полезны.
Ho время прошло, ребенок вырос. Изменилась ситуация, в которой он живет и к которой вынужден приспосабливаться. Как минимум, можно предположить, что действие внушенного принципа нуждается в том, чтобы его ограничили. Ho для этого необходимо осознать наличие такого внушенного правила, которое сегодня воспринимается как внутреннее, собственное, по сути же таковым не является и лишь затрудняет эффективное поведение человека в мире, а также его отношения с самим собой.Осознание подлинного глубинного конфликта помогает отделить ценности, которые на самом деле внутренне присущи человеку и действительно являются частью его самого, и правила, которые лишь воспринимаются как внутреннее, но на самом деле являются внешними по отношению к человеку и лишь поддерживают глубинный конфликт, провоцируя неудовлетворенность и неадекватные формы самопредъявления. Это и понятно: если человек делает что-то, потому что это органически присуще его внутренней природе, такое действие чаще всего гармонично и взвешенно. Если же он вынуждается внутренними конфликтами действовать «в пику» кому-либо (хуже всего, если самому себе), то такие действия, такие проявления чаще всего совершаются с сильным перехлестом и несвоевременностью.
Такова одна возможность эффективного действия в рамках имеющегося конфликта, связанного с восприятием собственной телесности. Есть и вторая, хотя, скорее всего, более сложно реализуемая.
Я имею в виду обретение внутренней свободы, связанное C полнотой принятия конфликта. Такое принятие осуществляется в ситуации, когда у человека больше не возникает отторжения по поводу прежде не принимавшегося по отношению K себе качества (A) и стремления к обладанию противоположным ему (не-А). Когда принимается A и не-А, принимается всё, что между ними, т.е. весь спектр проявлений по этому параметру. Ho тогда противопоставление A и не-А лишается смысла. A это значит, что мир в глазах такого человека становится недвойственным (по крайней мере, по данному параметру).
2.5.
Еще по теме Внешность человека: глубинное обусловливание и пространство самопредъявления:
- /1. Понятие и научные основы идентификации человека по признакам внешности
- Глава 13. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности
- Глава 3. Глубинная психология о религиозности человека
- Стороны движения: пространство и время 332.1. Пространство
- 2.1.2. ОПОРНЫЕ ПРИЗНАКИ ВНЕШНОСТИ В ОЦЕНКЕ ЛИЧНОСТИ
- Механизм обусловливания ss-реальности из ds-мира
- ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКИ, ОБУСЛОВЛИВАНИЯ
- Запутанное определение глубинной психологии
- Апелляция к глубинному сознанию
- Как измерить глубину ИСС
- Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная
- Глубинное представление и поверхностная структура
- Парис Жинетт. Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук, 2012
- Страдания, их глубинный смысл
- Страдания, их глубинный смысл
- Страдания, их глубинный смысл
- Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная
- Тема № 14. Глубинная психология
- Глубинные источники войны