<<
>>

К вопросу о «переходном периоде от переходного периода к переходному периоду», или минусы условной периодизации.

1.1.5.

1.1.6. Здесь мы вынуждены все же оговорить целый ряд моментов. «Набор статичных состояний социума» существует только в человеческом восприятии. Исторический процесс имеет не дискретную, а аналоговую природу, он непрерывен, однако для возможности аналитических исследований, удобства восприятия историческая наука делит его на определенные этапы-периоды.

Условность исторической периодизации неоднократно отмечалась. Исследователям пришлось идти по «нисходящей линии» масштабирования и прибегать к многочисленным уловкам. Даже первоначальное, математически строгое разделение на века обрело условность - было выделено понятие «рубежа веков», которое охватывает последние годы предшествующего столетия и первые годы последующего века. К «строгой» периодизации «Древний Мир» - «Средневековье» - «Новое время», добавилось внутреннее деление. Эпоха Древнего мира разбилась не только на периоды, но и географически локализовалась. Средневековье разделилось на ранний, классический и поздний периоды. Был выделен «переходный период от Средневековья к Новому времени» и т.д. То есть попытка построить дискретную модель исторического процесса упирается в необходимость все большего и большего дробления исторических периодов, при дополнительной необходимости их «географической привязки» и, одновременно, выделения «связующих звеньев» - «переходных периодов», которые обеспечивают дискретной модели соответствие аналоговой природе исторического процесса. Впрочем, наша позиция не единственно возможная. Так, Т. П. Лолаев отмечает, что «единицами функционального исторического времени являются временные промежутки, периоды, образуемые последовательно сменяющимися состояниями конкретного исторического процесса» [146, с. 130], подразумевая дискретность исторического процесса.

В дальнейшем мы столкнемся с тем, что, например, постиндустриальная теория также оперирует дискретно­стадиальной логикой осмысления исторического процесса в своей концептуализации.

Однако постиндустриалисты признают за собой «грех» схематизации и указывают на необходимость понимания непрерывности и динамичности исторического процесса, а не восприятия развития как набора статичных дискретных состояний, время от времени переходящих одно в другое. По сути, вся теория постиндустриализма, о чем мы еще будем говорить ниже, является осмыслением и описанием очередного «переходного периода».

В этом смысле подход к пониманию сущности исторического времени Е.А. Корягиной представляется хоть и не конкретизированным методологически, но более правильным концептуальным. «Историческое время есть констатация и фиксация живой связи прошлого, настоящего и будущего в калейдоскопе социальных событий, обеспечивающие как непрерывность течения жизни человеческого общества в целом, так и ее дискретность, разделенность на различные отрезки, интервалы» [133, с. 540].

Исходя из причинно-следственной цепи, выстраивается хронологическая линия: направление хронологического потока «прошлое» определяет причину. Направление хронологического потока «будущее» определяет следствие - «историческое время становится средством членения, структурирования исторического процесса [как причинно-обусловленного явления - И.Т.]» [133, с. 538]. Хронология основана на принимаемом постулате об однонаправленности причинно-следственной связи - причина события не может лежать относительно события в будущем, причина всегда раньше следствия. Данное восприятие исторического времени тождественно физической «стреле времени» Больцмана: не зная второго закона термодинамики и физического понятия о «необратимых процессах», человечество уже сделало вывод об однонаправленности потока времени.

Одного использования хронологической прямой недостаточно; для социального восприятия времени как набора последовательно сменяющих друг друга статичных состояний социума необходима вторая ось. В различных теориях и подходах к изучению исторического процесса эта ось имела разную природу - «уровень развития производительных сил», «уровень

KJ ______ _____________________________________ TX KJ

пассионарности этноса», «социальный прогресс» и пр.

В данный момент, для нас не играет определяющей роли то, какое измерение социальной действительности отражает вторая ось - главное, что она служит для фиксирования не только хронологического положения общества относительно всего исторического процесса, но и для качественного описания социума.

Некоторую проблему создает вопрос о целенаправленности потока исторического или социального времени. Здесь может быть сразу несколько моделей: время как геометрическая прямая (этой моделью мы оперировали выше), как кольцо и как расширяющаяся спираль. Координатная система будет опираться на понятие «повторяемость» событий. При восприятии времени как прямой мы не можем в будущем столкнуться с событием, которое уже имело место в прошлом (во-первых, линейная модель опирается на создание хронологии посредством установления однонаправленных причинно-следственных связей; во-вторых, в рамках этой модели каждый момент времени неповторим и однократен). При восприятии времени как кольца мы цикл за циклом будем сталкиваться с идентичными, тождественными состояниями и явлениями. При восприятии времени как спирали мы не встретим в будущем явлений полностью идентичных прошлому, однако столкнемся с повторяемостью условий с учетом изменения их масштабов, в зависимости от витка хронологической спирали.

Условно говоря, время-прямая - это «евклидова» модель времени. Кольцеобразные или спиральные модели - «релятивистское» искривленное восприятие времени. Эти «модели» или «формы» времени мы можем проследить вплоть до мифологического осмысления времени и, гипотетически, даже вплоть до дописьменного периода истории человечества.

Из посылки о связи «счета времени» и повторяющихся природных изменений можно извлечь интересный вывод: если концепция «счета времени» имеет начало в отношениях человека с природой (тезис столь же недоказуемый, сколь и неопровержимый), то именно природная цикличность должна лежать и в метафизическом восприятии времени. В космогонических системах народов мира мы действительно можем заметить концепцию цикличности в разных вариантах. Собственно, можно отметить, что повторяющийся цикл (в двух формах - круг и спираль) и линеарная (или линейная) форма («стрела времени» - направленный в будущее луч в современном восприятии феномена времени) являются двумя основными «формами» времени - графическим восприятием этого феномена

1.1.7.

<< | >>
Источник: Тузовский, И. Д.. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. 2009

Еще по теме К вопросу о «переходном периоде от переходного периода к переходному периоду», или минусы условной периодизации.:

  1. ТЕОРИЯ ПРАВА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ГЛАВА 5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СТАБИЛЬНОГО ПЕРИОДА
  2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ГЛАВА 1. ПЕРЕХОДНое ГОСУдАРСТВо: Понятие, сущность
  3. 4.1. Понятие переходного периода
  4. Определение понятия «государство переходного периода».
  5. 4.4. Условия завершения переходного периода
  6. 6.1. Понятие правовой системы переходного периода
  7. О роли государства в переходный период.
  8. О методологических основах изучения государственности переходного периода.
  9. Структура учебника по курсу «Теория государства и права переходного периода»
  10. 8.1. Правотворчество в переходный период
  11. Цель и задачи курса «Теория государства и права переходного периода».
  12. 3.2. Преемственность государственных институтов в переходный период
  13. 21.4. Основные закономерности переходного периода
  14. Источниковедческая база курса «Теория государства и права переходного периода».
  15. Сорокин В.В.. Теория государства и права переходного периода: Учебник, 2008
  16. Методологические основы курса «Теория государства и права переходного периода».
  17. О преемственности государственных институтов в переходный период.
  18. 2.2. Режим чрезвычайного положения в условиях переходного периода
  19. 6.2. Характеристика противоречий правовой системы в переходный период
  20. 1.13. Возможности синергетики в изучении правовой системы переходного периода