<<
>>

Время и его виды, или в поисках поля исследования.

1.1.2.

1.1.3. Можно отметить несколько ключевых направлений в исследовании природы времени, основных подходов к пониманию его природы. К этим подходам мы будем апеллировать в рамках нашего исследования:

1.

время - мера происходящих изменений, последовательно детерминированных причинно-следственными связями явлений (учитывая второй закон термодинамики время - мера измерения энтропии физической вселенной и синергии одухотворенной вселенной).

2. время - как последовательная связь локальных состояний процессов в пространстве (такая трактовка предполагает реально «безвременное» существование всех прошлых и будущих «пространств»).

3. время - одна из осей физического континуума, вдоль которой «протянуто» сознание мыслящего объекта.

Наша работа основана на индуктивном синтезе образа будущего, формирующегося как результат восприятия и анализа человечеством прошлого и настоящего и построения различных вариантов прогноза. То есть два ключевых элемента - это причинно-следственная связь прошлого и будущего через настоящее и «образ мира», который предполагается (прогнозируется) для будущего времени.

В силу этого в нашей работе мы будем больше оперировать первым подходом к природе времени - время как мера последовательных, связанных причинной цепью изменений.

Некоторые исследователи связывают появление понятия времени («осознание» или рефлексию этого явления) с неолитической революцией и переходом к производящему аграрному хозяйству или относят это понимание даже к более древнему периоду человеческой истории [154]. Основанием для отнесения осознания времени к неолитической революции служит необходимость при ведении сельского хозяйства четкого знания периодов посева, сбора урожая и т.д. Однако такая концепция не выдерживает даже логической критики - присваивающее хозяйство - охота, рыболовство и собирательство также требует знания «сезонов» (нереста рыбы, сезонных миграций травоядных и пр.), то есть и минимально необходимого счета времени [154].

И. В. Бестужев-Лада отмечает, что осознание сезонных изменений не есть понимание времени, оно представлено тремя модусами и «первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего.» [81]. Следуя этой логике, приходится признать, что человечество поначалу осознало понятие длительности, а уже затем выработало концепцию времени - «такой формы существования,

которая позволяет различать “раньше” и “позже” прошлое и будущее» [102, с. 13].

В науке принято выделять два базовых направления в

исследованиях времени - время фундаментальное (то самое время

2 Неолитической революцией обычно называют переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему (земледелии и скотоводство)

как неопределимое понятие) и времена концептуальные. К последним относятся, например, время физических процессов (которое чаще всего отождествляется с фундаментальным, с чем согласны отнюдь не все ученые [145, с. 158]), историческое и т.д. О. Ю. Матвеева и И. В. Мелик-Гайказян справедливо отмечают, вслед за Э. Тоффлером, что «в социальных науках время остается огромным белым пятном» [150, с. 65].

Как отмечает В. Ф. Диденко «Операция выделения новой разновидности времени зачастую сводится к тому, что термин «время» соединяется с названием изучаемой предметной области, а затем характеризуется теми или иными специфическими особенностями. Таким образом, объективно возникает проблема классификации основных типов времени» [45, с. 9, 15-16].

Я. Петерс выделяет следующие типы времени: «физическое (хронологически измеряемое время биологических,

астрономических и других материальных процессов, подтверждаемое действием), субъективное (индивидуальное восприятие времени), культурное (распространенное представление о времени в определенной социальной общности), социальное (время, измеряемое социальными событиями, структурами и деятельностью), символическое (временное пространство мифологически-идеологического значения), бытовое или научное (непосредственно-воспринимаемое или аналитически-

перерабатываемое время), качественное или количественное (время, измеряемое ориентацией как на культурные ценности, так и на практические действия), циклическое или линеарное (время неизменного круговорота или постоянного развития)» [1 63, с.

138].

Однако такая классификация представляется нам избыточной, кроме того, неявным образом подразумевает сразу несколько классификаций по разным критериям.

Мы ограничимся классификацией по области исследования:

- математическое время

- физическое время

- геологическое время

- историческое время (как исторический процесс изменения человеческого общества, «то, что имеет отношение к актуальной исторической реальности, то есть эпохе, которая имеет место в действительности, соответствует специфическим глобальным параметрам в мире, стране, к событиям, которые напоминает эта реальность» [44, с. 14]).

- социальное время (время как восприятие индивидом личных изменений, или изменений социума, затрагивающих индивида: «социальное время выражает последовательность изменений социальной значимости материальной и духовной деятельности Социальное время включает в себя индивида, время поколения и время истории» [45, с. 10, 16]). Оно регулируется обществом [43, с. 10] и, очевидно, само также является, наоборот, общественным регулятором.

Последние два концептуальных типа времени очевидным образом связаны. Е. А. Корягина отмечает, что «решение вопроса об отношении исторического времени к социальному» является «недостаточно определенным» [133, с. 538], а Б.С. Сивиринов вообще включает историческое время в социальное [64, с. 22].

Чтобы избежать ощущения того, что они дублируют друг друга, необходимо отметить важный момент - историческое время прослеживается обыкновенно относительно всей человеческой цивилизации или ее крупной общности (цивилизации, государства, народа, культуры и пр.). Социальное время обычно прослеживается для «малых» в таких масштабах групп - классов, сословий, восприятия исторического времени отдельным человеком. Социальное время - это, прежде всего, время настоящего и «прилегающего» к нему прошлого и будущего. Историческое время - субъективное восприятие человеком связи между различными статичными состояниями социума на основе причинно­следственной цепи событий (истории). Б.С. Сивиринов, на тех же основаниях, включает в модусы исторического времени не только прошлое и настоящее, но и будущее [64, с. 27].

1.1.4.

<< | >>
Источник: Тузовский, И. Д.. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. 2009

Еще по теме Время и его виды, или в поисках поля исследования.:

  1. Время социально-историческое или время этическое?
  2. § 14. Далѣе: въ трудѣ мы находимъ два момента: напряженіе, или трудъ, усиліе, использованіе энергіи-—и продолжительность, или потраченное время.
  3. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 2432 УК РФ)
  4. Структурная иерархия прогнозов или в поисках места футурологии и антиутопий.
  5. У древних евреев повторилось убийство отца, когда возмутившийся народ убил своего отца-пророка (Моисея), но спустя некоторое время раскаялся, признал его святым и принял его религию.
  6. Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации Комментарий к статье 8.18
  7. Государственный соблазн опасен для народа - порабощает его духовную жизнь, свободу и стремления к поиску Бога.
  8. Глава 2 Наполеон и его время
  9. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  10. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  11. Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения
  12. §906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.
  13. 3.5.1. Источники поля.